Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 02:38, курсовая работа
Понятие экономического анализа и анализа хозяйственной деятельности
Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия...........................................................................8
1.1. Понятие экономического анализа и анализа
хозяйственной деятельности...........................................................................8
1.2. Предмет, объект, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности....................................................................................................11
1.3. Виды анализа хозяйственной деятельности..........................................14
1.4. Организация и информационное обеспечение
анализа хозяйственной деятельности...........................................................18
Глава 2. Методы и инструменты экономического анализа хозяйственной деятельности...................................................................................................21
2.1. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.................................................................................................. 21
2.2. Методика факторного анализа...............................................................25
2.3. Методика функционально-стоимостного
анализа.............................................................................................................27
2.4. Методика маржинального анализа........................................................29
2.5. Методика выявления и подсчета резервов
в анализе хозяйственной деятельности........................................................30
Глава 3. Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта…………………………………………………………………….....34
Глава 4. Анализ организации экономической работы на предприятии…36
Глава 5. Оценка результатов деятельности предприятия……………...…43
Глава 6. Совершенствование экономической работы на предприятии.....48
Заключение…………………………………………………………………..49
Список используемых источников…………………………………………50
Приложения………………………………………………………………......51
Глава
1. Содержание и значение экономического
анализа в управлении деятельностью предприятия.
1.1.
Понятие экономического
Термин «анализ» происходит от греческого «analysis» и в переводе означает «разложение», «разделение». Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования.
Под анализом в широком плане понимается метод научного исследования, способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
В науке применяются различные виды анализа: физический, математический, статистический, экономический и др. Экономический анализ носит в основном прикладной характер.
В
настоящее время следует
Анализ хозяйственной деятельности представляет собой:
- систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития предприятия;
- функцию управления, которая обеспечивает эффективность принимаемых решений;
- элемент в системе управления производством, связанный с поиском, измерением и обоснованием величины внутрихозяйственных резервов.
Современное состояние экономического анализа можно охарактеризовать как основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик, созданных российскими учеными-экономистами, используется в управлении хозяйственной деятельностью на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.
Одним из новейших направлений в развитии теории и практики анализа хозяйственной деятельности за рубежом является контроллинг, который определен как концепция информации, управления и регулирования бизнеса. С точки зрения предприятия контроллинг определяют как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности.
В зависимости от вида деятельности, размеров предприятия и его управленческой структуры существуют различные подходы к системе организации контроллинга. Например, на крупных и средних предприятиях руководитель службы контроллинга (контроллер) — это коммерческий директор предприятия, которому подчинены отделы и службы внешнего учета (производственная и финансовая бухгалтерия, ревизия, страхование, организация производства) и, зачастую, информационно-вычислительные центры. На небольших предприятиях главный контроллер является руководителем предприятия или главным менеджером, а основная служба контроллинга — это бухгалтерия.
Основная задача контроллеров заключается в поиске и предложении идей, позволяющих предприятию повысить экономическую эффективность хозяйственной деятельности.
Экономический анализ сформировался в результате разделения наук, вызванного их чрезмерной специализацией. В настоящее время экономический анализ является самостоятельной наукой. Но очевидна его связь и с другими науками: бухгалтерским учетом, статистикой, математикой, планированием, менеджментом, маркетингом.
Основным поставщиком информации для целей экономического анализа является бухгалтерский (управленческий, налоговый) учет и статистика. Помимо получения информации экономический анализ заимствует у статистики некоторые приемы обработки информации (методы корреляции и регрессии, метод группировок, индексный метод).
Использование математических методов в экономическом анализе позволяет формировать модель экономического процесса и изучать функциональные зависимости между отдельными элементами этого процесса.
Принятие
оптимальных решений невозможно
без проведения комплексных исследований
как в рамках предприятия, так
и в рамках окружающей его среды,
которая является, с одной стороны, поставщиком
ресурсов для его деятельности, с другой
стороны, потребителем его продукции.
Окружающая среда создает также определенные
условия для функционирования предприятия.
В связи с вышеизложенным, экономический
анализ является и обеспечивающей базой
маркетинга.
1.2.
Предмет, объект, задачи и принципы анализа
хозяйственной деятельности.
Под предметом экономического анализа традиционно понимается вся доступная исследованию реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии.
Предметом
экономического анализа на микроуровне
(анализа хозяйственной
Объективные факторы, воздействующие на хозяйственную деятельность предприятия, связаны с действием экономических законов. К ним можно отнести спрос и предложение, цены, тарифы и др. Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека и целиком зависят от него. К ним можно отнести непосредственное ведение хозяйственной деятельности, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов, организацию производства, финансовую деятельность и др.
Необходимо отметить, что объекты анализа хозяйственной деятельности, напрямую зависят от целей анализа. Так, с одной стороны, объектом анализа хозяйственной деятельности может быть предприятие в целом или его отдельные производственные подразделения. С другой стороны, объектом анализа хозяйственной деятельности являются экономические процессы и явления, происходящие на предприятии и находящие отражение в конкретных показателях. Например, объем производства и реализации, себестоимость продукции или услуг, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и др.
Анализ хозяйственной деятельности состоит из двух взаимосвязанных разделов: управленческий анализ и финансовый анализ. Поэтому задачи анализа меняются в зависимости от его вида.
Управленческий анализ предполагает следующие задачи:
- повышение научно-экономической обоснованности нормативов;
- объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов;
- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
- выявление и подсчет внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;
- оценка управленческих решений.
Основные задачи финансового анализа:
-своевременное выявление недостатков в финансовой деятельности предприятия;
-поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия;
-прогнозирование возможных финансовых результатов деятельности предприятия, учитывая наличие собственных и заемных ресурсов;
-разработка моделей финансового состояния предприятия
-при разнообразных вариантах использования ресурсов;
-разработка мероприятий, направленных на укрепление финансового состояния предприятия.
Содержание
анализа хозяйственной
Анализ хозяйственной деятельности должен отвечать ряду принципов, следование которым позволяет провести его качественно, быстро, системно. Приведем основные принципы анализа:
1. Анализ должен базироваться на государственном подходе, то есть при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйственной деятельности необходимо учитывать их соответствие экономической, социальной, экологической, международной политике государства и законодательству.
2.
Анализ должен носить научный
характер, то есть учитывать требования
экономических законов
3. Анализ должен быть комплексным, то есть охватывать все звенья предприятия и все стороны хозяйственной деятельности.
4.
Анализ должен обеспечивать
5.
Анализ должен быть
6. Анализ должен быть действенным, то есть активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе предприятия и его структурных подразделений.
7. Анализ должен проводиться по плану, то есть необходимо планировать аналитическую работу на предприятии, распределять обязанности по ее выполнению между исполнителями и осуществлять контроль за ее проведением.
8.
Анализ должен быть
9.
Анализ должен отвечать
10.
Анализ должен быть эффективным, то есть
затраты на его проведение должны давать
многократный эффект.
1.3.
Виды анализа хозяйственной
В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам (табл. 1).
Таблица 1
Классификация
видов анализа хозяйственной
деятельности
Классификационный признак | Вид анализа | Назначение |
1.Отраслевой признак | Отраслевой | Проводится с учетом специфики отдельных отраслей экономики |
|
Межотраслевой | Применяется во всех отраслях национальной экономики |
2. Признак времени | |
|
Предварительный
(прогнозный) |
Проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий | |
Последующий
(ретроспективный) |
Проводится после совершения хозяйственных операций для оценки результатов деятельности предприятия. Подразделяется на оперативный (ситуационный) и итоговый (заключительный) | |
3.Пространственный признак | Внутрихозяйственный | Изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений |
Межхозяйствен-ный | В процессе анализа сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий | |
4. По объектам управления | Технико-экономический | Изучает взаимодействие технических и экономических процессов, их влияние на результаты хозяйственной деятельности |
Финансово-экономический | Анализ финансовых результатов деятельности предприятия, финансового состояния предприятия | |
Управленческий | Проводится в целях планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений | |
Социально-экономический | Изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на результаты хозяйственной деятельности | |
Экономико-статистический | Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления | |
Экономико-экологический | Исследует взаимодействие экономических и экологических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию | |
Маркетинговый | Применяется для
изучения внешней и внутренней среды
функционирования предприятия, разработки
тактики и стратегии | |
5. По методике изучения объектов | Сопоставительный | Применяется для сравнения отчетных показателей с показателями плана, данными прошлых лет, передовых предприятий |
Факторный | Направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей | |
Функционально-стоимостной | Представляет собой метод выявления резервов и предупреждения лишних затрат в процессе производства продукции, оказания услуг | |
Маржинальный | Представляет собой метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные | |
Экономико-математический | Применяется для выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов | |
6. По субъектам (пользователям) анализа | Внутренний | Проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления хозяйственной деятельностью |
Внешний | Проводится на основании финансовой и статистической отчетности внешними организациями (банками, акционерами, инвесторами и др.) | |
7.
По охвату
изучаемых объектов |
Сплошной | Проводится по результатам обследования всех без исключения объектов |
|
Выборочный | Проводится по результатам обследования только части объектов |
8. По содержанию программы | Комплексный | В процессе анализа деятельность предприятия изучается всесторонне |
|
Тематический | В процессе анализа изучаются только отдельные стороны хозяйственной деятельности предприятия, представляющие в определенный момент наибольший интерес |