Совершенствование организации управленческого труда на предприятии на примере «кВАЗАР»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – разработка мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда в инжиниринговом центре «Квазар».
Объектом исследования является инжиниринговый центр «Квазар». Предметом исследования – организация управленческого труда в инжиниринговом центре «Квазар».
ективность их внедрения.

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya_Rabota_Organizatsia_i_normirovania_tr (1).doc

— 647.00 Кб (Скачать документ)

Понять сущность и  предназначение управленческих структур позволяет критерий их эффективности, действенности. На практике встречаются  такие примеры, когда созданные управленческие структуры не только не отвечают своему предназначению, но и оказываются вредными и излишними. Особенно это проявляется в чрезмерной бюрократизации управлении, «раздутие» управленческого аппарата ведет к излишним затратам на его содержание, а, следовательно, сказывается и на величине издержек производства и обращения. Таким образом, в понятие управленческих структур включают: сущность, как упорядоченный набор отдельных составляющих частей; истоки, связанные с разделением труда; основы, которыми выступают формы собственности; количественные факторы; достижения научно-технического прогресса; критерии эффективности управленческой деятельности. Важное значение в управленческой структуре имеет человеческий фактор - наличие специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт руководящей работы.

Наиболее четко и явно взаимосвязь организационных и управленческих структур выступает в организациях, построенных по функциональному принципу. Выделение из организации как целого отдельных частей и подразделений, выполняющих свои функции, незамедлительно требует соответствующего управления ими; или количественный рост организаций, выходящий за рамки диапазона контроля, привел к созданию структур управления, которые охватывали бы весь объект управления целиком и каждую ее составную часть в отдельности. Иными словами, если возник объект управления, то должен появиться и соответствующий ему субъект - руководитель или руководящий орган. Процесс создания организационных структур может протекать последователь или параллельно, одновременно с образованием управленческих структур.

Выбор организационной структуры  управления, в наибольшей степени, отвечающей целям предприятия и учитывающей  конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.

Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда  в сфере управления и оказывает  активное воздействие на процесс  функционирования предприятия. Чем  совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия27.

Организационная структура «Квазар» представлена на рисунке 2. Проведенный анализ показал, что по организационной структуре инжиниринговый центр «Квазар» относится к линейно-функциональной. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Организационная структура инжинирингового центра «Квазар»

 

Таким образом, можно отметить, что  на предприятии выбрана наиболее подходящая организационная структура. Она наиболее приемлема на данном этапе развития предприятия.

 

2.3 Анализ структуры управленческого персонала  в инжиниринговом центре «Квазар»

 

В 2008 г. инжиниринговый центр «Квазар»  имел  в  своем  штате  35  человек.  Среди  них  управляющий персонал – 5  человек  (14,29%),  специалистов – 15  человек (42,8%),  рабочих  - 15 человек (42,8%), что представлено на рисунке 2.  Текучесть кадров  на  предприятии составила - 0,14%. Структур штата организации представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Состав управляющего персонала в структуре штата инжинирингового центра «Квазар», %

 

Управляющий персонал инжинирингового  центра «Квазар» занимает примерно 15% от общего штата сотрудников. Характеристика обязанностей, функций  управленческого персонала представлена в таблице 6.

 

Таблица 6 -  Характеристика обязанностей, функций  управленческого персонала инжинирингового центра «Квазар»

Должность

Обязанности и функции

1

2

Директор

Стратегическое развитие предприятия, утверждение необходимых  документов и т.д.

Главный бухгалтер

Проверка и обработка  товарно-денежных  отчетов,  учет  денежных  средств  и  кредитов  банков,  а  также  выполнят  другие  бухгалтерские  операции

Заместитель директора

по коммерческим вопросам

Руководство  планово-экономической  работой,  коммерческой  деятельностью,  в  его  ведении  находятся  вопросы  организации  технологических  операций  и  хозяйственного  обслуживания

Заместитель директора

по техническим вопросам

Повседневное руководство, контроль и непосредственное участие  в решении технических задач  деятельности предприятия, руководство и контроль за осуществлением необходимых мероприятий по технике безопасности, охране труда и  т.д.

Заместитель директора

по управлению персоналом

Подбор  кадров  и  повышение  квалификации  сотрудников, определение направления работы по управлению социальными процессами в предприятия, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе и  т.д.


 

Среди  управляющих  и  специалистов  высшее  образование  имеют  14  человек  (66,7%) ,  среднее  образование – 6  человек (33,33%), что представлено на рисунке 4.  Средний возраст работающих  на  предприятии – 33  года.

Рисунок 4 - Состав персонала по образованию инжинирингового центра «Квазар», %

 

Данное предприятие имеет достаточно молодой штат сотрудников, в котором преобладают сотрудники с высшим образованием, что является дополнительным плюсом в работе, так как направления деятельности инжинирингового центра «Квазар» относятся к современным и технологически сложным.

