Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов ОАО «Уральская Сталь».
Объектом исследования является отдел материально-технического снабжения (ОМТС) ОАО «Уральская Сталь».
В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализаци
Введение
4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики предприятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предприятия
7
1.2 Оценка эффективности закупок
17
1.3 Современные логистические концепции закупок
24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия
39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия
45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия
65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
73
Заключение
87
Список использованных источников
В отделе горюче-смазочные материалы работают: специалист, ведущий экономист и экономист 1 категории (см. рисунок 2.1). Руководство отделом осуществляет начальник отдела материально-технического снабжения.
Рисунок 2.1 - Структура отдела горюче – смазочных материалов ОАО
«Уральская Сталь»
Поставщиков отдела горюче-смазочных материалов рассмотрим в пункте 2.3.
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия
Анaлиз внeшнeй cpeды пoзвoляeт opгaнизaции cвoeвpeмeннo cпpoгнoзиpoвaть пoявлeниe yгpoз и вoзмoжнocтeй, paзpaбoтaть cитyaциoнныe плaны нa cлyчaй вoзникнoвeния нeпpeдвидeнныx oбcтoятeльcтв, paзpaбoтaть cтpaтeгию, кoтopaя пoзвoлит opгaнизaции дocтигнyть цeлeй и пpeвpaтить пoтeнциaльныe yгpoзы в выгoдныe вoзмoжнocти.
Можно выделить восемь факторов внешней макросреды влияющих на деятельность предприятия.
1) Экономические факторы.
2) Политические факторы.
3) Рыночные факторы.
4) Технологические факторы.
5) Факторы социального поведения.
6) Международные факторы.
7) Демографические факторы.
8) Природные факторы.
Микроокружение ещё называют непосредственным деловым влиянием организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации (см. рисунок 2.2).
Изучение потребителей позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.
Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней микросреды являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потребителей.
Существенное влияние на деятельность предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями.
Они представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенци-
ально или реально воздействующих на деятельность предприятия.
Рисунок 2.2 – Микроокружение предприятия
Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определённого отношения к ней.
Таким образом, предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга.
Внутренняя среда предприятия - это совокупность агентов, действующих внутри предприятия, и их отношений, возникших в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создаёт определённые социальные условия для их жизнедеятельности.
Цель исследования внутренней среды — выявление сильных и слабых сторон предприятия. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую оно должно расширять и укреплять.
Рассмотрим влияние основных факторов микросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь». К ним относятся: потребители, конкуренты.
В таблице 2.2 указан выпуск стали конкурентами предприятия.
Таблица 2.2 - Выпуск стали конкурентами ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
Наименование предприятий |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста, процент | ||
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||
ОАО «ММК» |
9850 |
10000 |
11600 |
1050 |
700 |
1,5 |
16,0 |
ОАО «МЕЧЕЛ» |
6000 |
7800 |
11500 |
2800 |
2700 |
30,0 |
47,4 |
ОАО «НТМК» |
7700 |
8500 |
11200 |
2000 |
1500 |
10,4 |
31,8 |
ОАО «Северсталь» |
9600 |
10800 |
12100 |
1200 |
1300 |
12,5 |
12,0 |
ОАО «Уральская Сталь» |
9650 |
10900 |
12150 |
1250 |
1250 |
13,0 |
11,5 |
Из таблицы 2.2 видно, что наиболее конкурентными предприятиями по выпуску стали для ОАО «Уральская Сталь» являются предприятие ОАО «Мечел», у которого темп прироста в 2010-2011 гг. составил 47,4 % и ОАО «НТМК» темп прироста в 2010-2011 гг. составил 31,8 %.
Емкость рынка металлопродукции России указана в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Емкость рынка металлопродукции России
в 2009-2011 гг.
