Спрос и его задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание

Изучение покупательского спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании торгового предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любого торгового учреждения очень важно.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.
1.1. Понятие, сущность и виды спроса……………………………………………...5
1.2. Изменение покупательского спроса……………………………………………13
1.3. Методы изучения покупательского спроса…………………………………….18
2. Исследование покупательского спроса на примере магазина «Магазин обуви».
2.1. Характеристика магазина «Магазин обуви»…………………………………29
2.2. Анализ факторов, влияющих на формирование спроса в «Магазин обуви»………………………………………………………………………………....35
2.3. Разработка методики изучения покупательского спроса на основе маркетинга в магазине «Магазин обуви»…………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………...….44
Библиографический список……………………………………………………….…46

Работа состоит из  1 файл

спрос курсач.doc

— 290.50 Кб (Скачать документ)

 

При расчете коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня  исключены товары сезонного спроса.

Из данных таблицы  видно, что показатель устойчивости ассортимента обуви в 2011 году увеличился в 0,02 и стал близок к оптимальному для магазинов обуви значению – 0,75.

Это увеличение связано  с открытием 6-го магазина обуви. Показатель устойчивости ассортимента аксессуаров и кожгалантереи в 2011 г. снизился на 0,04. Это произошло в следствие того, что фирма отказалась от торговли сумками и колготками.

Увеличился показатель устойчивости сопутствующих товаров  на 0,02 за счет увеличения перечня данного ассортимента.

На рисунке 1 представлена классификационная ассортиментная группировка обуви «».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Классификационная ассортиментная группировка обуви «MIKKO TREK»

Принципом выставки обуви в магазине является то, что в торговый зал на витрину выставляются только правые полупары. На каждой полупаре висит фирменный ценник с обозначенными на нем:

- наименования товара

- страна,  фирма производителя

- артикул, цена.

- подпись директора.

Расположение обуви  на самой витрине диктуется следующим принципом:

- на крайних снизу и сверху рядах расположена обувь не сезонная.

- на рядах, располагающихся на уровне глаз выставлена обувь сезонная.

Товары красного цвета  концентрируются в одной части  витрины, чтобы он не подавлял другие цвета.

Одни и те же цвета, кроме красного, располагаются через  определенные

Правилом выкладки ассортимента является то, что

  1. Мужская обувь выставлена "при входе", женская в глубине зала.
  2. Обувь из искусственных и натуральных материалов выставлена раздельно.
  3. Обувь выставлена в соответствии с ………….как представлено на рисунке 2:

 

 

Рис.2. Выставка обуви по ценовому принципу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ факторов, влияющих на формирование спроса в «Магазин обуви»

Конкуренция в области  торговли промышленными товарами требует от работников торговли усилить изучение, улучшения качества обслуживания, правильной организации завоза товаров и снабжения ими населения.

Обувь, как и одежда, является предметом первой необходимости, которая в организма человека, т.е. в первую очередь - удовлетворение материальных потребностей.

Обувь во многом………., можно отметить, что:

1. Спрос на обувь, как на предмет первой необходимости является полноценным и практически никогда не падает.

2. По форме образования спрос на обувь сезонный, т.е. зависит от времени года: зимняя, демисезонная, летняя обувь.

3. ……….

4……………..

5……………

Понятно, что с ростом качества обуви растет непосредственно  спрос на нее, а при росте цены, спрос сокращается.

На спрос обуви влияют множество факторов, такие как:

■ Социальный фактор: деление общества на классы, уровень культуры. Товароведы стремятся закупать обувь для всех социальных и половозрастных групп населения, которая соответствовала бы направлению моды и отличалась качеством изготовления. Необходимо учитывать, что ассортимент товаров потребления постоянно обновляется, поэтому постоянно должна проводиться работа по формированию спроса путем активного включения новых товаров в ассортимент магазина.

■ Психологические: тип личности, следование моде, отношение к престижу.

■ Физиологические: естественные свойства человека, определяющие естественные границы потребления.

.

Так, в зимний период товароведы стремятся расширить ассортимент  сапог,

полусапожек, так как  именно эти виды обуви в данный момент пользуются наибольшим спросом у населения; в весенне-осенний период увеличиваются закупки таких видов обуви, как ботинки, полуботинки; в летний – расширяют ассортимент туфлей.

■ Экономический: уровень дохода, безработица и т.д. При установлении цен на обувь учитываются размеры денежных доходов населения.

Анализ спроса на обувь  предполагает предварительное выяснение  всего окружения рынка данного  товара, его состояние и тенденции  развития, которые могут подсказать возможности и выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке. Затем осуществляется выявление текущих тенденций и факторов, влияющих на спрос, и оценивается возможное увеличение или уменьшение их воздействия на формирование спроса в будущих периодах.

Основными факторами, влияние  которых имеет первостепенное значение на формирование, как объема, так и структуры спроса являются следующие факторы:

-мода

-уровень цен на  товары

-уровень предложения 

………….

……………

 

Следует отметить, что  существует множество дополнительных факторов, влияние которых на спрос  практически невозможно определить количественно (влияние моды, состояния рынка взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров), но значением которых нельзя пренебрегать.

Для оценки влияния различных  факторов на формирование спроса используется балльная шкала оценки ответов респондентов, что показано в таблице 3.

В данном случае целесообразна  трехбалльная шкала, при этом "3" балла означает прямое влияние фактора, "2" - косвенное влияние, "1" - не оказывает влияния, "0" - ставится в случае затруднения ответа респондента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Балльная оценка влияния  факторов и причин на формирование спроса на обувь.

Факторы и причины

Число респондентов (t1), оценивающих влияние факторов по вариантам:

Общее число ответивших (Т)

Средний балл (Б)

Оказывает влияние

Не оказывает

Затрудняюсь ответить

Прямое 

Косвенное

             
             
             
             
             

 

По результатам таблицы 3 можно сделать вывод, формирование спроса.

 

Рис. 3. Факторы, влияющие на формирование спроса.

 

На втором месте респонденты  выделяют такой фактор, как ………….

По данным таблицы 3, для удобства просмотра данных, создадим общую диаграмму: оценка влияния факторов и причин на формирование спроса на обувь, изображенную на рисунке 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Рис. 4. Оценка влияния факторов и причин на формирование спроса на обувь

          Работа по изучению спроса слабо реализуется на практике, что  снижает  эффект  деятельности  фирменного   магазина   и   приводит   к  превращению фирменной сети в традиционную торговую сеть.

        Такое  положение  формирует  и  отношение  к  работе  по   изучению   и

формированию спроса. Причина этого заключается в отсутствии  нужных методик. Названы и другие причины,  снижающие  качество  работ  по  изучению спроса в магазине:

  1. Отсутствие нужных методик;
  2. Низкое качество, неэффективность действующих методик;
  3. Сложность,
  4. ………….
  5. ………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Разработка методики изучения покупательского спроса на основе маркетинга в магазине «Магазин обуви»

 

В основном в магазине «Магазин обуви» используются следующие виды работ по изучению спроса: опрос покупателей; дни учёта неудовлетворённого спроса; учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, …………………цов.

За всё время работы торгового предприятия проводились  следующие мероприятия по изучению спроса, изображенные в таблице 4.

Таблица 4

Мероприятия по изучению спроса

Мероприятие

Удельный вес

Опрос покупателей

………………………

………………………..

………………………..

…………………………..

……….

50%


 

Одним из действенных  методов изучения запросов покупателей  является учет неудренного спроса, т. е. учет спроса на те товары, которых не было в продаже.

Замечания и пожелания  покупателей по фасонам, расцветкам, упаковке и качеству продаваемых  товаров продавцы записывают в свои блокноты и докладывают о них директору магазина в конце рабочего дня. Директор группирует записи по видам товаров и типичность и актуальность. Результаты наблюдений продавцов и отдельные наиболее важные замечания, высказанные покупателями о том или ином товаре, директор замечаний покупателей».

Для правильного учета реализованного спроса большое значение имеет определение объема продажи товаров по фасонам, расцветкам и размерам.

