Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов ОАО «Уральская Сталь».
Объектом исследования является отдел материально-технического снабжения (ОМТС) ОАО «Уральская Сталь».
В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализаци
Введение
4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики предприятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предприятия
7
1.2 Оценка эффективности закупок
17
1.3 Современные логистические концепции закупок
24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия
39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия
45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия
65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
73
Заключение
87
Список использованных источников
Из таблицы 3.1 видно, что эффективнее использовать концепцию «плоского стройного производства», чем концепцию JIT ӀӀ.
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
По результатам исследования, проведенным ОАО «Уральская сталь», выявлено как изменится оценка влияния факторов макросреды на ее деятельность ОАО в 2012 г. (см. таблицу 3.2).
Таблица 3.2 - Оценка влияния факторов макросреды ОАО «Уральская Сталь» в 2011– 2012 гг.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния | |
2011 |
2012 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
Экономические |
Развитие экономики |
Умеренное |
Слабое |
Уровень инфляции |
Умеренное |
Умеренное | |
Политико-правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное |
Умеренное |
Окончание таблицы 3.2
1 |
2 |
3 |
4 | |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное |
Умеренное | ||
Научно-технические |
Развитие новых технологий |
Сильное |
Слабое | |
Усовершенствование производственных процессов |
Умеренное |
Слабое | ||
Развитие научных технологий |
Умеренное |
Слабое | ||
Демографичес-кие |
Повышение уровня рождаемости |
Умеренное |
Слабое | |
Рост уровня образования населения |
Сильное |
Умеренное | ||
Высокий уровень безработицы |
Сильное |
Слабое | ||
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Сильное |
Сильное | |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Умеренное |
Умеренное | ||
Государственная поддержка социальных программ |
Сильное |
Умеренное | ||
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Умеренное |
Умеренное |
Как видно из данной таблицы негативное влияние различных факторов на ОАО «Уральская Сталь» отсутствует.
Рассмотрим основные факторы микросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь», которые указаны в таблице 3.2 (данные представлены ОАО «Уральская Сталь» на основе расчета прогнозных показателей и проведенного маркетингового исследования ООО «Металлинвест»).
Из таблицы 3.3 видно, что по выпуску стали предприятие ОАО «Уральская Сталь» является лидирующем, т.к. ОАО «Уральская Сталь», выиграло в тендере на поставку металла для строительства олимпийских объектов в Сочи
2014 г., а на втором месте – ОАО «ММК».
Таблица 3.3 - Выпуск стали конкурентами ОАО «Уральская Сталь» за 2010-2011 гг.
В тыс. тоннах
Наименование предприятий |
2011 г. |
2012г. |
Абсолютное отклонение | |
ОАО «ММК» |
11600 |
12800 |
1200 | |
ОАО «МЕЧЕЛ» |
11500 |
12000 |
500 | |
ОАО«НТМК» |
11200 |
11900 |
700 | |
ОАО «Северсталь» |
12100 |
12950 |
850 | |
ОАО «Уральская Сталь» |
12150 |
15600 |
3450 |
Посмотрим как изменилась емкость рынка в 2012 г. за счет увеличения его потребностей в связи с проведением олимпиады и других стратегических проектов (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4 - Емкость рынка металлопродукции России в 2011-2012 гг.
Отрасль |
2011 г. |
2012 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
Трубники, заготовка |
1200 |
1250 |
50 |
4,0 |
Трубники, штрипс |
1350 |
1400 |
50 |
3,7 |
Мостостроение |
240 |
250 |
10 |
4,2 |
Машиностроение |
1260 |
1300 |
40 |
3,2 |
Из таблицы 3.4 видно, что емкость рынка в 2012 г. увеличивается. Наименьшее увеличение произошло по мостостроению.
Рассмотрим как изменится объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» и ее конкурентов после ожидаемых прогнозов в 2012 г. (см. таблицы 3.5, 3.6).
Таблица 3.5 – Объем выпуска металлопродукции конкурентами ОАО
«Уральская Сталь» в 2010-2011 гг.
Отрасль |
ОАО «ММК» |
ОАО «МЕЧЕЛ» |
ОАО«НТМК» |
ОАО «Северсталь» | ||||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 | |
Трубники, заготовка |
- |
- |
512 |
562 |
510 |
560 |
- |
- |
Трубники, штрипс |
283 |
333 |
552 |
602 |
- |
- |
835 |
885 |
Мостостроение |
128 |
150 |
- |
- |
- |
- |
187 |
237 |
Машиностроение |
393 |
443 |
- |
- |
259 |
309 |
400 |
450 |
Из таблицы 3.5 видно, что объем выпуска металлопродукции у конкурентов ОАО «Уральская Сталь» увеличился примерно на 50 тыс. тонн.
Таблица – 3.6 Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2011-2012 гг.
Отрасль |
ОАО «Уральская Сталь» |
Абсолютное отклонение | |
2011 г. |
2012 г. | ||
Трубники, заготовка |
523 |
600 |
77 |
Трубники, штрипс |
800 |
900 |
100 |
Мостостроение |
128 |
230 |
102 |
Машиностроение |
410 |
490 |
80 |
Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2011-2012 годах представлен на рисунке 3.1
Рисунок 3.1 - Объем выпуска металлопродукции ОАО «Уральская Сталь» в 2011-2012 гг., тыс. т
Теперь определим рыночную долю предприятий с помощью формулы 2.1. Полученные данные вносим в таблицу 3.6
Таблица 3.7 - Рыночная доля предприятий конкурентов на рынке в 2011-2012 годах
Отрасль |
2012 г. |
1 |
2 |
ОАО «ММК» | |
Трубники, штрипс |
ДР=333/1400 |
Мостостроение |
ДР=150/250 |
Машиностроение |
ДР=443/1300 |
ОАО «МЕЧЕЛ» | |
Трубники, заготовка |
ДР=562/1250 |
Трубники, штрипс |
ДР=602/1400 |
ОАО «НТМК» | |
Трубники, заготовка |
ДР=560/1250 |
Окончание таблицы 3.7
1 |
2 |
Машиностроение |
ДР=309/1300 |
ОАО «Северсталь» | |
Трубники, штрипс |
ДР=885/1400 |
Мостостроение |
ДР=237/250 |
Машиностроение |
ДР=450/1300 |
ОАО «Уральская Сталь» | |
Трубники, заготовка |
ДР=600/1250 |
Трубники, штрипс |
ДР=900/1400 |
Мостостроение |
ДР=230/250 |
Машиностроение |
ДР=490/1300 |
Из таблицы 3.7 можно сделать вывод, что по рыночной доле наиболее конкурентным предприятием для ОАО «Уральской Стали» является ОАО «Северсталь» (по отрасли мостостроения).
На рисунке 3.2 представлена рыночная доля ОАО «Уральская сталь» на рынке в 2011-2012 гг.
Рисунок 3.2 - Рыночная доля ОАО «Уральская сталь» на рынке в
2011-2012 гг.
Проведем факторный анализ динамики объема реализации продукции ОАО «Уральская Сталь» за 2011 – 2012 гг., используя данные таблицы 3.7.
Таблица 3.8 - Показатели реализации продукции ОАО «Уральская Сталь » за 2011 – 2012 гг.
Отрасль |
Объем выпуска, тыс. т |
Цена за тонну, тыс. руб. |
Объем реализации, тыс. руб. | |||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Трубники, заготовка |
523 |
600 |
55 |
60 |
28765 |
36000 |
Трубники, штрипс |
800 |
900 |
50 |
55 |
40000 |
49500 |
Мостостроение |
128 |
230 |
40 |
45 |
5120 |
10350 |
Машиностроение |
410 |
490 |
55 |
60 |
22550 |
29400 |
Итого |
- |
- |
96435 |
125250 |
Индекс объема реализации составит: 125250/96435 = 1,299
Абсолютное отклонение: 125250– 96435 = 28815 тыс. руб.
Проведем факторный анализ:
1) Определим относительное влияние количественного фактора:
[(600
Определим абсолютное влияние количественного фактора:
114150 – 96435 = 17715 тыс. руб.
2) Определим влияние ценового фактора: 125250 /114150= 1,097
Определим абсолютное влияние ценового фактора: