Современное жилищно-коммунальное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа

Описание

Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли

Работа состоит из  1 файл

111Диплом.doc

— 445.50 Кб (Скачать документ)

- все остальные цены, тарифы, расценки, применяемые орга­низацией как для конкретного вида услуги для прочих потре­бителей, кроме населения, так и для прочих видов деятельнос­ти для всех потребителей, не могут быть ниже себестоимости и в обязательном порядке предусматривают рентабельность; определенные указанным образом условия бюджетного финан­сирования позволяют организации ЖКХ осуществлять свою деятельность не только безубыточно, но и с определенной при­былью, самостоятельно формировать фонды и решать вопросы стимулирования работников и расширения производства;

- соблюдается принцип равенства всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной сфе­ре, независимо от организационно-правовой формы, т, е, ка­кая бы организация ни оказывала конкретный вид услуг потре­бителям (муниципальное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), они все должны быть поставлены в равные условия: убытки возмещаются в той части финансовой деятельности, в которой они воз­никают.

Поскольку тариф ниже себестоимости утверждается толь­ко для населения, любая организация будет иметь убыток от реализации услуг только населению. Во всей остальной дея­тельности должен соблюдаться порядок реализации работ, ус­луг по рыночным ценам, т. е. по налоговому законодательству не ниже себестоимости.

Главный принцип определения финансовых взаимоотноше­ний органа местного самоуправления (органа, регулирующего тарифы) и организации  МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево  (осуществляющей свою деятель­ность по этим тарифам) заключается в том, что орган местного самоуправления должен нести ответственность перед орга­низацией относительно той части ее финансовой деятель­ности, по которой он дает обязательные для нее указания.

 

2.3. Определение  ключевых проблем развития отрасли МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево

 

         В Мурманской области до 2005 года вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства определялись преимущественно на местном уровне и ситуация в муниципальных образованиях области значительно различалась, о чем, например, свидетельствуют данные об уровне оплаты населением жилья и коммунальных услуг. В большинстве районов местные органы власти не довели стандарты платежей населения до федеральных и региональных, и утвержденный уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг по данным на 1 января 2004 года колебался от 44% (Североморский район) до 84% (Кандалакшский район).[48] В отдельных районах даже при соблюдении установленных стандартов платежей населения фактическая оплата существенно отличалась от установленного уровня.

        В   Кольском районе в структуру которого входит МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево при расчете тарифов для населения за точку отсчета принимался заниженный уровень затрат, в итоге 100%-й тариф для населения, при утвержденном 90% уровне, составил в 2004 году 55% от фактических расходов, а реальная оплата населением - 33% затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства.[49]

       В конце 2004 года были достигнуты определенные успехи в стабилизации отрасли. Во многом это связано с реорганизацией структуры управления отраслью на региональном уровне и созданием Государственного комитета Мурманской области по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Основными функциями нового органа исполнительной власти стали координация, анализ и контроль за деятельностью жилищно-коммунального хозяйства.

       С 2005 года начали активно осуществляться мероприятия по реализации федеральной концепции реформы ЖКХ в ЗАТО Видяево. В частности, в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" были проведены следующие мероприятия:[50]

•доведен до федерального стандарта уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг (90 %). Фактический уровень возмещения затрат предприятий за счет платежей населения по сравнению с началом года увеличился на 12 % и составил 75 %;

•проведена работа по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, совместно с Министерством финансов Мурманской области проводится работа по реструктуризации выявленных долгов;

•организовано оказание постоянной помощи органам местного самоуправления по вопросу определения экономически обоснованной величины тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

•организовано проведение разъяснительной работы с населением, что позволило при росте стоимости ЖКУ избежать снижения собираемости платежей. В 2007 году собираемость платежей составила 91 %.[51]   Реформирование муниципальных предприятий ЖКХ планируется проводить в соответствии с региональной программой "Модернизация и реформирование ЖКХ Мурманской области на 2006-2009 годы и на период до 2012 года". В рамках данной программы с учетом реорганизации структуры управления отраслью также намечены мероприятия, которые позволят рассматривать вопросы утверждения тарифов во взаимоувязке с возможностями бюджета и особенностями территориального развития городов и районов.

