Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 02:38, курсовая работа

Описание

Понятие экономического анализа и анализа хозяйственной деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………...5
Глава 1. Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия...........................................................................8
1.1. Понятие экономического анализа и анализа
хозяйственной деятельности...........................................................................8
1.2. Предмет, объект, задачи и принципы анализа хозяйственной деятельности....................................................................................................11
1.3. Виды анализа хозяйственной деятельности..........................................14
1.4. Организация и информационное обеспечение
анализа хозяйственной деятельности...........................................................18
Глава 2. Методы и инструменты экономического анализа хозяйственной деятельности...................................................................................................21
2.1. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности.................................................................................................. 21
2.2. Методика факторного анализа...............................................................25
2.3. Методика функционально-стоимостного
анализа.............................................................................................................27
2.4. Методика маржинального анализа........................................................29
2.5. Методика выявления и подсчета резервов
в анализе хозяйственной деятельности........................................................30
Глава 3. Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта…………………………………………………………………….....34
Глава 4. Анализ организации экономической работы на предприятии…36
Глава 5. Оценка результатов деятельности предприятия……………...…43
Глава 6. Совершенствование экономической работы на предприятии.....48
Заключение…………………………………………………………………..49
Список используемых источников…………………………………………50
Приложения………………………………………………………………......51

Работа состоит из  1 файл

главное.doc

— 230.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.4.Организация  и информационное обеспечение  анализа хозяйственной деятельности. 

       Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

       1. Выделение объектов анализа.

       2. Планирование аналитической работы.

       3. Информационное и методическое  обеспечение анализа.

       4. Аналитическая обработка полученной  информации.

       5. Оформление результатов анализа.

       6. Разработка рекомендаций по результатам  анализа и контроль за их внедрением на предприятии.

       На  крупных промышленных предприятиях организацию и управление аналитической работой осуществляет главный экономист или заместитель директора по экономическим вопросам. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу начальник планового отдела или главный бухгалтер. Иногда для проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности на предприятии или в качестве независимых экспертов и консультантов привлекаются специализированные организации (например, консалтинговые или аудиторские фирмы).

       Источники информации, которые используются при  проведении анализа хозяйственной деятельности, можно подразделить на плановые, учетно-отчетные и внеучетные.

       Плановые  источники включают в себя различные  планы, нормы и нормативы, сметы, ценники, проектные задания.

       К учетно-отчетным источникам следует  отнести данные бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета и отчетности.

       Внеучетные источники информации — федеральные законы и другие официальные документы, хозяйственно-правовые документы, материалы ревизий, аудиторских проверок, материалы производственных совещаний, собраний трудового коллектива, заседаний совета директоров, техническая и технологическая документация, средства массовой информации и пр.

       Совокупность  информационных потоков, исходящих  из разных источников, можно определить как систему экономической информации, основными принципами создания которой должны являться полезность, объективность, единство и оперативность.

       В системе экономической информации для целей анализа отдельно можно выделить микроуровневую маркетинговую систему информации. Основной задачей этой системы является наблюдение за рынком в целях обеспечения соответствия предприятия рыночным условиям, поэтому она включает в себя:

       - информацию о внутрифирменных информационных потоках;

       - информацию о состоянии рынка;

       - маркетинговые наблюдения и анализ (для изучения конкретных проблем маркетинга);

       - систему поддержки маркетинговых решений (применение экономико-математического моделирования).

       Пользователями  информации о состоянии хозяйственной  деятельности предприятия могут быть следующие группы лиц:

       - руководители предприятия, которые на основе этой информации обеспечивают эффективное управление предприятием и принимают действенные управленческие и плановые решения;

       - акционеры (владельцы) предприятия, которые на основе этой информации оценивают, насколько эффективно и прибыльно ведется хозяйственная деятельность предприятия;

       - коммерческие партнеры предприятия (например, поставщики или покупатели), которые на основе этой информации оценивают надежность предприятия (как поставщика), а также его платежеспособность (как покупателя);