В тыс. тоннах
Отрасль |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение | |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | ||||
Трубники, заготовка |
1100 |
1150 |
1200 |
50 |
50 |
Трубники, штрипс |
1250 |
1300 |
1350 |
50 |
50 |
Мостостроение |
220 |
235 |
240 |
15 |
5 |
Машиностроение |
1150 |
1200 |
1260 |
50 |
60 |
Из таблицы 2.3 видно, что емкость рынка металлопродукции по трубникам каждый год увеличивалась на 50 тыс. т.
Емкость рынка металлопродукции России в 2009-2011 гг. представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Емкость рынка металлопродукции России в 2009-2011 гг.
В таблице 2.4 представлены данные по выпуску металлопродукции конкурентами ОАО «Уральская Сталь».
Таблица 2.4 – Объем выпуска металлопродукции конкурентами ОАО
«Уральская Сталь» в 2009-2011 гг.
Отрасль |
ОАО «ММК» |
ОАО «МЕЧЕЛ» |
ОАО«НТМК» |
ОАО «Северсталь» | ||||||||
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Трубники, заготовка |
- |
- |
- |
509 |
508 |
512 |
506 |
515 |
510 |
- |
- |
- |
Трубники, штрипс |
275 |
280 |
283 |
546 |
550 |
552 |
- |
- |
- |
725 |
828 |
835 |
Мостостроение |
100 |
125 |
128 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
178 |
182 |
187 |
Машиностроение |
386 |
390 |
393 |
- |
- |
- |
234 |
255 |
259 |
377 |
390 |
400 |
Из данной таблицы видно, что по выпуску металлопродукции за весь анализируемый период лидирует ОАО «Северсталь».
В таблице 2.5 представлены данные по выпуску металлопродукции ОАО «Уральская Сталь».
Таблица – 2.5 Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 гг.
Отрасль |
ОАО «Уральская Сталь» |
Абсолютное отклонение | |||
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Трубники, заготовка |
515 |
520 |
523 |
5 |
3 |
Трубники, штрипс |
530 |
550 |
800 |
20 |
250 |
Окончание таблицы 2.5
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Мостостроение |
100 |
125 |
128 |
25 |
3 |
Машиностроение |
400 |
408 |
410 |
8 |
2 |
Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 годах представлен на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 - Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 гг.
Теперь определим рыночную долю предприятий с помощью формулы 2.1:
где ДР – доля рынка;
ОВ – объем выпуска;
ЕР – емкость рынка.
Полученные данные вносим в таблицу 2.6.
Таблица 2.6 – Расчет доли рынка конкурентов ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
Отрасль |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
ОАО «ММК» | |||||
Трубники, штрипс |
ДР=275/1250 =23 |
ДР=280/1300 =22 |
ДР=283/1350 =21 | ||
Мостостроение |
ДР=100/220 =45 |
ДР=125/235 =53 |
ДР=128/240 =53 | ||
Машиностроение |
ДР=386/1150 =34 |
ДР=390/1200 =33 |
ДР=393/1260 =31 | ||
ОАО «МЕЧЕЛ» | |||||
Трубники, заготовка |
ДР=509/1100 =46 |
ДР=508/1150 =44 |
ДР=512/1200 =43 | ||
Трубники, штрипс |
ДР=546/1250 =44 |
ДР=550/1300 =42 |
ДР=552/1350 =41 | ||
ОАО «НТМК» | |||||
Трубники, заготовка |
ДР=506/1100 =46 |
ДР=515/1150 =45 |
ДР=510/1200 =43 | ||
Машиностроение |
ДР=234/1150 =20 |
ДР=255/1200 =21 |
ДР=259/1260 =21 | ||
ОАО «Северсталь» | |||||
Трубники, штрипс |
ДР=725/1250 =58 |
ДР=828/1300 =64 |
ДР=835/1350 =62 | ||
Мостостроение |
ДР=178/220 =81 |
ДР=182/235 =77 |
ДР=187/240 =78 | ||
Машиностроение |
ДР=377/1150 =33 |
ДР=390/1200 =32 |
ДР=400/1260 =32 | ||
ОАО «Уральская Сталь» |