         Ключевым вопросом реформирования ЖКХ Кольского района Мурманской области к которому и относится ЗАТО Видяево, является совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и, прежде всего, упорядочение финансовых потоков и исполнение бюджетных обязательств по социальным гарантиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства самого муниципального образования. Текущее состояние жилищно-коммунального хозяйства в ЖКХ ЗАТО Видяево характеризуется рядом проблем, решение которых невозможно без стабилизации финансирования отрасли и исполнения бюджетных обязательств. Краткая характеристика жилищно-коммунального хозяйства МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево представлена в Приложении 5.

        

2.3.1.  Финансирование ЖКХ  ЗАТО Видяево и исполнение бюджетных обязательств

        Жилищно-коммунальное хозяйство МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево остается убыточным. По данным бухгалтерских балансов, в 2006 году убытки ЖКХ составили 7,7 млн. руб., в 2007 году отмечено незначительное снижение, в 2007 году они составили 6,8 млн.руб.[52]   В 2003 году, как и в предыдущие годы, отмечался недостаток в финансовых средствах, что сократило до минимума затраты капитального характера и явилось причиной аварий различной степени в отдельных подразделениях коммунального хозяйства ЖКХ Видяево . Одна из причин такого состояния ЖКХ - неплатежи за потребляемые жилищные и коммунальные услуги, достигшие огромных размеров. Основные проблемы с недофинансированием жилищно-коммунального хозяйства в  Мурманской области вызваны низкой платежной дисциплиной региональной и местных администраций в части компенсации предприятиям предоставленных населению льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сумма выпадающих доходов от предоставления льгот и субсидий за год сопоставима с убытками предприятий ЖКХ ЗАТО Видяево. В 2007 г. потребность в компенсации льгот в целом по ЖКХ ЗАТО Видяево была профинансирована только на 47%., а по субсидиям - на 69%. Суммарный объем задолженности бюджетов по финансированию льгот и субсидий в 2007 г. составил 5,3 млн. руб. что составляет 15% всех расходов консолидированного муниципального бюджета ЖКХ ЗАТО Видяево на жилищно-коммунальное хозяйство.[53]

         Проблемы недофинансирования субсидий и льгот во многом обусловлены нечетким разграничением полномочий между региональными и местными органами власти. Согласно Федеральному закону "Об основах федеральной жилищной политики" финансирование расходов по предоставлению субсидий должно осуществляться как из регионального, так и из местных бюджетов. Финансирование субсидий осуществляется большей частью из местных бюджетов. Основная часть средств, выделенных местному бюджету на данные цели из регионального бюджета в 2007 г., была профинансирована за счет дотаций из Федерального фонда софинансирования социальных расходов, которые составили только 23% от суммарного объема предоставленных субсидий. Кроме того, из регионального бюджета была отдельно выделена субсидия Кольскому району.

          В результате этот район оказался в выигрышном положении, став одним из немногих, где затраты предприятий по субсидиям были профинансированы на уровне более 95%. В то же время уровень финансирования других муниципалитетов существенно ниже. Так, в Кандалакшском районе субсидии были профинансированы на 39%, а в г. Мурманске только на 26%.[54] Такие различия в уровне финансирования являются свидетельством отсутствия четкой методики прогнозирования объемов субсидий и наличием избирательного подхода к отдельным муниципальным образованиям.

         В 2007 году, несмотря на предварительное намерение профинансировать субсидии по оплате ЖКУ из обласного бюджета, объем субвенций, предусмотренных на эти цели республиканским законом о бюджете, покрывает расчетные потребности в расходах менее чем на 50%. При этом в местном бюджете ЖКХ ЗАТО Видяево средств на финансирование субсидий за счет собственных источников практически не было предусмотрено.

       Недофинансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) во многом обусловлено нечетким разграничением полномочий между федерацией и регионом. Большая часть льгот по оплате ЖКУ является необеспеченными (или "недообеспеченными") федеральными мандатами для региональных и местных бюджетов.[55]

        Наиболее затратным в части льгот по оплате ЖКУ на текущий момент является федеральный закон "О ветеранах". Поскольку в 2007 году из федерального бюджета не поступало никаких компенсаций на финансирование льгот, предусмотренных этим законом (они составляют 40% всех льгот по оплате ЖКУ в Мурманской области), они были профинансированы лишь на 38%. В то же время в области действует собственный закон "Об установлении звания "Ветеран труда МО" и порядке его присвоения", предусматривающий льготы по оплате ЖКУ в суммарном размере 15 млн. руб. (на 2006 год).[56]

           Данные льготы составляют около 20% всех льгот по оплате ЖКУ в  Мурманской области, при этом их финансирование в 2003 году составило только 22% от фактически произведенных расходов.

