Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли
определение муниципальных стандартов качества работы жилищных и
коммунальных компаний через систему количественных и качественных индикаторов0показателей результативности их работы;
оценку выполнения финансового плана и производственной программы, а также мониторинг соблюдения требований стандартов качества работы и положений "Правил предоставления коммунальных услуг";
применение экономических санкций в случае нарушения взятых обязательств.
В итоге, существенно повышается роль экономических методов управления, процесс планирования и управления становится прозрачным, объемы работ по обслуживанию ЖКХ ЗАТО Видяево приводятся в полное соответствие финансовым возможностям собственников.
При участии представителей населения формируются:[76]
финансовый план каждого предприятия, обслуживающего жилой фонд;
производственная программа (объемы работ по видам и желательно пообъектно).
Она становится более обоснованной за счет привлечения представителей
населения к ее составлению. На зданиях, где платежная дисциплина выше, может реализоваться больший набор работ; единые и устойчивые во времени расценки на каждый вид работ; система индикаторов и муниципальных стандартов предоставления услуг, и процедура мониторинга эффективности работы жилищных компаний; система контроля за качеством предоставления жилищно- коммунальных услуг с привлечением представителей населения);
система штрафов в пользу бюджета и в пользу населения за несоблюдение
параметров индикаторов.
3.3. Контроль и оценка деятельности операторов жилищно-коммунальных услуг как основа функциональной системы в совершенствовании организации ЖКХ ЗАТО Видяево
При применении вышеуказанных принципов и параметров совершенствования системы организации ЖКХ применительно к ЗАТО Видяево, необходимо уточнить то, что собственник не должен вмешивается во внутренние дела оператора и не имеет права контролировать фактические затраты по каждому виду работ. Это позволяет нейтрализовать склонность к завышению стоимости работ и заинтересовать подрядчика в снижении себестоимости работы и в долгосрочном планировании своей деятельности.
Технический контроль должен осуществляться Управлением ЖКХ ЗАТО Видяево на основе системы индикаторов, которые фактически являются муниципальными стандартами предоставления услуг. Управление ЖКХ должно разработать и утвердить систему индикаторов для мониторинга эффективности работы жилищных компаний.
Индикаторы должны включать:[77]
четко определенные требования качества и полноты проведения работ;
требования бесперебойности предоставления коммунальных услуг. При сверхнормативных отключениях размер штрафа, по меньшей мере, должен превышать стоимость недопоставленных коммунальных услуг;
содержать относительные характеристики, позволяющие сравнивать работу жилищных и коммунальных компаний, имеющих разные по размеру и качеству жилья зоны обслуживания;
содержать показатели эффективности работы по повышению собираемости платежей.
Руководству Мурманской области следует организовать сбор данных по
индикаторам работы операторов в ЖКХ и организовать процесс систематического сравнения работы предприятий с использованием этой системы индикаторов. Это позволит муниципалитетам лучше ориентироваться при формировании стандартов муниципальных услуг и при формировании требований к операторам систем ЖКХ.
Число таких индикаторов может быть равно 20-40.[78] Пример схемы контроля и оценки качества работ, которая может быть реализована в ЗАТО ЖКХ Видяево представлен на рис. Приложения 8.
Управление и контроль имеют цену. Контроль за выполнением перечня и за качеством работ должен быть эффективным, но не обязательно сплошным. Часть расходуемых средств можно выделять специализированным организациям для приборного обследования зданий с целью оценки качества и составления планов капитальных и текущих ремонтов. Важной функцией является приемка работ по капитальному ремонту. Переход к подомовому планированию на базе результатов обследований позволит снизить расходы на контроль качества.
Для обеспечения устойчивой работы операторов которые будут действовать в системе ЖКХ ЗАТО Видяево, необходимо определить следующие направления:
1. сформировать стабильные правила отношений предприятий с бюджетами:
а) правила выделения дотаций и субсидий, правила выделения и возврата
бюджетных средств на цели замены и модернизации систем теплоснабжения;
б) сформировать правила тарифообразования, позволяющие балансировать потребности в расходах на модернизацию систем с платежной способностью населения и бюджета;
2. сформировать систему управления финансами предприятий за счет утверждения трех ежегодных бюджетов:
а)бюджета текущих операций;
б) бюджета капитальных вложений;
в)бюджета задолженности (включая управление кредитной задолженностью).
3.4. Определение основных направлений стратегического развития системы организации МУПП ЖКХ Видяево
Для того чтобы реформирование сферы ЖКХ в ЗАТО Видяево было эффективным и целенаправленным необходимо разработать стратегию развития, для этого в начале нужно выстроить стратегическую шкалу сильных и слабых сторон, так же определить недостатки и преимущества существующей системы ЖКХ ЗАТО Видяево. В данном случае нам нужно составить SWOT-анализ, который выявит все достоинства и недостатки существующей системы организации жилищно-коммунального хозяйства ЗАТО Видяево.
SWOT- анализ жилищно-коммунального комплекса ЗАТО Видяево:
Сильные стороны (S)
1. Наличие программы предоставления субсидий и льгот гражданам на оплату ЖКУ.
