Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 15:49, дипломная работа
Целью данной работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа данной экономической категории на примере Калининградского филиала КБ «Энерготрансбанк» (ОАО). Финансовая устойчивость банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию, позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и принимать соответствующие управленческие решения.
Введение……………………………………………………………… …………….4 1 Технико-экономическая характеристика КБ «Энерготрансбанк» (ОАО).6
1.1. КБ «Энерготрансбанк» (ОАО) и его история развития………………….6
1.2. Анализ основных показателей деятельности КБ «Энерготрансбанк» (ОАО)…………………………………………………….12
1.2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса………………………………………………………………………………12
1.2.2. Анализ доходов и расходов КБ «Энерготрансбанк» (ОАО)…….16
1.2.3. Анализ прибыли КБ «Энерготрансбанк» (ОАО)…………………24
1.2.4. Анализ показателей рентабельности……………………………...27
2 Методологические подходы к изучению кредитоспособности клиента коммерческого банка……………………………………………………………..30
2.1. Сущность кредитной политики банка……………………………………30
2.1.1. Необходимость управления кредитными операциями………….37
2.1.2. Управление кредитными рисками…………………………………43
2.1.3. Этапы кредитования и анализ кредитоспособности заемщика….49
2.2. Обзор регионального рынка кредитных услуг…………………………57
3 Совершенствование методики анализа кредитоспособности клиента банка…………………………………………………………………………….…..62
3.1 Анализ кредитоспособности клиента КБ «Энерготрансбанк» (ОАО)…62
3.2 Рейтинговая оценка кредитоспособности……………………………….75
3.3. Методика анализа кредитоспособности, проводимая в КБ «Энерготрансбанк» (ОАО)………………………………………………………...81
Заключение………………………………………………………………………...83
Список использованной литературы…………………………………………..85
Приложения……………………………………………………………………
д) Распределение рисков;
Основная идея распределения риска заключается в диверсификации кредитных операций по самым различным критериям таким образом, чтобы в случае убыточность отдельных кредитов не имела для банка катастрофических последствий. Согласно этому принципу кредиты должны выдаваться по возможности большому количеству заемщиков, при этом причины возможного несоблюдения с заемщиками условий кредитного договора должны находиться под влияниями различных факторов.
е) Ограничение рисков;
Ограничение кредитных рисков важно как при выдаче отдельного кредита, так и для процесса кредитования в целом. Оно конкретизируется в установлении лимитов, которые в зависимости от вида, группы заемщиков ограничивают размеры кредита сообразно готовности банка осуществить выдачу кредита. Особым моментом лимитирования кредита является то, что контрольные банковские органы многих стан фиксируют максимальные границы отдельных кредитов и общих объемов кредитования путем соотнесения их собственным капиталом банка, Законодательное ограничение кредитных операций в России и за рубежом было рассмотрено выше.
ж) Компенсация рисков.
Компенсация рисков путем хеджирования в принципе достигается тем, что банк создает в своем балансе так называемые контрпозиции, риски и шансы на прибыль по которым имеют отрицательную корреляцию с рисками и шансами на прибыль по хеджируемым позициям. Их возможная реализация зависит от наступления одних и тех же событий, при чем положительное изменение стоимости одной позиции компенсируется отрицательным изменением стоимости другой.
При так называемом «совершенном» хеджировании банк полностью избегает убытков, но и не получает никакой прибыли, в противном случае возможна лишь частичная компенсация рисков.
Еще одним из методом снижения рисков является организация работы с проблемными кредитами. Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности: (Приложение 8).
В банковской практике управляющие
обязаны иметь четкое представление
о структуре специфических
1. Необычные или необъяснимые
причины задержки
2. Любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.
3. Реструктурирование
4. Неблагоприятные изменения цены на акции заемщика.
5. Наличие чистых убытков
в течение одного или
6. Неблагоприятные изменения
структуры капитала заемщика (показателя
соотношения акционерного
7. Отклонение объема фактических продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.
8. Неожиданные и необъяснимые изменения в размере остатков на счетах клиента.
Наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.
Таковы основные стратегии активной политики управления кредитными рисками. Хочется подчеркнуть, что основной идеей в исследовании этого вопроса в работе является систематический подход, необходимость которого очевидна, когда речь идет о таких комплексных проблемах как кредитные риски. В банковской практике управляющие (это касается в первую очередь контроллинговых подразделений) обязаны иметь четкое представление как о структуре специфических кредитных рисков, так и о методах управления ими. Только в этом случае можно говорить о способности банка держать характерные для него риски под постоянным контролем.
