Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 07:10, курсовая работа
Современное жилищно-коммунальное хозяйство - это сфера ответственности местных органов власти. Однако местные органы власти не всегда в состоянии самостоятельно разрешить проблемы отрасли, основные из которых: высокая доля убыточных предприятий, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов, значительные объемы задолженности предприятий ЖКХ и бюджетное недофинансирование, низкая инвестиционная привлекательность предприятий отрасли
- все остальные цены, тарифы, расценки, применяемые организацией как для конкретного вида услуги для прочих потребителей, кроме населения, так и для прочих видов деятельности для всех потребителей, не могут быть ниже себестоимости и в обязательном порядке предусматривают рентабельность; определенные указанным образом условия бюджетного финансирования позволяют организации ЖКХ осуществлять свою деятельность не только безубыточно, но и с определенной прибылью, самостоятельно формировать фонды и решать вопросы стимулирования работников и расширения производства;
- соблюдается принцип равенства всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной сфере, независимо от организационно-правовой формы, т, е, какая бы организация ни оказывала конкретный вид услуг потребителям (муниципальное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), они все должны быть поставлены в равные условия: убытки возмещаются в той части финансовой деятельности, в которой они возникают.
Поскольку тариф ниже себестоимости утверждается только для населения, любая организация будет иметь убыток от реализации услуг только населению. Во всей остальной деятельности должен соблюдаться порядок реализации работ, услуг по рыночным ценам, т. е. по налоговому законодательству не ниже себестоимости.
Главный принцип определения финансовых взаимоотношений органа местного самоуправления (органа, регулирующего тарифы) и организации МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево (осуществляющей свою деятельность по этим тарифам) заключается в том, что орган местного самоуправления должен нести ответственность перед организацией относительно той части ее финансовой деятельности, по которой он дает обязательные для нее указания.
2.3. Определение ключевых проблем развития отрасли МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево
В Мурманской области до 2005 года вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства определялись преимущественно на местном уровне и ситуация в муниципальных образованиях области значительно различалась, о чем, например, свидетельствуют данные об уровне оплаты населением жилья и коммунальных услуг. В большинстве районов местные органы власти не довели стандарты платежей населения до федеральных и региональных, и утвержденный уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг по данным на 1 января 2004 года колебался от 44% (Североморский район) до 84% (Кандалакшский район).[48] В отдельных районах даже при соблюдении установленных стандартов платежей населения фактическая оплата существенно отличалась от установленного уровня.
В Кольском районе в структуру которого входит МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево при расчете тарифов для населения за точку отсчета принимался заниженный уровень затрат, в итоге 100%-й тариф для населения, при утвержденном 90% уровне, составил в 2004 году 55% от фактических расходов, а реальная оплата населением - 33% затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства.[49]
В конце 2004 года были достигнуты определенные успехи в стабилизации отрасли. Во многом это связано с реорганизацией структуры управления отраслью на региональном уровне и созданием Государственного комитета Мурманской области по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Основными функциями нового органа исполнительной власти стали координация, анализ и контроль за деятельностью жилищно-коммунального хозяйства.
С 2005 года начали активно осуществляться мероприятия по реализации федеральной концепции реформы ЖКХ в ЗАТО Видяево. В частности, в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" были проведены следующие мероприятия:[50]
•доведен до федерального стандарта уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг (90 %). Фактический уровень возмещения затрат предприятий за счет платежей населения по сравнению с началом года увеличился на 12 % и составил 75 %;
•проведена работа по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса, совместно с Министерством финансов Мурманской области проводится работа по реструктуризации выявленных долгов;
•организовано оказание постоянной помощи органам местного самоуправления по вопросу определения экономически обоснованной величины тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
•организовано проведение разъяснительной работы с населением, что позволило при росте стоимости ЖКУ избежать снижения собираемости платежей. В 2007 году собираемость платежей составила 91 %.[51] Реформирование муниципальных предприятий ЖКХ планируется проводить в соответствии с региональной программой "Модернизация и реформирование ЖКХ Мурманской области на 2006-2009 годы и на период до 2012 года". В рамках данной программы с учетом реорганизации структуры управления отраслью также намечены мероприятия, которые позволят рассматривать вопросы утверждения тарифов во взаимоувязке с возможностями бюджета и особенностями территориального развития городов и районов.
