Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:06, дипломная работа
Целью дипломной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов ОАО «Уральская Сталь».
Объектом исследования является отдел материально-технического снабжения (ОМТС) ОАО «Уральская Сталь».
В дипломной работе рассмотрены методы закупок материальных ресурсов, показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов, оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ОАО «Уральская Сталь». Так же в работе представлены следующие технико-экономические показатели: выручка от реализаци
Введение
4
1 Теоретические аспекты осуществления закупочной логистики предприятия
7
1.1 Понятие закупочной логистики, ее место в системе предприятия
7
1.2 Оценка эффективности закупок
17
1.3 Современные логистические концепции закупок
24
2 Оценка закупочной деятельности ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
39
2.1 Экономическая характеристика предприятия
39
2.2 Маркетинговый анализ деятельности предприятия
45
2.3 Анализ закупочной политики предприятия
65
3 Рекомендации по совершенствованию организации закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.1 Совершенствование цикла закупок ОАО «Уральская Сталь»
71
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
73
Заключение
87
Список использованных источников
Из таблицы 2.11 видно, что в 2010 г. ситуация для ОАО «Уральская Сталь» улучшается, т.к. продано материала на 15 000 тыс. тонн больше, чем в 2009 г.
Таблица 2.12 – Стратегические приоритеты клиентской ориентации ОАО «Уральская Сталь» в 2011 г.
Грузополучатель |
Отрасль |
Продано |
Уд. вес, процент |
ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» |
трубная |
17800 |
10,8 |
ОАО «Синарский трубный завод» |
трубная |
13500 |
8,2 |
ОАО «Первоуральский новотрубный завод» |
трубная |
17200 |
10,4 |
ОАО «Выксунский метзавод» |
трубная |
13000 |
7,9 |
ОАО «Северский трубный завод» |
трубная |
16000 |
9,7 |
ЗАО «Курганстальмост» |
строительство |
14200 |
8,6 |
ЗАО «Воронежстальмост» |
строительство |
18000 |
10,9 |
ЗАО «Рузхиммаш» |
машиностроение |
10100 |
6,1 |
ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» |
машиностроение |
14500 |
8,8 |
ОАО «Смолен. Машиностроительный завод» |
машиностроение |
15000 |
9,1 |
ОАО «Ашанский металлургический завод» |
металлургия |
15500 |
9,5 |
Всего |
- |
164800 |
100,0 |
Из таблицы 2.12 видно, что ситуация становится еще лучше, т. к продук-
ции было продано 164800 тыс. т., что на 16100 тыс. т. больше, чем в предыдущем году.
Сведем все данные по удельному весу в таблицу 2.13.
Таблица 2.13 – Удельный вес клиентской ориентации ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
В процентах
Грузополучатель |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение | |
2010 г. от 2009 г. |
2011 г. от 2010 г. | ||||
ОАО «Челябинский трубопрокатный завод» |
10,8 |
11,3 |
10,8 |
0,5 |
- 0,5 |
ОАО «Синарский трубный завод» |
8,1 |
8,3 |
8,4 |
0,2 |
0,1 |
ОАО «Первоуральский новотрубный завод» |
11,4 |
11,1 |
11,4 |
- 0,3 |
0,3 |
ОАО «Выксунский метзавод» |
6,5 |
6,7 |
7,9 |
0,2 |
1,2 |
ОАО «Северский трубный завод» |
10,2 |
9,5 |
9,7 |
- 0,7 |
0,2 |
ЗАО «Курганстальмост» |
8,8 |
8,7 |
8,6 |
- 0,1 |
- 0,1 |
ЗАО «Воронежстальмост» |
12,1 |
11,5 |
10,9 |
- 0,6 |
- 0,6 |
ЗАО «Рузхиммаш» |
5,8 |
6,3 |
6,1 |
0,5 |
- 0,2 |
ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» |
7,9 |
8,3 |
8,8 |
0,4 |
0,5 |
ОАО «Смолен. Машиностроительный завод» |
8,4 |
8,8 |
8,9 |
0,4 |
0,1 |
ОАО «Ашанский металлургический завод» |
10,0 |
9,5 |
9,5 |
- 0,5 |
0 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
- |
- |
Из таблицы 2.13 видно, что крупнейшими потребителями продукции ОАО «Уральская Сталь» в 2009-2011 гг. являлись трубные заводы, заводы мостовых конструкций и крупнейшие машиностроительные предприятия России и Белоруссии. Наибольшую рентабельность продаж обеспечивают производители мостовых металлоконструкций. Поэтому именно на их обслуживание и необходимо сконцентрировать усилия маркетинга и сбыта.
Наиболее привлекательными с точки зрения объемов продаж и доходнос-
ти являются трубопрокатные заводы, крупные производители мостовых металлоконструкций и крупные предприятия тяжелого машиностроения.
В таблицах 2.14, 2.15, 2.16 представлена оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.
