Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 02:41, курсовая работа
Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага и представителей региональных органов. В 1999 году президентом был избран представитель Социал-демократической Партии Иоганн Рау.
Введение 3
Глава 1. Особенности развития экономики Германии. 8
§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны. 14
§1.2 Роль Германии в становлении ЕС. 20
Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации. 23
§2.1 Особенности структуры экономики Германии. 23
§2.2 Место экономики Германии в экономике ЕС. 29
§2.3 Экономика Германии в условиях глобализации. 39
Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXI веке. 52
§3.1 Внешнеторговая политика Германии на современном этапе. 52
§3.2 Российско-Германские отношения. 63
§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68
Заключение 73
Список литературы 77
Работа
на тему:
Современная экономика Германии: проблемы и перспективы.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Особенности развития экономики Германии. 8
§ 1.1. Экономические реформы Германии после II мировой войны. 14
§1.2 Роль Германии в становлении ЕС. 20
Глава 2. Место и роль экономики Германии в ЕС и мировой экономике в условиях глобализации. 23
§2.1 Особенности структуры экономики Германии. 23
§2.2 Место экономики Германии в экономике ЕС. 29
§2.3 Экономика Германии в условиях глобализации. 39
Глава 3. Внешнеэкономические стратегии Германии и перспективы развития экономики страны в XXI веке. 52
§3.1 Внешнеторговая политика Германии на современном этапе. 52
§3.2 Российско-Германские отношения. 63
§3.3 Перспективы развития экономики Германии. 68
Заключение 73
Список литературы 77
Германия состоит из 16 административных единиц: Баден-Вюртемберг (Штутгарт), Бавария (Мюнхен), Берлин, Бранденбург (Постдам), Бремен, Гамбург, Гессен (Висбаден), Мекленбург-Форпомерн (Шверин), Нижняя Саксония (Ганновер), Северная Вестфалия (Дюссельдорф), Райнланд-Пфальц (Майнц), Заарланд (Заарбрюкен), Саксония (Дрезден), Саксония-Анхальт (Магдебург), Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Тюрингия (Эрфурт). Берлин, Бремен и Гамбург - это города-регионы, представляющие собой самостоятельные административные единицы. Столица Германии - Берлин. Германия всегда была разделена на Федеративные Земли, хотя карта страны с течением времени часто менялась. Административные границы, установленные на сегодняшний день, были утверждены 3 октября 1990 года, после соединения Западной и Восточной Германии и образования единой Федеративной Республики.1
До объединения Германия была разбита на две территории: 23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия, официально включавшая земли Объединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, а 7 октября 1949 года - Германская Демократическая Республика (ГДР, или Восточная Германия), объявленная зоной Советского Союза. 3 октября 1990 года вступила с силу Конституция объединенной Германии, в основу которой был положен Основной Закон Германии.2
Данная конституция гарантирует защиту прав и свобод граждан Германии, а также разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Президент, являющийся главой государства и гарантом конституции, выполняет координирующую роль по отношению к трем ветвям власти, обеспечивает согласованное функционирование органов власти. Выборы президента проходят каждые пять лет 23 мая; глава государства избирается Федеральной Ассамблеей, состоящей из одинакового числа членов Бундестага и представителей региональных органов. В 1999 году президентом был избран представитель Социал-демократической Партии Иоганн Рау.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным Федеральным Собранием: Бундестаг - нижняя палата, Бундесрат - верхняя палата. Бундестаг избирается населением сроком на четыре года. Половина депутатов избирается по мажоритарной системе путем прямого голосования, другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле, по пропорциональной системе. Председатель Бундесрата избирается поочередно из числа премьер-министров всех 16 земель сроком на один год. В компетенции Бундесрата находится одобрение принятых Бундестагом законопроектов, требующих внесения изменений в конституцию Германии и затрагивающих интересы федеральных земель. Если палаты не могут достичь согласия, то создается специальный комитет для выработки компромиссного решения.
Исполнительная ветвь власти представлена Федеральным Правительством Республики, возглавляемым Премьер-министром, который избирается Бундестагом большинством голосов по предложению президента. Структура органов исполнительной власти подразделяется на три уровня - федеральный, земельный и местный, - которые функционируют независимо друг от друга. Это обусловлено четким конституционным распределением компетенции между соответствующими звеньями федерации. Федеральные министерства проводят правительственную политику, как правило, через аналогичные органы государственной власти земель Германии и на местах. Исключение составляют министерства иностранных дел, обороны, некоторые подразделения министерств финансов, транспорта, внутренних дел, в той мере, в которой конституция Германии фиксирует прямое выполнение федерацией соответствующих функций. Земли Германии являются относительно самостоятельными субъектами федерации и автономно определяют структуру своих органов исполнительной власти. В пределах своей компетенции земельные правительства формально полностью независимы от правительства Германии.
Независимая судебная власть представлена Федеральным Конституционным Судом (высший судебный орган), Верховным Судом Германии и Арбитражным Судом по административным, финансовым, трудовым и социальным вопросам.3
Для современной Германии характерна достаточно сбалансированная партийно-политическая структура, которая обеспечивает стабильность и прогресс в развитии страны: все основные партии, представленные в бундестаге, группируются вокруг центра, создавая тем самым необходимую опору для консолидации общества.
