Современное жилищно-коммунальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли

Работа состоит из  1 файл

111Диплом.doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

Следует также отметить, что качество жилой среды во многом зависит от уровня содержания и технического обслуживания жилых домов и придомовых территорий. В этой сфере также имеется целый ряд нерешенных вопросов: несвоевременное проведение  капитальных и текущих ремонтов, низкий уровень обслуживания инженерного и санитарно-технического оборудования жилых зданий, неудовлетворительное санитарное содержание лестничных клеток и придомовых территорий и т.д.

Применяемый в течение длительного  времени административный механизм управления жилищной сферой, отсутствие экономической заинтересованности  строительных, ремонтно-эксплуатационных организаций  в результатах своей деятельности  и отчуждение жителей  от собственности  привели к серьезным  негативным последствиям и деформациям  в жилищной сфере. Произошло снижение качества  жилищного фонда и ухудшение  условий его эксплуатации. Население же было поставлено  в крайне пассивную позицию, так как жители не имели реальных рычагов воздействия на строительные, ремонтные и  эксплуатационные организации.

Основными причинами обострения жилищной проблемы является отсутствие реального собственника  и эффективного управления жилищным фондом в современных условиях, а также бесхозяйственное  отношение к жилью.

Таким образом, жилищная проблема является весьма многогранной, требующей значительных усилий по ее решению. Основные пути решения жилищной проблемы:[16]

             поиск и привлечение централизованных  и децентрализованных источников финансирования строительства,  капитального ремонта  и реконструкции жилья (разработка и реализация государственных и муниципальных жилищных программ и проектов, формирование фондов строительства, реконструкции и ремонта жилищного фонда, привлечение средств инвесторов, предприятий и организаций, населения путем сооружения элитного  и массового  коммерческого жилья, строительство жилых домов на паевых основах, концентрации средств в конкретных фондах и проектах);

             повышение доступности жилья для широких слоев населения (создание благоприятных условий для развития рынка жилья и жилищных услуг по эксплуатации жилищного фонда, оказание реальной помощи населению в приобретении жилья на первичном и вторичном рынках  в разных формах, стимулирование развития систем жилищного кредитования, в том числе ипотеки, использование муниципальных жилищных займов);

             совершенствование системы обеспечения жильем  социально незащищенных категорий населения (разработка эффективных систем целевой поддержки социально незащищенных групп населения, усиление принципа адресности государственной и муниципальной помощи, предоставление бесплатного или дешевого муниципального жилья и т.д.);

             совершенствование градостроительных, архитектурно-планировочных и экологических подходов к формированию благоприятной жилой среды (развитие качественной малоэтажной и смешанной застройки, переход от типовых проектов к индивидуальным и образцовым, развитие комплексной застройки, включающей благоустройство территории);

             повышение качества эксплуатации жилищного фонда (существенное улучшение содержания и ремонта жилищного фонда, экономия энергетических ресурсов, стимулирование  снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развитие систем самоорганизации граждан).

Как  показывает богатый зарубежный опыт, наиболее перспективным и массовым направлением решения жилищной проблемы является кредитование граждан и, в первую очередь, ипотечное кредитование, которое подразумевает выдачу кредита на длительный срок под залог недвижимости.

Исходя из опыта развитых  стран,  в которых жилищная проблема практически решена, можно определить следующие  характерные черты  функционирования жилищной сферы:

                  большая часть жилищного фонда находится  в частной или коллективной собственности, а городской жилищный фонд составляет лишь незначительную часть (10-15%);

                  заметная доля населения является собственниками жилья, в котором они проживают, а остальные нанимают квартиры в частном или муниципальном  фонде;

                  собственники жилья несут все расходы на его содержание, ремонт и восстановление и выплачивают страховые взносы и налоги на недвижимость;

                  оплата найма  в частном фонде покрывает все затраты  собственника жилья и прибыль домовладельца, а в муниципальном фонде – затраты муниципалитета (без прибыли);

                  ставки за наем жилья всех форм собственности во многих городах страны и странах регулируются муниципалитетом с помощью косвенных экономических рычагов;

                  субсидии на содержание жилья выплачиваются для ограниченной части нанимателей с низкими душевыми доходами;

                  работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству жилья определяются собственником с учетом действующих норм и правил, принятых в данном городе (регионе) на договорной основе; интересы собственника может представлять компания по управлению недвижимостью;

                  приобретение жилья в большинстве случаев осуществляется в кредит на длительный срок (10-25 лет); используются разные формы кредитования, в том числе ипотечные кредиты под залог недвижимости;

                  уровень дохода большинства населения позволяет полностью оплачивать наем жилья или содержать его в качестве собственника, вносить первоначальный взнос на строительство и выплачивать соответствующие проценты;

                  строительство и сдача внаем жилья является прибыльной коммерческой сферой и потому привлекательны для частного капитала.

Для практической реализации приведенной выше системы организации жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований и малых городов необходимы следующие условия:[17]

                  наличие развитого рынка жилья и подрядных работ;

                  достаточно высокий уровень жизни большинства населения;

                  устойчивое и надежное действие механизма инвестирования, долгосрочного кредитования и страхования;

                  развитая правовая  основа рыночных механизмов;

                  политическая, социальная и экономическая  стабильность.