Таблица 2.14 – Оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 г.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния |
Экономические |
Развитие экономики |
Сильное |
Уровень инфляции |
Сильное | |
Политико- правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное | |
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Умеренное | |
Научно- технические |
Развитие новых технологий |
Умеренное |
Усовершенствование производств |
Умеренное | |
Развитие научных технологий |
Слабое | |
Демографические |
Повышение уровня рождаемости |
Слабое |
Рост уровня образования населения |
Умеренное | |
Высокий уровень безработицы |
Сильное | |
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Умеренное |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Умеренное | |
Государственная поддержка социальных программ |
Умеренное | |
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Сильное |
Из таблицы 2.14 видно, что наиболее сильное влияние оказывают экономические и природные факторы.
Таблица 2.15 – Оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2010 г.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния |
Экономические |
Развитие экономики |
Сильное |
Уровень инфляции |
Умеренное | |
Политико-правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное | |
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Умеренное | |
Научно-технические |
Развитие новых технологий |
Умеренное |
Усовершенствование производств |
Умеренное | |
Развитие научных технологий |
Умеренное | |
Демографические |
Повышение уровня рождаемости |
Слабое |
Рост уровня образования населения |
Умеренное | |
Высокий уровень безработицы |
Сильное | |
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Сильное |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Умеренное | |
Государственная поддержка социальных программ |
Умеренное | |
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Сильное |
Из таблицы 2.15 видно, что сильное влияние оказывают не только экономический фактор, но демографический и природный.
Таблица 2.16 – Оценка влияния факторов макросреды на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2011 г.
Факторы внешней среды |
Влияние |
Степень влияния |
Экономические |
Развитие экономики |
Умеренное |
Уровень инфляции |
Умеренное | |
Политико-правовые |
Принятие благоприятного закона в отрасли промышленности |
Умеренное |
Повышение ставок налогообложения |
Умеренное | |
Подписание договоров и сделок с зарубежными странами |
Умеренное | |
Научно-технические |
Развитие новых технологий |
Умеренное |
Усовершенствование производств |
Сильное | |
Развитие научных технологий |
Умеренное | |
Демографические |
Повышение уровня рождаемости |
Умеренное |
Рост уровня образования населения |
Умеренное | |
Высокий уровень безработицы |
Сильное | |
Социально-культурные |
Развитие культуры, культурных центров |
Сильное |
Проведение фестивалей, тренингов конкурсов, конференций в регионе |
Сильное | |
Государственная поддержка социальных программ |
Умеренное | |
Природные |
Загрязнение окружающей среды |
Сильное |
По данным таблицам 2.14 - 2.16 можно сделать вывод, что сильную степень влияния оказывают следующие факторы: демографические, природные и экономические.
На рисунке 2.6 представлена карта влияния экономических, политико-правовых и научно-технических факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 гг.
где 2009 г.
2010 г.
2011 г.
Рисунок 2.6 - Карта влияния экономических, политико-правовых и
научно-технических факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 гг.
Из рисунка 2.6 видно, что к 2011 г. ситуация улучшается, т.е. в 2009 – 2010 годах развитие экономики оказывает сильное влияние, а в 2011 г. развитие экономики стало оказывать умеренное влияние.
На рисунке 2.7 представлена карта влияния демографических, социально-культурных и природных факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 гг.
где 2009 г.
2011 г.
Рисунок 2.7 - Карта влияния демографических, социально-культурных и природных факторов на деятельность ОАО «Уральская Сталь» за 2009 – 2011 года
Из рисунка 2.7 видно, что если в 2009 – 2010 гг. проведение фестивалей оказывало умеренное влияние, то в 2011 г. оно стало оказывать сильное влияние. Загрязнение окружающей среды все года оказывает сильное влияние, т. е. никаких улучшений не происходит.
2.3 Анализ закупочной политики предприятия
В ОАО «Уральская Сталь» применяется логистическая модель закупок «точно в срок», а именно JIT ӀӀ. Это обосновывается тем, что на предприятии задано производственное расписание, следовательно материалы и компоненты поступают в необходимом количестве и точно к назначенному сроку. Предприятие имеет взаимоотношения по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков – это тоже является одной из черт концепции «точно в срок».
В деятельности предприятия очень важную роль играет выбор поставщиков. Для того чтобы предприятие получало прибыль, существует множество факторов, один из которых – бесперебойность поставки сырья и материалов. Это может обеспечиваться именно поставщиками, эффективно и качественно занимающимися своей деятельностью.
Для поиска потенциальных поставщиков могут быть использованы следующие методы: объявление конкурса, размещение рекламы в Интернете, изучение каталогов, объявлений в СМИ и т.д. Рассмотрим готовность поставщиков отдела горюче-смазочных материалов к поставке (см. таблицу 2.17).
Таблица 2.17 – Количество поступивших и выполненных заказов поставщиками ОАО «Уральская Сталь» за 2009-2011 гг.