Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:05, реферат

Описание

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно. Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача курсовой работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

Содержание

1.Понятие совокупного спроса и неценовые факторы совокупного спроса.
2.Понятие совокупное предложение и неценовые факторы совокупного предложения. Потребления и сбережения.
3.Анализ и общая характеристика по данной проблеме в РК. Сравнительный анализ со странами дальнего и ближнего зарубежья.
4.Пути оптимального использования факторов, воздействующих на совокупный спрос и совокупное предложение.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

        Экономисты проводят различие  между номинальной ставкой процента и реальной ставкой процента. Обычно под термином «Ставка процента» подразумевается номинальная ставка процента: эта ставка процента, которую платят инвесторы за заем денег. Реальная ставка процента – это номинальная ставка процента, скорректированная на воздействие инфляции.

       Связь между реальной ставкой  процента r и инвестициями I может быть выражена следующим образом: I=I(r) .

              Государственные закупки являются третьим компонентом спроса на товары и услуги. Эти закупки являются лишь одним видом государственных расходов.  Другой тип включает  трансфертные платежи домашним хозяйствам. Однако в отличие от государственных закупок трансфертные платежи не являются частью спроса на произведенные экономикой товары и услуги.  Поэтому они не включены в переменную G.

        Трансфертные платежи, тем не  менее, косвенно влияют на спрос  на товары и услуги, являясь  противоположностью налогов: они увеличивают располагаемый доход домашних хозяйств так же, как налоги уменьшают его. Располагаемый доход Y-T включает как негативное налогов, так и позитивное воздействие трансфертных платежей.

        Если объем государственных закупок  равен величине налогов минус размер трансфертных платежей, то G=T  и правительство имеет сбалансированный бюджет.  

       

     Если G превышает Т, правительство сводит бюджет с дефицитом, который финансируется путем увеличения государственного долга, т.е. заимствования на финансовых рынках. Если G меньше Т правительство сводит бюджет с положительным сальдо, которое оно может использовать на оплату своих непогашенных займов и сокращение своего долга.

Мы принимаем  объем государственных закупок  и налоговых поступлений за экзогенные переменные.

  G=G,

  Т = Т.

Равновесие  и ставка процента

Равновесие  на рынке товаров  и услуг: предложение  и спрос на произведенные  в экономике товары и услуги Следующие уравнения резюмируют представленный анализ спроса на товары и услуги:

Y = С + I + G, С = C(Y - Т), I = Кг), G -G, Т = Т.

 

Спрос на произведенный экономикой продукт  предъявляется в виде потребления, инвестиций и государственных закупок. Потребление зависит от располагаемого дохода, инвестиции зависят от реальной ставки процента, а государственные закупки и налоги являются экзогенными переменными бюджетно-налоговой политики.

     Факторы производства и производственная функция определяют объем выпуска продукции:

Y = F(K, L) = Y.

     Объединим эти уравнения:

               Y = C(Y - Т) + I(r) + G. Поскольку значения переменных G и Т задаются экономической политикой, а уровень производства Y постоянен при данных запасах факторов производства и неизменной производственной функции, то:

               Y = C(Y - Т) + I(r) + G

     Теперь  становится ясно, почему ставка процента r играет ключевую роль: При равновесной ставке процента спрос на товары и услуги равняется, их предложению.

 

Равновесие  на финансовых рынках: предложение и  спрос на заемные  средства

     Рассмотрим  финансовые рынки.

Y - С - G = I.

Выражение Y - С - G - это та часть произведенной продукции, которая остается после того, как был удовлетворен спрос потребителей и правительства; она называется национальные сбережения, или просто сбережения (S). В такой форме основное тождество национальных счетов утверждает, что сбережения равны инвестициям.

(Y - Т - С) + (Т - G) = I. Выражение Y - Т - С - это частные сбережения. Выражение Т - G - это государственные сбережения.

     Чтобы понять роль ставки процента в уравновешивании  финансовых рынков, подставим выражения  для функции потребления и инвестиционной функции в основное тождество национальных счетов:

 

Y = C(Y - Т) - G = 1(r)

                       S = I(r).

Левая часть уравнения показывает, что  национальные сбережения зависят от дохода Y и переменных экономической политики G и Т. Для неизменных Y, G и Т национальные сбережения S также неизменны. Правая часть уравнения показывает, что инвестиции зависят от ставки процента.

     На  рис. представлены графики сбережений и инвестиций как функции от ставки процента. Функция сбережений - это  вертикальная линия, потому что в данной модели сбережения не зависят от ставки процента. График инвестиционной функции наклонен вниз: чем выше ставка процента, тем меньшее число инвестиционных проектов прибыльно.

 При равновесной ставке процента сбережения равны инвестициям, и предложение заемных средств равно спросу на них.

 
 
 
 

Изменения в сбережениях: последствия  бюджетно-налоговой  политики

     Бюджетно-налоговая  политика оказывает влияние на спрос  на произведенные экономикой товары и услуги. Она также влияет и  на национальные сбережения и соответственно на инвестиции и равновесную ставку процента.

     Увеличение  объема государственных  закупок. Рассмотрим сначала последствия увеличения объема государственных закупок

 

на изменение  G. Мгновенно последует увеличение спроса на товары и услуги на изменение G. Но так как общий объем выпуска фиксирован при данных факторах производства, то увеличение объема государственных закупок может быть осуществлено лишь за счет уменьшения какого-либо другого элемента спроса. Поскольку располагаемый доход Y-T неизменен, объем потребления С тоже неизменен. Увеличение объема государственных закупок должно в таком случае осуществляться за счет равного уменьшения объема инвестиций.