Структура управленческого персонала, повышавшего квалификацию в последние 3 года представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Структура управленческого персонала, повышавшего квалификацию в последние 3 года

Численность  персонала  предприятия  имеет  тенденцию  к  росту.  Так,  в  2006 году  на  предприятии работало  30  человек,  в 2007  году – 33  человек,  а в 2008  г.   количество  сотрудников увеличилось до  35,  что было обусловлено ростом объема продаж.  Динамика изменения численности персонала инжинирингового центра «Квазар» представлена на рисунке 6.

Рисунок 6 - Динамика изменения численности персонала инжинирингового центра «Квазар»

 

Для анализа работоспособности, состояния здоровья управленческого состава был проведен опрос. По результатам опросам были получены следующие ответы. На вопрос «Как часто вы берете больничный?» ответы были одинаковыми, а именно не больше 1 раза в год. Но в тоже время на вопрос: «Как часто вы болеете?» стали другими, а именно несколько раз в год. На вопрос «Чувствуете ли вы усталость после рабочего дня?» ответы разделились: 3 человека ответили, что чувствуют сильную усталость, остальные чувствуют легкую усталость. Также было выяснено, что работники успевают сделать свою работу в рабочее время, выполняют в большей части сидячую работу, не требующую длительных переходов. Из вышесказанного можно сделать вывод, о том, что 60% управленческого персонала часто болеют, но стараются не уходить на больничный. Это может быть вызвано тем, что они сильно устают за рабочий день.

Таким образом, данное предприятие имеет достаточно молодой штат сотрудников, в котором преобладают сотрудники с высшим образованием. Управляющий персонал инжинирингового центра «Квазар» занимает примерно 15% от общего штата сотрудников. Численность  персонала  предприятия  имеет  тенденцию  к  росту. 

 

2.4 Анализ показателей, характеризующих управленческий труд на предприятии

 

Для оценки эффективности управленческого труда были выделены две группы показателей:

1) прямые;

2) косвенные.

К прямым показателям можно отнести:

  • Показатель эффективности управления:

 

ЭУ = П / ЗУ,     (1)

где П – прибыль организации;

ЗУ – затраты на управление.

  • Коэффициент численности управленческих работников:

 

КЧ = ЧУ / Ч,     (2)

 где ЧУ – численность работников  управления;

Ч - численность работников организации.

  • Коэффициент затрат на управление:

 

КЗ = ЗУ / З,      (3)

где ЗУ – затраты на управление;

З - общие затраты предприятия.

 

  • Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции:

 

КЗП = ЗУ / К,     (4)

 где ЗУ – затраты на управление;

К – количество оказываемых услуг (количество проектов).

 

Рассчитанные показатели за 2006 – 2008 гг. представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 - Показателей для оценки эффективности управленческого труда

 

Наименование коэффициента

2006

2007

2008

1

2

3

4

Показатель эффективности  управления

0,35

0,32

0,17

Коэффициент численности  управленческих работников

0,13

0,15

0,14

Коэффициент затрат на управление

0,54

0,55

0,59

Коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции

21,8

25

33,8


 

Как видно из таблицы 6 показатель эффективности управления падает, что  показывает снижение прибыли предприятия. Коэффициент численности управленческих работников остается примерно одним  и тем же, что связано с незначительным ростом штата сотрудников. Коэффициент затрат на управление имеет тенденцию к росту, что должно положительно влиять на развитие компании. Увеличение затрат на управление и уменьшение количества заказов ведет за собой и увеличение коэффициента затрат на управление на единицу выпускаемой продукции.

К косвенным можно  отнести показатели в сфере воздействия управленческого труда на производство, которыми являются: динамика прибыли, рентабельность производства, средняя заработная плата, производительность труда и другие.

Проанализируем 3 основных показателя: динамику прибыли организации, рентабельность продаж и среднюю заработную плату за 3 года.

Основными источниками информации при анализе прибыли, представленном в таблице 8, и рентабельности продаж является форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», форма №1 «Бухгалтерский баланс».

В анализе динамики показателей  прибыли используются следующие  показатели: выручка, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль и др.

Таблица 8 – Анализ динамики прибыли за 2006 – 2008 гг.

 

Показатель

Сумма прибыли, тыс. руб.

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп роста,

%

2006

2007

2008

2006/

2007

2007/

2008

2006/

2007

2007/

2008

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг

1835

1871

1741

36

130

101,96

93,05

Валовая прибыль

1158

1215

1126

57

89

104,92

92,67

Прибыль (убыток) от продаж

348

365

293

17

72

104,89

58,36

Чистая прибыль отчетного  периода

274

292

155

18

137

106,57

53,08


 

По данным таблицы 8, можно сделать следующий вывод:

В 2008 году произошло снижение всех показателей, причиной этого стало снижение количества заказов, вследствие наступившего финансового кризиса. Так как компания занимается современным комплексным оснащением инженерными системами безопасности, автоматизации, электроснабжения, телекоммуникации жилых и офисных зданий, а спрос на эти услуги снизился, то следовательно снизились и объемы продаж организации.

Информация о работе Совершенствование организации управленческого труда на предприятии на примере «кВАЗАР»