Ключевым вопросом реформирования ЖКХ Кольского района Мурманской области к которому и относится ЗАТО Видяево, является совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и, прежде всего, упорядочение финансовых потоков и исполнение бюджетных обязательств по социальным гарантиям в сфере жилищно-коммунального хозяйства самого муниципального образования. Текущее состояние жилищно-коммунального хозяйства в ЖКХ ЗАТО Видяево характеризуется рядом проблем, решение которых невозможно без стабилизации финансирования отрасли и исполнения бюджетных обязательств. Краткая характеристика жилищно-коммунального хозяйства МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево представлена в Приложении 5.
2.3.1. Финансирование ЖКХ ЗАТО Видяево и исполнение бюджетных обязательств
Жилищно-коммунальное хозяйство МУПП ЖКХ ЗАТО Видяево остается убыточным. По данным бухгалтерских балансов, в 2006 году убытки ЖКХ составили 7,7 млн. руб., в 2007 году отмечено незначительное снижение, в 2007 году они составили 6,8 млн.руб.[52] В 2003 году, как и в предыдущие годы, отмечался недостаток в финансовых средствах, что сократило до минимума затраты капитального характера и явилось причиной аварий различной степени в отдельных подразделениях коммунального хозяйства ЖКХ Видяево . Одна из причин такого состояния ЖКХ - неплатежи за потребляемые жилищные и коммунальные услуги, достигшие огромных размеров. Основные проблемы с недофинансированием жилищно-коммунального хозяйства в Мурманской области вызваны низкой платежной дисциплиной региональной и местных администраций в части компенсации предприятиям предоставленных населению льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. Сумма выпадающих доходов от предоставления льгот и субсидий за год сопоставима с убытками предприятий ЖКХ ЗАТО Видяево. В 2007 г. потребность в компенсации льгот в целом по ЖКХ ЗАТО Видяево была профинансирована только на 47%., а по субсидиям - на 69%. Суммарный объем задолженности бюджетов по финансированию льгот и субсидий в 2007 г. составил 5,3 млн. руб. что составляет 15% всех расходов консолидированного муниципального бюджета ЖКХ ЗАТО Видяево на жилищно-коммунальное хозяйство.[53]
Проблемы недофинансирования субсидий и льгот во многом обусловлены нечетким разграничением полномочий между региональными и местными органами власти. Согласно Федеральному закону "Об основах федеральной жилищной политики" финансирование расходов по предоставлению субсидий должно осуществляться как из регионального, так и из местных бюджетов. Финансирование субсидий осуществляется большей частью из местных бюджетов. Основная часть средств, выделенных местному бюджету на данные цели из регионального бюджета в 2007 г., была профинансирована за счет дотаций из Федерального фонда софинансирования социальных расходов, которые составили только 23% от суммарного объема предоставленных субсидий. Кроме того, из регионального бюджета была отдельно выделена субсидия Кольскому району.
В результате этот район оказался в выигрышном положении, став одним из немногих, где затраты предприятий по субсидиям были профинансированы на уровне более 95%. В то же время уровень финансирования других муниципалитетов существенно ниже. Так, в Кандалакшском районе субсидии были профинансированы на 39%, а в г. Мурманске только на 26%.[54] Такие различия в уровне финансирования являются свидетельством отсутствия четкой методики прогнозирования объемов субсидий и наличием избирательного подхода к отдельным муниципальным образованиям.
В 2007 году, несмотря на предварительное намерение профинансировать субсидии по оплате ЖКУ из обласного бюджета, объем субвенций, предусмотренных на эти цели республиканским законом о бюджете, покрывает расчетные потребности в расходах менее чем на 50%. При этом в местном бюджете ЖКХ ЗАТО Видяево средств на финансирование субсидий за счет собственных источников практически не было предусмотрено.
Недофинансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) во многом обусловлено нечетким разграничением полномочий между федерацией и регионом. Большая часть льгот по оплате ЖКУ является необеспеченными (или "недообеспеченными") федеральными мандатами для региональных и местных бюджетов.[55]
Наиболее затратным в части льгот по оплате ЖКУ на текущий момент является федеральный закон "О ветеранах". Поскольку в 2007 году из федерального бюджета не поступало никаких компенсаций на финансирование льгот, предусмотренных этим законом (они составляют 40% всех льгот по оплате ЖКУ в Мурманской области), они были профинансированы лишь на 38%. В то же время в области действует собственный закон "Об установлении звания "Ветеран труда МО" и порядке его присвоения", предусматривающий льготы по оплате ЖКУ в суммарном размере 15 млн. руб. (на 2006 год).[56]
Данные льготы составляют около 20% всех льгот по оплате ЖКУ в Мурманской области, при этом их финансирование в 2003 году составило только 22% от фактически произведенных расходов.