     Чтобы вызвать снижение объема инвестиций, должна увеличиться ставка процента. Следовательно, увеличение объема государственных закупок вызывает рост ставки процента и снижение объема инвестиций. Говорят, что происходит вытеснение инвестиций государственными закупками.

     Чтобы понять механизм действия эффекта вытеснения, рассмотрим воздействие увеличения объема государственных закупок на сбережения и инвестиции - то есть на объем кредитных ресурсов, доступных инвесторам. Вспомним, что национальные сбережения - это

S = частные сбережения + государственные сбережения

= (Y - Т - C(Y - Т )) + (Т - G).

  = Y - C(Y -T) -G.

Поскольку увеличение G не сопровождается увеличением  Т правительство финансирует дополнительные затраты путем заимствования, т.е. сокращая государственные сбережения. Это заимствование в свою очередь приводит к сокращению национальных сбережений. Как показано на рис., сокращение национальных сбережений представлено сдвигом влево кривой предложения заемных средств, доступных инвесторам. При начальном уровне ставки процента спрос на заемные средства превышает их предложение. Равновесная ставка процента повышается до точки, в которой кривая инвестиций пересекается с новой кривой сбережений. Таким

образом, увеличение объема государственных  закупок повышает ставку процента.

     

 
 
 
 

I, S

Сокращение  налогов. Теперь рассмотрим сокращение налогов на величину ДТ. Непосредственное воздействие этого сокращения состоит в росте располагаемого дохода и, тем самым, в увеличении потребления. Располагаемый доход возрастает на ДТ, а объем потребления увеличивается на ДТ, умноженное на предельную склонность к потреблению. Чем выше МРС, тем сильнее воздействие сокращения налогов на потребление.

     Поскольку объем выпуска фиксирован при  существующих запасах факторов производства, а уровень государственных закупок  фиксируется правительством, увеличение потребления должно происходить за счет уменьшения инвестиций. Чтобы инвестиции сократились, должна возрасти ставка процента. Следовательно, сокращение налогов, равно как и увеличение государственных закупок, вытесняет инвестиции и увеличивает ставку процента.

                 Изменение инвестиционного спроса

     Одной из причин, по которой может увеличиться  инвестиционный спрос, являются технологические новшества, которые приводят к увеличению инвестиционного спроса.

     Инвестиционный  спрос может также измениться из-за того, что государство поощряет или тормозит инвестиции, используя рычаги налогового законодательства. Такое изменение налогообложения делает большее количество инвестиционных проектов прибыльными и, подобно технологическим новшествам, увеличивает спрос на инвестиционные товары.

     На  рис. показаны последствия увеличения инвестиционного спроса. Для любого данного уровня ставки процента

спрос на инвестиционные товары (а также  и на займы) становится выше - это  представлено сдвигом графика инвестиций вправо. Экономика переходит из старой точки равновесия Е1 в новую точку равновесия Е2

Удивительным  выводом, который следует из рис. является то, что в точке равновесия объем инвестиций остается неизменным. Уровень сбережений определяет равновесный  объем инвестиций. Другими словами, существует фиксированное предложение заемных средств. Увеличение инвестиционного спроса лишь увеличивает равновесную ставку процента.

     Мы  бы, однако, пришли к иному выводу, если бы изменили нашу простую функцию  потребления и допустили существование зависимости потребления от ставки процента. Поскольку ставка процента - это доход от сбережений (равно как и цена заимствования), более высокая ставка процента могла бы сократить объем потребления и увеличить сбережения. В таком случае график сбережений был бы наклонен вверх, как на рис, а не оставался бы вертикальной линией.

 

          При наклоненном вверх графике  сбережений увеличение инвестиционного  спроса увеличило бы как равновесную  ставку процента, так и равновесный  объем инвестиций. Рис. иллюстрирует такое изменение. Рост ставки процента вынуждает домашние хозяйства потреблять меньше, а сберегать больше. Сокращение потребления высвобождает ресурсы для инвестирования.

     ТЕОРИЯ  СОВОКУПНОГО     СПРОСА. Экономистов, считающих, что для достижения высокого уровня занятости и устойчивых цен неодходимо контролировать совокупный спрос, имеет смысл разделить на монетаристов и кейнсианцев.

 

       Монетаристы  утверждат,  что спрос на деньги в основном устойчив и для достижения  экономической   стабильности  достаточно   сделать устойчивым их предложение.

 

       Если спрос  на деньги стабилен, то увеличение  денежной массы приводит к  росту, а уменьшение к сокращению  расходов.

 

       Эти изменения  расходов вызывают изменения  номинального ВНП и являются главной причиной колебаний производства, занятости и уровня цен.

 

       Кейнсианцы, ссылаясь на Великую  депрессию, доказывают, что отсутствие потрясений в области предложения денег вовсе не гарантирует устойчивость. С точки зрения кейнсианцев, причина экономических потрясений коренится в нестабильности расходов частного сектора.

 

       Рынок увеличивает  размах этих потрясений и порождает  ярко выраженные циклические  колебания  деловой активности,  а также  возможность  затяжного экономического паралича.

 

       С точки  зрения кейнсианцев, может  иметь место хронический  недостаток совокупного спроса, не позволяющий поддерживать высокий уровень производства и занятости.  В этих условиях сбережения сокращают   совокупный спрос  и таким образом  замедляют   экономический  рост. Такие  взгляды  прямо  противоречат традиционной точке зрения, согласно которой совокупный спрос всегда находится на достаточном уровне, и  сбережения  ускоряют экономический  рост,   способствуя дальнейшим  инвестициям во все более высокопроизводительные капитальные блага.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережения