Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 02:38, курсовая работа
Понятие экономического анализа и анализа хозяйственной деятельности
Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия...........................................................................8
1.1. Понятие экономического анализа и анализа
хозяйственной деятельности...........................................................................8
1.2. Предмет, объект, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности....................................................................................................11
1.3. Виды анализа хозяйственной деятельности..........................................14
1.4. Организация и информационное обеспечение
анализа хозяйственной деятельности...........................................................18
Глава 2. Методы и инструменты экономического анализа хозяйственной деятельности...................................................................................................21
2.1. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.................................................................................................. 21
2.2. Методика факторного анализа...............................................................25
2.3. Методика функционально-стоимостного
анализа.............................................................................................................27
2.4. Методика маржинального анализа........................................................29
2.5. Методика выявления и подсчета резервов
в анализе хозяйственной деятельности........................................................30
Глава 3. Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта…………………………………………………………………….....34
Глава 4. Анализ организации экономической работы на предприятии…36
Глава 5. Оценка результатов деятельности предприятия……………...…43
Глава 6. Совершенствование экономической работы на предприятии.....48
Заключение…………………………………………………………………..49
Список используемых источников…………………………………………50
Приложения………………………………………………………………......51
Одним из способов систематизации факторов является создание факторных систем. Создать факторную систему — значит представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.
Основными методами и приемами факторного анализа являются метод элиминирования и индексный метод.
Элиминирование применяется в том случае, когда необходимо условно устранить воздействие на обобщающий показатель всех факторов за исключением одного или нескольких основных, влияние которых на изучаемый объект и определяется.
Наиболее распространенными вариантами элиминирования являются методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.
Замена базисного частного показателя фактическим называется подстановкой, а способ, с помощью которого эти замены производятся, методом цепных подстановок. Число подстановок равно числу частных показателей, а число расчетных позиций на единицу больше за счет наличия исходных данных. Фактор, влияние которого необходимо определить, рассматривается как переменный, а все другие по отношению к нему — как постоянные. Результат влияния определяется разностью между полученной расчетным путем величиной обобщающего показателя и его предшествующим значением.
Метод абсолютных разниц предусматривает расчет влияния каждого фактора по абсолютному отклонению его фактического значения от базисного (планового, проектного, среднеотраслевого, прогрессивного). Подстановка предусматривает замену базисного частного показателя не полной величиной отчетного, а лишь алгебраическим отклонением отчетного показателя от базисного. Это позволяет без последующего исчисления разности обобщающих показателей определить влияние частного фактора на обобщающий показатель.
Метод относительных разниц считается одним из самых эффективных способов факторного анализа. Он применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).
Рассмотренные
выше методы относятся к детерминированному
факторному анализу, то есть анализу, в
котором связь факторов с результативным
показателем носит функциональный характер.
Кроме детерминированного анализа существует
стохастический факторный анализ. Он представляет
собой методику исследования факторов,
связь которых с результативным показателем
является вероятностной (корреляционной).
К стохастическому относятся корреляционный
анализ, дисперсионный анализ, многомерный
факторный анализ.
2.3.
Методика функционально-
Функционально-
В
настоящее время функционально-
Считается, что каждый объект, продукт и т.д. создается и существует, чтобы удовлетворять определенные потребности, то есть выполнять определенные функции. Все функции, которые выполняет объект, можно разделить на основные, вспомогательные (дополнительные) и ненужные (лишние). Поэтому все затраты на создание объекта подразделяются на необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства технологических решений. Кроме того, необходимо отметить, что каждая функция может быть выполнена разными способами путем разных технических и технологических решений и, соответственно, требует разных объемов затрат. Выбирая тот или иной способ осуществления определенной функции, можно заранее определить минимальную сумму затрат на ее создание.
Сущность методики функционально-стоимостного анализа заключается в следующем: он основан на сравнении фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными. Положительные отклонения и считаются резервами.
Основными
этапами функционально-
- общая характеристика объекта исследования;
- детализация объекта на функции;
- группировка выделенных функций на главные, вспомогательные и ненужные;
- определение и группировка затрат соответственно выделенным функциям;
- исчисление суммы затрат на изготовление объекта при исключении лишних функций и использовании других технических и технологических решений;
- разработка предложений по технологическому и организационному усовершенствованию производства.
В
качестве способов и приемов функционально-
2.4.
Методика маржинального анализа
Маржинальный анализ — это метод обоснования управленческих решений в бизнесе, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: объемом продаж, себестоимостью и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Маржинальный анализ возник в 30-х годах XX века в США. Впервые был подробно описан в отечественной литературе в 1971 году Н.Г.Чумаченко.