Анализ расходов и доходов бюджета Кольского района показал, что местный бюджеты не в состоянии выполнять обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг в полном объеме, и позволил выявить тенденцию увеличения зависимости местного бюджета от перечислений с федерального и областного уровней. Особенно сильно это проявляется в Кольском районе, где в 2007 году дотации "сверху" были немногим меньше собственных доходов. Фактически это означает, что оплата жилищно-коммунальных услуг все в большей степени зависит от оценки расходов на эти цели в республиканском бюджете, его платежеспособности и формирования межбюджетных отношений.
2.3.2. Анализ проблем межбюджетных отношений
Система межбюджетных отношений в Мурманской области в целом обладает недостаточной степенью прозрачности. Хотя дотации в области рассчитываются по формализованной методике, этот документ не является официально утвержденным.
Используемые в нем данные не публикуются в открытой печати. Недостаток методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности местных бюджетов в части учета расходов на ЖКХ заключается в отсутствии механизма оценки потребности местных бюджетов на данные цели.
Кроме того, ряд используемых в ней параметров может плохо отражать фактическую ситуацию. Различия в стоимости услуг ЖКХ оцениваются с помощью коэффициентов стоимости услуг, установленных областным законом в 2004 году, которые с тех пор не пересматривались. В 2007 году в результате существенного и неравномерного по Мурманской области роста тарифов соотношение стоимости ЖКУ в муниципальных образованиях существенно изменилось.
Так, например, относительный коэффициент стоимости ЖКУ для Кольского района, установленный в 2004 году, равен 1, а в декабре 2007 года отношение стоимости ЖКУ в расчете на 1 кв. м. для района к средней по области составило 1,48.[57]
Остальные виды финансовой помощи, такие как субвенции и субсидии, рассчитываемые на основании фактических данных за последний отчетный год, также не поддаются проверке. Прогнозирование изменения расходов на субсидии и льготы по оплате ЖКУ в результате влияния различного рода факторов (тарифов, условий предоставления, роста числа потребителей и т.п.) при оценке расходов на следующий год в области не осуществляется.
Нерешенной остается проблема финансирования капитального ремонта муниципального жилищного фонда. Данные расходы не учитываются при формировании дотаций из регионального бюджета, в то время как доля ветхого жилого фонда достигает в ЗАТО Видяево - 60%. В 2007 году ежегодная потребность в расходах на капитальный ремонт, оцениваемая на уровне около 1 млрд. руб. (при том, что все расходы на ЖКХ в Мурманской области составляют около 1,8 млрд. руб.), была профинансирована на уровне не выше 10%.[58]
В отдельных районах данные расходы либо вообще не осуществлялись
(Кандалакшский район), либо осуществлялись на уровне ниже 0,5% всех расходов на ЖКХ (Североморский район).
Среди других проблем финансирования ЖКХ в области стоит выделить значительный объем кредиторской задолженности бюджета (бюджетов всех уровней) перед предприятиями ЖКХ, и вследствие этого задолженности предприятий ЖХК перед поставщиками услуг.[59] Регулярное недофинансирование отрасли привело к убыточности более 95% общего числа муниципальных предприятий ЖКХ ЗАТО Видяево, и в результате к банкротству.
На различных стадиях банкротства находятся около 50% предприятий и организаций ЖКХ Мурманской области. Однако процедура банкротства не дает видимых результатов оздоровления отрасли, поскольку вновь организованные предприятия оказываются в течение короткого периода в тех же условиях и снова попадают в "долговую яму".
Наиболее крупными должниками являются органы местного самоуправления, их доля в общей задолженности составляет 41 %. Основные причины заключаются в недостаточном финансировании муниципальных бюджетных организаций, которые не оплачивают потребляемые ресурсы, компенсации льгот и субсидий, несбалансированной тарифной политике.
Информация о работе Современное жилищно-коммунальное хозяйство