Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 17:05, реферат

Описание

Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить. Но, равновесия на товарных рынках недостаточно для нормального развития экономики. Необходимо достижение равновесия и на денежном рынке. Только при одновременном достижении равновесия на товарном и денежном рынках экономика развивается бескризисно. Модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска товарного рынка в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. Исходя из этого, с помощью модели можно описать различные варианты экономической политики государства. Поэтому главная задача курсовой работы – определить структуры совокупного спроса и совокупного предложения; раскрыть принципы их взаимовлияния и равновесия; описать основные выводы, вытекающие из анализа модели AD-AS; доказать их необходимость и значимость для современного общества.

Содержание

1.Понятие совокупного спроса и неценовые факторы совокупного спроса.
2.Понятие совокупное предложение и неценовые факторы совокупного предложения. Потребления и сбережения.
3.Анализ и общая характеристика по данной проблеме в РК. Сравнительный анализ со странами дальнего и ближнего зарубежья.
4.Пути оптимального использования факторов, воздействующих на совокупный спрос и совокупное предложение.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика.doc

— 549.00 Кб (Скачать документ)

     ТЕОРИЯ  СОВОКУПНОГО    ПРЕДЛОЖЕНИЯ      Многие экономисты разочаровались в попытках  объяснит  и  найти решение  проблем экономической нестабильности методами спроса и стали уделять больше внимания факторам, действующим со стороны предложения.

 

       Рост цен  и заработной  платы,  которого добиваются  отдельные группы, обладающие  значительной властью над  рынком, не дает политике регулирования совокупного спроса достичь высокого уровня занятости и устойчивых цен.

 

       Могут ли  прямой  государственный контроль над ценами  и зарплатой или попытки  правительства уменьшить рыночную  власть влиятельных групп обеспечить высокий уровень занятости при низких темпах инфляции?

 

       Популярность  теории совокупного спроса во многом объяснялась верой в то, что стимулированное государством увеличение совокупного спроса способно ускорить

     экономический рост и поднять занятость. Однако такой результат маловероятен, если производитель знают, какую политику проводит правительство, и догадываются, что набюдаемое увеличение спроса вовсе не означает реального роста спроса на их товары и услуги.

 

       В экономике,  свободной от иллюзий, как утверждают  некоторые сторонники теории  предложения, рост совокупного  спроса не вызовет ничего, кроме инфляции. Они  предлагают сокращение налогов и другие меры, стимулирующие производителей, как более подходящие средства стимулирования экономического роста.

 

       Связь между  снижением  налоговых  ставок   и   увеличением   доходов государственного бюджета зависит от того, в какой степени это снижение побудит людей  больше работать, изобретать, сберегать и инвестировать и таким образом увеличивать те доходы, с которых взимаются налоги.

 

       Независимо  от того, увеличивают  или  сокращают   налоговые реформы бюджетный  дефицит (в долгосрочном или краткосрочном аспекте), следует заметить, что  размер дефицита имеет  значение постольку, поскольку его финансирование вытесняет инвестиции частного сектора.

 

       Нет никакой  нужды  полностью  "выплачивать" государственный  долг.Его можно  и нужно "сдвигать на будущее", по мере того как подходит срок погашения.

 

       Противники  политики предложения  утверждают,   что  она   уже   была испробована и не дала результатов.Ее сторонники считают, что она в основном себя уже оправдала, хотя испытывалась в условиях, далеких от честного эксперимента (имеется ввиду   недостаток энтузиазма в Конгрессе по отношению  к налоговой реформе и чрезмерно жесткая денежная политка ФРС в первые годы администрации Рейгана).

 
 
 
  1. Пути  оптимального использования  факторов, воздействующих на совокупный спрос  и совокупное предложение.
 

     Модель  совокупного спроса и совокупного  предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

     Равенство между совокупным спросом и предложением, обычно называют состоянием общего макроэкономического  равновесия экономики. Это важнейшая  составляющая народнохозяйственной сбалансированности. Рыночное равновесие в модели совокупного спроса и предложения существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить.

     Точка пересечения кривых совокупного  спроса и совокупного предложения  определяет равновесный уровень  цен и равновесный объем национального  производства в экономике.

     Дж. Кейнс доказал, что достижение равновесного состояния связано с инфляцией и безработицей. Высокая безработица уменьшает совокупный спрос, что заставляет производителей снижать цены, а уменьшение безработицы увеличивает совокупный спрос, подталкивая к росту уровня цен.