В основу методики маржинального анализа положено:
- деление затрат в зависимости от изменения объема продаж на условно-переменные и условно-постоянные;
- использование категории маржинального дохода, который определяется как разность между выручкой от реализации и условно-переменными затратами.
С помощью маржинального анализа можно обосновать выбор вариантов изменения производственной мощности предприятия, ассортимента продукции и услуг, цен на новые товары и услуги, оборудования производственных помещений, технологии производства, определить безубыточный объем продаж и зону финансовой безопасности предприятия.
Основные этапы проведения маржинального анализа:
1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа.
2. Определение суммы условно-постоянных и условно-переменных издержек на производство и реализацию продукции (услуг).
3. Расчет величины исследуемых показателей.
4. Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей.
5.
Факторный анализ изменения
6.
Прогнозирование величины
В
системе маржинального анализа
можно использовать алгебраические
и графические методы определения и оценки
исследуемых показателей.
2.5.
Методика выявления и подсчета
резервов в анализе хозяйственной деятельности
В экономической литературе и практике анализа хозяйственной деятельности встречается два определения понятия «резервы». Во-первых, резервы — это запасы ресурсов, необходимые для бесперебойной работы предприятия, то есть резервные фонды. Во-вторых, резервы — это возможность повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия, то есть хозяйственные резервы. Остановимся более подробно на втором понятии.
Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятия состоит в наиболее полном и рациональном использовании всех имеющихся ресурсов с целью увеличения объема реализации услуг при минимальных затратах живого и овеществленного труда на единицу услуг.
По своей экономической природе и характеру воздействия на результаты производства резервы делятся на экстенсивные и интенсивные. К резервам экстенсивного характера относятся те, которые связаны с использованием в производстве дополнительных ресурсов, увеличением времени использования ресурсов и устранением непроизводительных потерь ресурсов. Резервами интенсивного характера считаются те, которые связаны с наиболее полным и рациональным использованием имеющегося производственного потенциала: совершенствование используемых средств и предметов труда, совершенствование организации производства и труда, совершенствование технологии производства, ускорение оборачиваемости капитала предприятия.
По способам выявления резервы делятся на явные и скрытые. К явным относятся те резервы, которые легко выявить по данным бухгалтерского учета и отчетности. К скрытым резервам относятся те, которые связаны с внедрением достижений НТП и передового опыта и которые не были предусмотрены планом. Эти резервы никак не отражаются в действующей системе отчетности, но их своевременное выявление и использование могут привести к повышению эффективности и конкурентоспособности предприятия.
Неиспользованные резервы можно выявить на каждой стадии жизненного цикла услуги.
На стадии внедрения на рынок изучается потребность в услуге, свойства, которыми она обладает, разрабатывается технологический процесс. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет внедрения передовых технологий оказания услуги, применения более дешевых материалов (для материалоемких услуг) и т.д. Выявление и учет этих резервов приводит, как правило, к уменьшению прямых материальных и трудовых затрат и снижению себестоимости услуги.
На стадии роста происходит увеличение объема реализации услуг в результате возрастающего спроса на них. На этом этапе величина резервов снижается за счет того, что уже произведены работы по созданию производственных мощностей, приобретению необходимого оборудования и инструментов, налаживанию производственного процесса. Коренное изменение этого процесса уже невозможно без больших потерь. Поэтому на этой стадии выявляются и используются в качестве резервов те излишние затраты ресурсов, которые не затрагивают производственного процесса. Эти резервы связаны с улучшением организации труда, сокращением простоев оборудования, экономией и рациональным использованием сырья и материалов.
На стадиях внедрения на рынок и роста скрыты наиболее существенные резервы.
На стадии зрелости происходит насыщение рынка, замедляется рост объема реализации услуг. В качестве основных резервов на этой стадии рассматривается возможность снижения себестоимости услуг за счет возможной экономии против плановых затрат по всем статьям расходов.
На стадии спада возможность выявления неиспользованных резервов, как правило, минимальна. Это связано с необходимостью дополнительных затрат для стимулирования и активизации сбытовой деятельности. Резервы снижения затрат обусловлены в основном экономией электроэнергии, топлива, применением более дешевых аналогов основного и вспомогательного сырья и материалов и др.
Этапы поиска резервов:
1. Приведение всех показателей в сопоставимый вид.
2.
Выявление различий в
3. Выявление причин, вызывающих эти различия.
4.
Оценка реальной величины
5.
Разработка мероприятий по
6.
Оценка потенциальной
7. Определение влияния выявленных резервов на повышение эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности.
Для подсчета величины резервов в анализе хозяйственной деятельности используется ряд способов: прямого счета, сравнения, факторного анализа, маржинального анализа, функционально-стоимостного анализа, математического программирования. Рассмотрим некоторые из них.