       - кредиторы предприятия, которые на основе этой информации оценивают кредитоспособность предприятия (возможность выплачивать проценты и в конечном счете погасить ссуду);

       - налоговые службы, которые на основе этой информации получают данные о формировании у предприятия налоговой базы по тому или иному обязательному платежу (особенно по налогу на прибыль);

       - работники предприятия, которые на основе этой информации могут сделать вывод о перспективах каждого из них на данном предприятии (изменение заработной платы, получение социальных гарантий и льгот, возможность карьерного роста);

       - финансовые аналитики и консультанты, которые на основе этой информации могут разрабатывать рекомендации для предприятия по вопросам, касающимся его хозяйственной деятельности, для потенциальных инвесторов и партнеров предприятия;

       - общественность, которая на основе этой информации может оценить, как деятельность предприятия влияет на членов общества (например, в вопросах экологии, занятости, социальной политике).

       Эффективность аналитической работы может быть повышена посредством ее компьютеризации. К ряду достоинств применения ЭВМ для целей анализа относятся следующие:

       - сокращение сроков проведения анализа;

       - более полное использование информации;

       - точность расчетов;

       - постановка и решение многомерных задач. 
 
 
 
 

       Глава 2. Методы и инструменты экономического анализа хозяйственной деятельности. 

       2.1. Методика комплексного анализа  хозяйственной деятельности. 

       Развитие  и углубление анализа хозяйственной  деятельности являются необходимым условием стабильной работы предприятия и позволяют предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для достижения его конечной цели — получения максимальной прибыли. Цели, задачи и методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка: конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовая устойчивость и надежность предприятия как партнера. Поэтому в условиях рыночной экономики наибольший вес приобретают методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, на выработку мероприятий для принятия обоснованных управленческих решений.

       Под методикой в широком смысле обычно понимается совокупность способов и правил целесообразного выполнения какой-либо работы. В анализе хозяйственной деятельности методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом подчиненных достижению цели анализа. Различают общую и частные методики. Общую методику понимают как систему исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.

       Любая методика анализа содержит такие  моменты, как:

    цели и задачи анализа;

       - объекты анализа;

       - системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;

       - описание способов исследования изучаемых объектов;

       - источники данных для анализа;

       - указания по организации анализа;

       - указания по оформлению результатов анализа;

       - потребители результатов анализа.

       В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы и методы анализа. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.

       К традиционным методам и приемам можно отнести:

       - горизонтальный (трендовый) метод;

       - вертикальный (структурный) метод;

       - метод сравнения;

       - метод группировки;

       - балансовый метод;

       - графический метод;

       - методы и приемы факторного анализа.

       К нетрадиционным методам и приемам можно отнести:

       - методы и приемы функционально-стоимостного анализа;

       - методы и приемы маржинального анализа;

       - эвристические методы и приемы;

       - методы линейного программирования.

       Остановимся более подробно на характеристике некоторых  из них.

       Метод сравнения предусматривает сопоставление:

       - фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;

         - отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;

       - достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.

       Метод группировки (аналитическая группировка  показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.

       Балансовый  метод используется для определения суммарного влияния факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности произведенных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.

       Графический метод применяется в основном для того, чтобы сделать более выразительными и понятными тенденции и связи изучаемых показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.

       Методы  линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сводится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин. Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов может исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задач.

       Эвристические методы (методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», «Дельфи») основаны на результатах опыта, интуиции, экспертных оценок и применяются как для количественного измерения текущих событий, так и для прогнозирования их дальнейшего развития.

       Отдельно  рассмотрим методики факторного, функционально-стоимостного и маржинального анализа и  методику выявления и подсчета резервов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Методика факторного анализа 

       Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

       В анализе хозяйственной деятельности факторы — движущие силы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на хозяйственные процессы и результаты хозяйственной деятельности.

       По  степени воздействия на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся те факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Следует отметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может быть и основным, и второстепенным.

Информация о работе Содержание и значение экономического анализа в управлении деятельностью предприятия