     На  рис.5 в точке Е устанавливается долгосрочное устойчивое равновесие, которому соответствует полная занятость, зависящая от объема производства Y*, и устойчивый совокупный показатель инфляции, зависящий от уровня цен Р*. Как показывает практика, потенциальный объем выпуска Y* определяется сложившейся структурой национальной экономики. Фактически Y* - потенциал роста экономики без угрозы быстрого раскручивания инфляционной спирали.

 

     

     Так, в экономике, близкой к полной занятости (точке Е на рис.5), рост совокупного спроса, вызванный, например, увеличением предложения денег (сдвиг ad до AD2), не только увеличит на некоторое время объем выпуска до Y2, но при определенных обстоятельствах может привести к инфляции спроса, уровень цен поднимется до P2. На этом фоне в условиях почти полного использования имеющихся ресурсов цены на них начнут расти, что увеличит издержки и вызовет снижение совокупного предложения (сдвиг кривой as до AS1). Движение вдоль кривой AD2 отражает инфляцию издержек, уровень цен растет до P3, а уровень выпуска возвращается к исходному состоянию (движение вдоль AD2 означает также падение величины совокупного спроса на фоне роста цен). Прежний объем производства будет сочетаться уже с инфляционным уровнем цен. Повторение воздействия на совокупный спрос приведет к аналогичному результату и еще больше поднимет уровень цен. Этот процесс называют «бегом на месте» или инфляционной спиралью.

     Стабильность  долгосрочного устойчивого равновесия должно обеспечить государство, путем  превращения текущей инфляции в  полностью ожидаемую (например, за счет соответствия темпов роста денежной массы темпам роста национального дохода). Подобная сбалансированная денежная политика, ориентированная на долгосрочные тенденции, способна поддерживать оптимальные темпы экономического роста.

     Кроме долгосрочного равновесия существуют еще два варианта распределения  равновесного уровня цен и равновесного объема производства. Задача государства  состоит в том, чтобы совместить уровень равновесия с уровнем  максимальной занятости.

     Если  текущее производство реального ВНП ниже обозначенного потенциала (в точке Е1), то есть возможность заметно снизить уровень безработицы, стимулируя увеличение совокупного спроса (сдвиг ad1 до AD). Этого можно добиться, используя три основных рычага государственной экономической политики:

     ●снижение налогов,

     ●увеличение денежной (в первую очередь кредитной) массы,

     ●рост государственных расходов.

     Если  правительство и Национальный банк Казахстана не предпринимают никаких  шагов, то экономика будет приспосабливаться  к новой ситуации. Однако такой процесс приспособления может оказаться очень длительным, а затяжной спад в экономике чреват социальными конфликтами.

     Политика  государства, направленная на увеличение совокупного спроса называется политикой  экспансии. Национальный банк может нейтрализовать спад в экономике, увеличив предложение денег, но последствием этого станет фиксация цен на более высоком уровне. А рост уровня цен влечет за собой инфляцию спроса. Аналогичный результат достигается увеличением расходов государства. Однако, политика экспансии обладает удивительным свойством, которое получило название «эффект мультипликатора»: общий рост национального дохода в итоге превышает государственные расходы. В свою очередь, опережающий рост национального дохода означает ускоренное расширение производства и рост занятости.

     Если  фактическое производство реального  ВНП в достаточной степени  превышает обозначенный потенциал (находится в точке Е2), говорят, что экономика находится в  «перегретом» состоянии. Для него характерны «сверхзанятость» (своего рода «безработица на работе»), усиленное развитие инфляционных процессов, переходящих в гиперинфляцию, обострение товарного и бюджетного дефицитов.

     Все это диктует необходимость проведения энергичной государственной политики, направленной на сокращение совокупного спроса (сдвиг ad2 до AD) и перевод экономики в положение, близкое к состоянию Е. Теоретически и практически последнее достигается за счет монетарной политики:

     ●ужесточения  налогового пресса,

     ●сокращения денежной (в первую очередь кредитной) массы,

     ●существенного  снижения (экономии) государственных  расходов.

     Такая политика препятствует инфляционному  росту цен и направлена на ограничение  роста доходов населения. «Эффект  мультипликатора» состоит в том, что сокращение реального национального дохода больше сокращения государственных расходов.

     Однако  эффективно использовать все эти  три основных рычага государственным  органам удается не всегда. Чем  сильнее отклонения от параметров состояния  общего экономического равновесия, тем  меньше соответствующие возможности.

     Приведенный AD - AS анализ общего экономического равновесия отличается известным схематизмом, т.к. равновесие следует воспринимать как динамичное состояние экономической системы, при котором она сохраняет свое строение и сложившиеся режимы функционирования в меняющейся действительности. Вместе с тем, AD - AS анализ может быть полезен при оценке логики происходящих изменений и последовательности предпринимаемых шагов в рамках государственной политики достижения экономического равновесия.

     Особенности равновесия экономики  Казахстана

 

     Таблица 1.

     Макроэкономические  показатели

  2004г. 2005 г.
    январь- октябрь январь-ноябрь (оценка) январь-декабрь (прогноз)
Выпуск  продукции и услуг по базовым  видам экономической деятельности 106,6 105,6* 105,8 105,9
Индекс  промышленного производства 107,3 104,0 103,9 104,0
Продукция сельского хозяйства 101,6 101,8 101,7 101,5
Грузооборот транспорта 106,3 102,6 102,6 102,6
Инвестиции  в основной капитал 110,9 109,9 110,0 110,0
Оборот  розничной торговли 112,1 111,8 111,9 112,0
Индекс  потребительских цен 111,7 109,2 110,0* 111,2
Реальные  располагаемые денежные доходы населения 108,2 109,4 109,6 109,8
Экспорт товаров 135,0 137,1** 136,3 134,9
Импорт  товаров 126,6 127,6** 127,1 125,9
 

     * Фактические данные.

     ** Оценка. Источники: Статистические  данные по Казахстану (из библ. ИнЕУ).

 

     Выпуск  продукции и услуг базовых  видов экономической деятельности (сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, розничная и оптовая торговля) за 2005 год составил 5,9% против 6,5% в 2004 году.

     Одной из основных причин этого торможения стало замедление динамики частных  инвестиций, а также уменьшение притока  иностранных инвестиций в связи с усилением накала политической реформы. Общий объем вложений в основной капитал в 2005 году увеличился по сравнению с 2004 годом лишь на 10%.

     В промышленности изменение структуры  совокупного спроса привело к  замедлению темпов роста промышленного производства с 6,1% в 2004 году до 4% в 2005 году. Загрузка мощностей в среднем по промышленности составила 59%.

     Негативно на рост экономики также повлияла динамика инфляции в отраслях, формирующих  затраты промышленности. Как свидетельствуют  конъюнктурные опросы, к началу ноября 2005 года каждое третье казахстанское предприятие отмечало рост цен на сырье и материалы. Для сравнения: цены на готовую продукцию увеличивались лишь у 17% компаний. На этом фоне значительное число производств, главным образом в отраслях, ориентированных на внутренний конечный спрос, оказалось на грани убыточности. Более того, в производствах пищевых продуктов, текстильном и швейном производстве, а также в производстве машин и оборудования показатель обеспеченности собственными финансовыми ресурсами достиг отрицательных значений.

     В 2005 году более 84% руководителей базовых  предприятий промышленности оценили  уровень занятости как «достаточный»  относительно нынешних показателей  спроса. Такое состояние политики оплаты труда и занятости в частном секторе было компенсировано увеличившимися социальными расходами бюджета. В результате нынешняя динамика доходов населения не вызывает никаких опасений. Величина реальных располагаемых доходов населения выросла по итогам 2005 года на 9,8%, а объем розничного товарооборота— на 12,0%. Проблема лишь в том, что этот прирост направляется преимущественно на приобретение импортной продукции. По итогам 2005 года его стоимостный объем увеличился на 25,9% до уровня в $121,2 млрд. И, как свидетельствуют опросы руководителей отечественных предприятий, фактор конкурирующего импорта является основным препятствием на пути роста выпуска у четверти казахстанских компаний. Негативное влияние импорта оказалось бы меньше, если бы не укрепление роста реального курса тенге. За одиннадцать месяцев 2005 года реальный эффективный курс тенге к иностранным валютам вырос, по данным НБ, на 10,2%, но инфляция в реальном секторе экономики за этот же период достигла, по оценке, 18,2%. В результате конкурентоспособность продукции отечественных производителей в 2005 году сократилась.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение. Потребление и сбережения