К сожалению, эти условия в нашей стране пока находятся на стадии формирования, и потому быстрый переход к рассматриваемой системе невозможен. Но это не означает, что решение  жилищной проблемы должно быть отодвинуто на долгий срок. Развитие жилищного строительства  и повышение уровня содержания жилищного фонда возможно  и в современных условиях при наличии благоприятных условий и тенденций изменения макроэкономической ситуации в стране.

1.3. Сущность реорганизационного и оптимизационного управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных образований

      Функционирующая в настоящее время муниципальная система управления         жилищно-коммунальным           комплексом         России

характеризуется несколькими основными негативными признаками:[18]

     хроническим недофинансированием, и, как следствие этого, высоким процентом износа основных средств,

     действием, преимущественно, административных методов управления (основная доля предприятий ЖКХ носит статус муниципальных или государственных унитарных предприятий), что, естественно, является препятствием для привлечения частного капитала в производственный сектор ЖКХ, развития конкуренции на рынке ЖКУ, и не содействует повышению качества и снижению стоимости жилищно-коммунальных услуг;

     отсутствием вертикали управления подотраслями ЖКХ, в связи с чем практически оказались неуправляемыми процессы проведения единой технической политики, материально-технического, нормативно-методического, кадрового обеспечения производственного сектора ЖКХ.

             Доминирующее мнение, что эффективная рыночная модель функционирования жилищно-коммунального комплекса может быть сформирована только снизу, в течение времени на практике подтверждения не получило.

           Неэффективность существующей муниципальной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками, полной их непрозрачности, а также в крайне низком уровне участия жилищных объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами.

           Переход на рыночные формы работы жилищно-коммунального комплекса быстрее и эффективнее осуществляется там, где производственные отношения строятся на экономической взаимно выгодной основе. В первую очередь это касается производственного сектора ЖКХ, осуществляющего услуги по управлению содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда, особенно в средних и крупных городах.[19]

            Решение вопросов по реформированию ЖКХ требуют научно-обоснованного системного подхода, что невозможно без создания интегрированной холдинговой системы управления, в рамках которой будет оперативно проводиться единая политика по формированию рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса территории.

          Принципиальными преимуществами эффективного управления жилищно-коммунальным комплексом по сравнению со старой «ЖЕКовской» системой обусловлена давно назревшая необходимость смены модели менеджмента в ЖКХ. Сегодня это очень важно ещё и потому, что многие муниципальные жилищно-коммунальные предприятия фактически являются банкротами, а некоторые муниципалитеты идут по пути банкротства собственных муниципальных предприятий, вывода активов и создания на их базе новых муниципальных предприятий, чаще всего с теми же руководителями и работниками. Самое неблагоприятное в этой ситуации то, что при этом не изменяются управленческая модель, критерии качества и объёмов работ, сохраняется затратная система финансирования. Это приводит к тому, что вновь созданные предприятия оказываются абсолютно неэффективны. Иногда такой способ применяется, когда муниципалитеты избавляются от долгов банкротных МУПов. Это путь в никуда. Подобная практика может быть легко опротестована и квалифицирована как преднамеренное банкротство и нежелание производить расчёты с кредиторами.

           Очевидно, что переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления не реализуемы. Поэтому необходимо административные рычаги управления менять на экономические путём реорганизации и оптимизации системы управления и обслуживания жилищно-коммунального комплекса. При этом реорганизации подлежат как вся система управления и обслуживания в целом, так и отдельные предприятия, входящие в эту систему (МУПы, ДЭЗы и т.д.).[20]

             Реорганизацию и оптимизацию управления жилищно-коммунальными  комплексами муниципальных образований  необходимо осуществлять по  следующим  направлениям:

      совершенствование структуры муниципальных органов управления жилищно-коммунальным хозяйством;

      финансовое оздоровление, акционирование и приватизация государственных и муниципальных унитарных предприятий ЖКХ, переход на управление предприятиями и организациями ЖКХ со стороны муниципальных и государственных органов управления путем участия их в собственности данных предприятий;

      формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования, распределение прав и обязательств между субъектами рыночных отношений в ЖКХ;

      создание независимых структур по оценке технического состояния объектов жилищно-коммунального хозяйства и определению предельной экономически обоснованной стоимости заказанных собственником жилищных и коммунальных услуг по каждому объекту;

      совершенствование управления, демонополизация деятельности и развитие  конкурентной среды в жилищной сфере, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда в жилищных предприятиях, с последующим их разукрупнением и созданием системы малого предпринимательства;

      развитие системы самоуправления объектами жилищного фонда; повсеместное создание института организованных собственников – ТСЖ, ЖК, ЖСК;

      совершенствование управления коммунальными предприятиями; проведение мероприятий по оптимизации затрат на производство и транспортировку коммунальной продукции, внедрение в коммунальных предприятиях внутрихозяйственного расчета и арендного подряда;

      развитие межмуниципальной кооперации в сфере производства коммунальной продукции и управления жилищно-коммунальным хозяйством путем создания в виде закрытых акционерных обществ (ЗАО) крупных специализированных управляющих компаний-холдингов по производству, транспортировке и сбыту коммунальных услуг, а также по содержанию и ремонту жилищного фонда, объектов социальной сферы и коммунально-бытового назначения;

      развитие системы экономического всеобучения руководителей и специалистов жилищно-коммунального хозяйства всех уровней с целью подготовки их для работы в рыночных условиях.

         Формирование эффективного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования должно предусматривать происходящие и планируемые изменения в формах собственности муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.

Информация о работе Современное жилищно-коммунальное хозяйство