           Анализ расходов и доходов бюджета Кольского района показал, что местный бюджеты не в состоянии выполнять обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, и позволил выявить тенденцию увеличения зависимости местного бюджета от перечислений с федерального и  областного уровней. Особенно сильно это проявляется в Кольском районе, где в 2007 году дотации "сверху" были немногим меньше собственных доходов. Фактически это означает, что оплата жилищно-коммунальных услуг все в большей степени зависит от оценки расходов на эти цели в республиканском бюджете, его платежеспособности и формирования межбюджетных отношений.

2.3.2. Анализ проблем межбюджетных отношений

 

        Система межбюджетных отношений в Мурманской области в целом обладает недостаточной степенью прозрачности. Хотя дотации в области  рассчитываются по формализованной методике, этот документ не является официально утвержденным.

        Используемые в нем данные не публикуются в открытой печати. Недостаток методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов в части учета расходов на ЖКХ заключается в отсутствии механизма оценки потребности местных бюджетов на данные цели.

         Кроме того, ряд используемых в ней параметров может плохо отражать фактическую ситуацию. Различия в стоимости услуг ЖКХ оцениваются с помощью коэффициентов стоимости услуг, установленных областным  законом в 2004 году, которые с тех пор не пересматривались. В 2007 году в результате существенного и неравномерного по Мурманской области роста тарифов соотношение стоимости ЖКУ в муниципальных образованиях существенно изменилось.

          Так, например, относительный коэффициент стоимости ЖКУ для Кольского района, установленный в 2004 году, равен 1, а в декабре 2007 года отношение стоимости ЖКУ в расчете на 1 кв. м. для района к средней по области составило 1,48.[57]

         Остальные виды финансовой помощи, такие как субвенции и субсидии, рассчитываемые на основании фактических данных за последний отчетный год, также не поддаются проверке. Прогнозирование изменения расходов на субсидии и льготы по оплате ЖКУ в результате влияния различного рода факторов (тарифов, условий предоставления, роста числа потребителей и т.п.) при оценке расходов на следующий год в области не осуществляется.

       Нерешенной остается проблема финансирования капитального ремонта муниципального жилищного фонда. Данные расходы не учитываются при формировании дотаций из регионального бюджета, в то время как доля ветхого жилого фонда достигает в ЗАТО Видяево - 60%. В 2007 году ежегодная потребность в расходах на капитальный ремонт, оцениваемая на уровне около 1 млрд. руб. (при том, что все расходы на ЖКХ в Мурманской области составляют около 1,8 млрд. руб.), была профинансирована на уровне не выше 10%.[58]

        В отдельных районах данные расходы либо вообще не осуществлялись

(Кандалакшский район), либо осуществлялись на уровне ниже 0,5% всех расходов на  ЖКХ (Североморский район).

       Среди других проблем финансирования ЖКХ в области стоит выделить значительный объем кредиторской задолженности бюджета (бюджетов всех уровней) перед предприятиями ЖКХ, и вследствие этого задолженности предприятий ЖХК перед поставщиками услуг.[59] Регулярное недофинансирование отрасли привело к убыточности более 95% общего числа муниципальных предприятий ЖКХ ЗАТО Видяево, и в результате к банкротству.

        На различных стадиях банкротства находятся около 50% предприятий и организаций ЖКХ Мурманской области. Однако процедура банкротства не дает видимых результатов оздоровления отрасли, поскольку вновь организованные предприятия оказываются в течение короткого периода в тех же условиях и снова попадают в "долговую яму".

           Наиболее крупными должниками являются органы местного самоуправления, их доля в общей задолженности составляет 41 %. Основные причины заключаются в недостаточном финансировании муниципальных бюджетных организаций, которые не оплачивают потребляемые ресурсы, компенсации льгот и субсидий, несбалансированной тарифной политике.

Информация о работе Современное жилищно-коммунальное хозяйство