Таким образом, банк должен определить все возможные риски, которые могут быть связаны с каждым кредитом и выработать меры по их снижению.
Этапы кредитования являются одним из наиболее важных вопросов в управлении кредитными операциями банка, так как здесь и находят свое применение все наработки банка по снижению риска, поддержанию ликвидности и получению максимальной прибыли.
Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:
– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;
– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде
– подготовка и заключение кредитного соглашения;
– контроль за выполнением условий соглашения и погашением кредита.
Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение.
Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.
В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.
1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).
2. Отчет о движении кассовых поступлений основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.
3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).
4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.
5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае представляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать: описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке; отраслевой и рыночный прогнозы; планы маркетинга; план производства; план менеджмента; финансовый план.
Заявка поступает к
соответствующему кредитному работнику,
который после ее рассмотрения проводит
предварительную беседу с будущим
заемщиком – владельцем или представителем
руководства фирмы. Эта беседа имеет
большое значение для решения
вопроса о будущей ссуде: она
позволяет кредитному инспектору не
только выяснить многие важные детали
кредитной заявки, но и составить
психологический портрет
Следующим этапом является интервью с клиентом. В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Это: сведения о клиенте и его компании; вопросы по поводу просьбы о кредите; вопросы, связанные с погашением кредита; вопросы по поводу обеспечения займа; вопросы о связях клиента с другими банками.
После беседы кредитный инспектор
должен принять решение: продолжать
ли работу с кредитной заявкой
или ответить отказом. Если предложение
клиента расходится в каких-то важных
аспектах с принципами и установками
политики, которую проводит банк в
области кредитных операций, то заявку
следует решительно отвергнуть. При
этом необходимо объяснить заявителю
причины, по которым кредит не может
быть предоставлен. Если же кредитный
инспектор по итогам предварительного
интервью решает продолжить работу с
клиентом, он заполняет кредитное
досье и направляет его вместе
с заявкой и документами, представленными
клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности.
Там проводится углубленное и
тщательное обследование финансового
положения компании-заемщика. При
этом кредитный инспектор должен
решить, кто из работников отдела лучше
подходит для проведения экспертизы.
Например, если речь идет об оценке обеспечения,
предложенного клиентом, то требуется
заключение опытного аналитика, так
как оценка имущества представляет
сложную процедуру. Если же требуется
получить сведения у кредитного агентства,
то этим может заняться менее квалифицированный
работник. Эффективность работы кредитного
инспектора определяется его умением
давать поручения тем служащим банка,
которые наилучшим образом
При анализе кредитоспособности используются разные источники информации:
– материалы, полученные непосредственно от клиента;
– материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
– сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщики, кредиторы, покупатели его продукции, банки и т. д.);
- отчеты и другие материалы
частных и государственных
Эксперты отдела кредитоспособности прежде всего обращаются к архивам своего банка. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.
Полный финансовый анализ предприятия складывается из трех частей: анализа его финансовых результатов, финансового состояния и деловой активности. При этом необходимо учитывать, что содержание и акценты финансового анализа деятельности предприятия зависят от цели его проведения. В случае, когда анализ проводится самим предприятием для выявления своих "слабых мест", возможностей повышения эффективности деятельности, устранения ошибок в производственном процессе и определения дальнейшего направления развития, указанные составные части детализируются до очень мелких аспектов функционирования предприятия. Однако для банка нет необходимости проводить финансовый анализ предприятия с такой степенью детализации, поскольку при кредитовании главной целью банка является оценка кредитоспособности заемщика и перспектив устойчивости его финансового положения на срок пользования кредитом.
Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств.
Основной источник информации для осуществления анализа финансового состояния предприятия - это форма №1 для годовой и периодической бухгалтерской отчетности предприятия "Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности "Отчет о финансовых результатах". Анализ кредитоспособности предприятия-заемщика разбивается на два основных этапа:
1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предприятия-заемщика с указанием специфических особенностей предприятия и оценкой его финансового положения.
2. Рейтинговая оценка предприятия-заемщика, дающая стандартную оценку финансового состояния предприятия и позволяющая сравнивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.
На этапе общего анализа кредитоспособности, чтобы получить описание финансового состояния заемщика, нужно: составить агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе агрегированных показателей баланса и провести их анализ; оценить деловую активность предприятия; сделать прогноз финансового состояния предприятия.