Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли
Следует также отметить, что качество жилой среды во многом зависит от уровня содержания и технического обслуживания жилых домов и придомовых территорий. В этой сфере также имеется целый ряд нерешенных вопросов: несвоевременное проведение капитальных и текущих ремонтов, низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-технического оборудования жилых зданий, неудовлетворительное санитарное содержание лестничных клеток и придомовых территорий и т.д.
Применяемый в течение длительного времени административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической заинтересованности строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций в результатах своей деятельности и отчуждение жителей от собственности привели к серьезным негативным последствиям и деформациям в жилищной сфере. Произошло снижение качества жилищного фонда и ухудшение условий его эксплуатации. Население же было поставлено в крайне пассивную позицию, так как жители не имели реальных рычагов воздействия на строительные, ремонтные и эксплуатационные организации.
Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное отношение к жилью.
Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению. Основные пути решения жилищной проблемы:[16]
поиск и привлечение централизованных и децентрализованных источников финансирования строительства, капитального ремонта и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного и массового коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);
повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);
совершенствование системы обеспечения жильем социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);
совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);
повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).
Как показывает богатый зарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищной проблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости.
Исходя из опыта развитых стран, в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие характерные черты функционирования жилищной сферы:
большая часть жилищного фонда находится в частной или коллективной собственности, а городской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);
заметная доля населения является собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимают квартиры в частном или муниципальном фонде;
собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;
оплата найма в частном фонде покрывает все затраты собственника жилья и прибыль домовладельца, а в муниципальном фонде – затраты муниципалитета (без прибыли);
ставки за наем жилья всех форм собственности во многих городах страны и странах регулируются муниципалитетом с помощью косвенных экономических рычагов;
субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами;
работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяются собственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе (регионе) на договорной основе; интересы собственника может представлять компания по управлению недвижимостью;
приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25 лет); используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;
уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;
строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.
Для практической реализации приведенной выше системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и малых городов необходимы следующие условия:[17]
наличие развитого рынка жилья и подрядных работ;
достаточно высокий уровень жизни большинства населения;
устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования;
развитая правовая основа рыночных механизмов;
политическая, социальная и экономическая стабильность.
К сожалению, эти условия в нашей стране пока находятся на стадии формирования, и потому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно и в современных условиях при наличии благоприятных условий и тенденций изменения макроэкономической ситуации в стране.
1.3. Сущность реорганизационного и оптимизационного управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований
Функционирующая в настоящее время муниципальная система управления жилищно-коммунальным комплексом России
характеризуется несколькими основными негативными признаками:[18]
хроническим недофинансированием, и, как следствие этого, высоким процентом износа основных средств,
действием, преимущественно, административных методов управления (основная доля предприятий ЖКХ носит статус муниципальных или государственных унитарных предприятий), что, естественно, является препятствием для привлечения частного капитала в производственный сектор ЖКХ, развития конкуренции на рынке ЖКУ, и не содействует повышению качества и снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг;
отсутствием вертикали управления подотраслями ЖКХ, в связи с чем практически оказались неуправляемыми процессы проведения единой технической политики, материально-технического, нормативно-методического, кадрового обеспечения производственного сектора ЖКХ.
Доминирующее мнение, что эффективная рыночная модель функционирования жилищно-коммунального комплекса может быть сформирована только снизу, в течение времени на практике подтверждения не получило.
Неэффективность существующей муниципальной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками, полной их непрозрачности, а также в крайне низком уровне участия жилищных объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами.
Переход на рыночные формы работы жилищно-коммунального комплекса быстрее и эффективнее осуществляется там, где производственные отношения строятся на экономической взаимно выгодной основе. В первую очередь это касается производственного сектора ЖКХ, осуществляющего услуги по управлению содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда, особенно в средних и крупных городах.[19]
Решение вопросов по реформированию ЖКХ требуют научно-обоснованного системного подхода, что невозможно без создания интегрированной холдинговой системы управления, в рамках которой будет оперативно проводиться единая политика по формированию рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса территории.
Принципиальными преимуществами эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом по сравнению со старой «ЖЕКовской» системой обусловлена давно назревшая необходимость смены модели менеджмента в ЖКХ. Сегодня это очень важно ещё и потому, что многие муниципальные жилищно-коммунальные предприятия фактически являются банкротами, а некоторые муниципалитеты идут по пути банкротства собственных муниципальных предприятий, вывода активов и создания на их базе новых муниципальных предприятий, чаще всего с теми же руководителями и работниками. Самое неблагоприятное в этой ситуации то, что при этом не изменяются управленческая модель, критерии качества и объёмов работ, сохраняется затратная система финансирования. Это приводит к тому, что вновь созданные предприятия оказываются абсолютно неэффективны. Иногда такой способ применяется, когда муниципалитеты избавляются от долгов банкротных МУПов. Это путь в никуда. Подобная практика может быть легко опротестована и квалифицирована как преднамеренное банкротство и нежелание производить расчёты с кредиторами.
Очевидно, что переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления не реализуемы. Поэтому необходимо административные рычаги управления менять на экономические путём реорганизации и оптимизации системы управления и обслуживания жилищно-коммунального комплекса. При этом реорганизации подлежат как вся система управления и обслуживания в целом, так и отдельные предприятия, входящие в эту систему (МУПы, ДЭЗы и т.д.).[20]
Реорганизацию и оптимизацию управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований необходимо осуществлять по следующим направлениям:
совершенствование структуры муниципальных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством;
финансовое оздоровление, акционирование и приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий ЖКХ, переход на управление предприятиями и организациями ЖКХ со стороны муниципальных и государственных органов управления путем участия их в собственности данных предприятий;
формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования, распределение прав и обязательств между субъектами рыночных отношений в ЖКХ;
создание независимых структур по оценке технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства и определению предельной экономически обоснованной стоимости заказанных собственником жилищных и коммунальных услуг по каждому объекту;
совершенствование управления, демонополизация деятельности и развитие конкурентной среды в жилищной сфере, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда в жилищных предприятиях, с последующим их разукрупнением и созданием системы малого предпринимательства;
развитие системы самоуправления объектами жилищного фонда; повсеместное создание института организованных собственников – ТСЖ, ЖК, ЖСК;
совершенствование управления коммунальными предприятиями; проведение мероприятий по оптимизации затрат на производство и транспортировку коммунальной продукции, внедрение в коммунальных предприятиях внутрихозяйственного расчета и арендного подряда;
развитие межмуниципальной кооперации в сфере производства коммунальной продукции и управления жилищно-коммунальным хозяйством путем создания в виде закрытых акционерных обществ (ЗАО) крупных специализированных управляющих компаний-холдингов по производству, транспортировке и сбыту коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту жилищного фонда, объектов социальной сферы и коммунально-бытового назначения;
развитие системы экономического всеобучения руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства всех уровней с целью подготовки их для работы в рыночных условиях.
Формирование эффективного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования должно предусматривать происходящие и планируемые изменения в формах собственности муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.
Информация о работе Современное жилищно-коммунальное хозяйство