Социал-демократическая
Партия, которая активно защищает
интересы и права лиц наемного
труда и мелких товаропроизводителей,
получила на последних выборах наибольшее
количество мандатов благодаря обещанию
Герхарда Шредера, лидера СДП, принять
меры по сокращению безработицы. Эта
партия пользуется широкой поддержкой
в больших городах и
Канцлер Германии Герхард Шредер призвал все немецкое общество приложить усилия для оживления экономики страны.
Каждая часть общества должна вложить свою лепту, сказал Шредер в обращении к парламенту, которое должно было обозначить основные положения экономической реформы Германии.
В
частности, канцлер призвал изменить
немецкие законы о труде, которые, по
словам канцлера слишком негибки, что
приводит к непосильной стоимости
рабочих рук для
Сокращение
социальных программ и либерализации
рынка труда - сильный удар по самой
идеологии немецкого
Актуальность данной работы выражена в том, что Германия на сегодняшний день, одна из немногих стран Европы, которая притягивает к себе взгляды экономистов, политиков своими коренными изменениями, смелыми решениями в области экономике и политике. Говоря словами Бердяева, «Германия - нелюбимый ребенок Европы». Действительно, оснований для любви было немного. Еще Александр Невский писал, что «латинщики хуже татар» (так называли в то время тевтонские зверства на Руси).
В
одном пункте Бердяев принципиально
не прав. В оппозиции «Запад - Восток»
Германия пыталась снять противоречие
между западным индивидуализмом
и восточным коллективизмом. Не случайно
здесь в первой половине ХХ в. утвердились
идеи контр-вестернизации. «Почвенные»
немецкие идеологи выступали за Европу,
но против Запада, как носителя «гнилого
индивидуалистического
Цель работы - рассказать о коренных изменениях произошедших в самой Германии, структурных изменениях в экономике. Раскрыть роль Германии в становлении ЕС, определить ее роль в этой организации. Показать перспективы и проблемы в Российско-Германских отношениях, а также внешнюю политику этой страны, долгое время пребывающей за плотным занавесом коммунистической пропаганды.
В
написании дипломной работы использовались
статьи из периодических изданий
известных экономистов и
В статье Акумова П.Л. - «Актуальные проблемы Европы» подробно освещены вопросы взаимодействия Германии с развитыми странами Европы. Дается экономическая оценка положения Германии в сравнении с другими странами.
Борисов С. В статье «Германия и ее экономика» приводит данные о глобализации экономики Германии и ее последствии. Дается подробный в основном отрицательный анализ результатов глобализации.
В
статье Барановой Е «Современная
международная торговля»
В продолжение темы об экономике современной Германии, Битюков С. проводит сравнение положения и перспектив экономического роста, ее падения отдельных показателей в сравнении с различными периодами.
Гутник
В. в статье «Германия, дорога к подъему»
анализирует скрытые
О
перспективах Российско-Германских отношений,
их проблемах и современном
После объединения западной и восточной частей страны в 1990 г. Германия стала крупнейшей по экономическому потенциалу страной Европы. В мировой экономике Германия также является одним из лидеров, занимая третье место в мире, по объему производимого ею ВВП. Германия не богата природными ресурсами. Можно отметить каменный и бурый уголь, калийные соли. Около 55% территории занимают сельскохозяйственные угодья, 30% приходится на леса.5 Среди водных ресурсов страны следует выделить сеть рек и каналов. Такая густая сеть способствует развитию речного судоходства, а Дуйсбург-Рурорт - крупнейший порт мира. Среди озер наиболее известным считается Боденское озеро, расположенное на стыке границ Германии, Австрии и Швейцарии, и привлекающее сюда множество туристов. Для Германии во все времена была характерна высокая роль государства в экономике. Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее более-менее равномерное распределение социальных благ всем членам общества. Другой особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.6 Так, если в США на налоги идет около 32% нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45%, то в Германии этот показатель достигает 65%. Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны за последние 10 лет до величины 58 млрд долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%7 величины общих вложений. Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в генной инженерии и в микроэлектронике. Все это чревато потерей немецкого экспорта. Тенденция явно прослеживалась с начала 1980-х годов: с 1980 г. по 1993 г. доля Германии на рынке высоких технологий сократилась с 20,3% до 16,2%. Даже немецкие ТНК до трети своих НИОКР осуществляют за рубежом, поскольку заниматься наукой в Германии невыгодно. Доля государственных расходов в экономике Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель. В условиях кризиса национальной модели экономики приходится решать структурные преобразования в восточных землях, порождающие закрытие нерентабельных производств, безработицу и социальную напряженность на территории бывшей ГДР. Для преодоления отсталости восточных земель необходимы инвестиции в сумме около 2 трлн. евро.8 Для выравнивания уровня развития западных и восточных земель был даже введен специальный «налог на солидарность», предполагавший повышение уровня налогов на корпорации и доходы физических лиц. Нужно также довести уровень производительности труда на востоке до западных стандартов, примерно в три раза его превышающий. Необходима приватизация и социальная политика по защите восточных немцев от последствий структурных преобразований. Все эти задачи требуют от федерального правительства новых расходов, а бюджет страны все меньше справляется со своей задачей.
Информация о работе Современная экономика Германии: проблемы и перспективы