2. Организация социальной поддержки при оплате за ЖКУ малообеспеченных слоев населения.
3. Переход на рыночные условия работы отрасли ЖКХ.
4. Развитая сеть услуг жилищно-коммунальных предприятий.
5. Высокая (100%) благоустроенность жилищного фонда.
6. Малое количество (2,1%) аварийного жилого фонда.
Слабые стороны (W):
1. Отсутствие комплексного анализа состояния жилищно-коммунального комплекса.
2. Изношенность инженерных сетей.
3. Низкий уровень внедрения новых технологий.
4. Отсутствие работы по созданию товариществ собственников жилья.
5. Несовершенная структура управления жилищно-коммунальным хозяйством.
6. Отсутствие единого подхода и программы по реорганизации жилищно-коммунального комплекса.
7. Несовершенные договорные отношения между потребителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
8. Высокая задолженность (более 1,5 млрд. руб.) за потребленные энергоресурсы.
9. Большая бюджетозависимость предприятий ЖКХ.
10. Зависимость стоимости предоставляемых ЖКУ от платежеспособности населения.
11. Значительный объём накопленной предприятиями ЖКХ дебиторской и кредиторской задолженности.
12. Отсутствие единого муниципального органа по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
13. Отсутствие муниципальных целевых долгосрочных программ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
«Модернизация коммунальной инфраструктуры»;
«Переселение из ветхого и аварийного жилищного фонда»;
«Обновление и модернизация жилищного фонда»
и др.
14. Малоффективное использование выделяемых бюджетных средств на содержание и эксплуатацию ЖКХ.
15. Отсутствие инвентаризации и регистрации муниципальных объектов ЖКХ.
Общие показатели:
Водопроводно-канализационное хозяйство:
1. Централизованное водоснабжение во всех населенных пунктах МО.
2. Достаточные запасы пресных подземных вод для населения по всем населенным пунктам.
3. Самостоятельные централизованные системы канализации во всех районах МО.
1. Нерациональное использование воды на хозяйственно-бытовые нужды.
2. Отсутствие приборов учета и контроля за использованием воды.
3. Большие ремонтные работы на сетях, утечки, потери воды при аварийных ситуациях;
4. Сбросы воды из систем отопления для обеспечения нормального теплового режима в жилых зданиях;
5. Отклонение температуры воды, идущей на горячее водоснабжение, от расчетных параметров.
6. Оборудование морально устарело и имеет большой износ.
7. Высокие нормативы потребления коммунальных услуг.
8. Морально и физически устаревшее оборудование на очистных сооружениях.
Теплоснабжение
1. Применение передовых технологий при производстве работ по прокладке т/трасс (бесканальная укладка труб с ППУ).
2. Предусмотрено резервирование подачи теплоты потребителям за счет кольцевания тепловой сети населения.
1. Высокий процент наличия ветхих сетей
2. Старение основных фондов (нарастание износа и повреждаемости теплосилового хозяйства).
3. Низкий уровень энергетической грамотности обслуживающего персонала котельных.
4. Общее неудовлетворительное состояние теплосетей МО, связанное с корродированностью трубопроводов, из-за длительной эксплуатации без ремонта.
Электроснабжение:
1. Энергосистема МО является изолированной от Единой энергетической системы России, что предъявляет к ней повышенные требования по надежности.
1. В распределительных сетях напряжением 0,4-10 кВ износ основных фондов.
2. Высокие потери электрической энергии в электрических сетях.
Благоприятные возможности (O)
1. Более устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса.
2. Осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ.
3. Расширение конкуренции в жилищно-коммунальной сфере.
4. Расширение сферы услуг.
Потенциальные угрозы (T)
1. Повышение вероятности возникновения аварий на объектах ЖКХ, связанное с нарастающим ветшанием основных фондов.
2. Падение платежеспособности населения и предприятий, рост задолженности по оплате услуг ЖКХ.
3. Рост тарифов на электроэнергию и топливо и, как результат, повышение стоимости жилья и коммунальных услуг.
4. Снижение объемов бюджетного финансирования.
5. Монополизация всей сферы деятельности ЖКХ.
6. Увеличение доли ветхого и аварийного жилья.
Жилищно-коммунальное хозяйство:
Общие показатели
Водопроводно-канализационное хозяйство
1. Внедрение новых технологий по эксплуатации и строительству систем водоснабжения и водоотведения
2. Дальнейшее развитие систем водоснабжения и водоотведения.
1. Отсутствие резервных магистральных водоводов, значительный износ существующих магистральных и распределительных сетей, может привести к перебоям в снабжении населения.
Теплоснабжение
1. Создание единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления инженерным оборудованием котельных и ЦТП (в том числе организация централизованного учета потребления тепловой энергии, технического состояния инженерных сетей).
2. Создание специализированных объединений для обслуживания котельных и тепловых сетей нескольких поселений в рамках МО г.Норильск
3. Приведение оплаты за отопление в соответствие с фактическим потреблением.
1. Возникновение аварий на объектах теплоснабжения.
Электроснабжение
1. Организация достаточно надежного энергоснабжения.
Информация о работе Современное жилищно-коммунальное хозяйство