Для этой цели периодически учитывается количество проданных товаров при помощи журнала, в котором указываются: наименование товара, артикул, цена, характеристика товара (фасон, цвет, модель).

Следующим мероприятием по изучению спроса покупателей было проведено анкетирование с целью  выявления покупательских предпочтений (см. приложение 4), а также анкета опроса покупателей с целью выявления  качества обслуживания (см. приложение 5).

Анкетирование позволило выявить потребительские предпочтения, указать «узкие места» в деятельности  магазина, по мнению покупателей, и на этой основе выявить  потребительский   спрос, в том числе неудовлетворенный.

В ходе исследования было опрошено 50 человек. Опрашивались люди, в возрасте от 18 до 50 лет. Выборка была случайной, опрос проводился методом анкетирования. В анкету включались открытые вопросы, связанные с формированием спроса на обувь различных ценовых, качественных и других характеристик, а также характеризующие социально-психологические установки потребительского поведения в период совершения покупки, в частности были изучены: отношение потребителя к месту приобретения обуви, признаки ориентации на отдельные ………В результате исследования можно сделать вывод: обувь приобретается часто. Этот вывод был сделан на основании ответов респондентов на первый анкетный вопрос. Так, 36% опрошенных приобретают обувь каждый сезон. Большинство опрашиваемых (56%) предпочитает обуваться в специализированных магазинах, вероятно потому, что там можно выбрать обувь различного уровня, как по …………ная (20%) и классическая (10%), спортивная обувь стоит на третьем месте (8%). Прогулочный облегченный вариант обуви предпочитает меньшинство, лишь 2% в каждой категории респондентов выбрали такой дизайн обуви. Большинство опрошенных в качестве материала изготовления обуви не зависимо от сезона предпочитают натуральную кожу. При покупке весенне-летней обуви для в качестве материала изготовления пользуется популярностью текстиль (24,2%), синтетика (12,9%) и лишь потом искусственная кожа (6,5%) и натуральная замша (3,2%). Предпочтения при выборе обуви осенне-зимнего сезона отдаются в основном натуральной замше (33,8%) и валенкам (23,1%), а также искусственной коже (6,2%). Оптимальным по качеству и цене утеплителем зимней обуви является натуральный мех. Так ответили 44% респондентов.

Таким образом, предприятию торговли необходимо улучшать работу по изучению спроса, так как это позволит промышленным предприятиям выпускать именно те товары, которые  нужны покупателям, что в итоге будет выгодно и магазинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучение и прогнозирование  покупательского спроса необходимо, так как для успешной работы каждого торгового предприятия важно приобретать и реализовывать только ту продукцию, которая пользуется наибольшим спросом у населения, то есть конкурентоспособную продукцию, которая позволит, в конечном счете, улучшить финансовое состояние предприятия и найти свою нишу на рынке.

       Целью  данной  дипломной  работы  являлось изучение покупательского спроса и совершенствование его организации в магазине «MIKKO TREK».

       Для  достижения  поставленной  цели  в  ходе  выполнения  дипломной  работы  были  реализованы  следующие задачи:

─ Рассмотрено понятие, сущность и виды спроса;

 ─ Изучено изменение  покупательского спроса;

 ─ Описаны методы  изучения покупательского спроса;

 ─ Проанализированы  факторы, влияющие на формирование  покупательского спроса на предприятии.

В ходе решения задач были сделаны  следующие выводы.

Ознакомившись и проанализировав финансовое состояние исследованного торгового предприятия = можно сделать вывод, что …………………За всё время работы торгового предприятия проводились следующие мероприятия по изучению спроса:

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, поставленные задачи решены.

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2008. – 507 с.
  2. Берг Т.И. Методика изучения покупательского спроса на потребительские товары / Т.И. Берг // Экономика и финансы. – 2009. – № 1. – С. 11–15.
  3. Голубков Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №5. – с. 32-49
  4. Грженский Л.М.Управление качеством торгового обслуживания: (Опыт Львовского областного управления торговли). – М.: Экономика, 2008 - 56 с.
  5. Дашков Л.П., Памбухчияец В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений.- 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008. - 696с.

Информация о работе Спрос и его задачи