Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:30, курсовая работа
Изучение покупательского спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании торгового предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любого торгового учреждения очень важно.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы изучения покупательского спроса в торговых предприятиях.
1.1. Понятие, сущность и виды спроса……………………………………………...5
1.2. Изменение покупательского спроса……………………………………………13
1.3. Методы изучения покупательского спроса…………………………………….18
2. Исследование покупательского спроса на примере магазина «Магазин обуви».
2.1. Характеристика магазина «Магазин обуви»…………………………………29
2.2. Анализ факторов, влияющих на формирование спроса в «Магазин обуви»………………………………………………………………………………....35
2.3. Разработка методики изучения покупательского спроса на основе маркетинга в магазине «Магазин обуви»…………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………...….44
Библиографический список……………………………………………………….…46
Спрос населения на потребительские товары формируется под влиянием экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, изменяющихся в процессе развития общественного производства. И вместе с тем меняются направление и степень их влияния на спрос. Поэтому необходимо тщательное изучение спроса, анализ тенденций и закономерностей его развития, прогнозирование объемов и структуры спроса и розничного товарооборота.
Покупательский спрос подразделяется на реальный, удовлетворенный и неудовлетворенный. Реальный спрос определяется суммой денежных средств, направляемых населением на покупку дство товаров народного потребления покупательский спрос принято делить на макро- и микро-спрос. Критерии отнесения спроса к той или иной группе различны.
По товарному признаку к макро-спросу относят общий объем спроса, а также спрос на укрупненные товарные группы, рота и его ресурсного обеспечения, что, в свою очередь, невозможно без научно обоснованных прогнозов спроса населения, позволяющих торговым предприятиям более четко формулировать требования к промышленности на оптовых ярмарках по продаже товаров. С учетом спроса и результатов оптовых ярмарок торговля формирует заказы промышленности, устанавливая необходимые требования по количественным и основным качественным параметрам поставки потребительских товаров. С изменением конъюнктуры рынка ассортимент и сроки поставки периодически уточняются.
Чем выше цена товара, тем меньше спрос на предполагаемое количество товара. Данное явление выступает как закон спроса. Он свидетельствует, что если факторы, влияющие на представленное количество товара, остаются неизменными, то с увеличением цены на данным товар какая-то часть покупателей перестает его покупать и переходит на потребление товаров - заменителей, либо сокращает потребление. Спрос уменьшается. [12, с.14]
1.2. Изменение покупательского спроса
Следует различать изменения величины спроса и изменения самого спроса. Когда говорят об изменении величины спроса, то имеют в виду, что сама зависимость между количеством покупаемых благ и ценами остается неизменной. То есть, изменение происходит вдоль кривой спроса путем передвижения точки на кривой. Изменение самого спроса - более сложное явление. Оно означает, что при одних и тех же уровнях цен величина спроса уменьшается или увеличивается, иначе говоря, изменяется зависимость между ценой и величиной спроса.
Например, после изменения спроса, величина спроса 1-го покупателя может измениться и выглядеть так:
Цена обуви , руб/пара :
Величиа спроса/пара
Таким образом, необходимо различать факторы изменения величины спроса и самого спроса. Величина спроса меняет свое значение под воздействием единственного фактора - цены товара. А спрос подвергается изменению благодаря нескольким факторам, называемым неценовыми факторами спроса. Графически изменение спроса выражается в перемещении точки вдоль кривой спроса, а изменение спроса в сдвиге кривой спроса, что отражено на рисунке 1[20, с. 89].
………………………………………………………………………………
Рис.1. Изменение спроса
Причинами изменения спроса могут быть различные биологические и психологические процессы, проходящие как непосредственное у покупателей, так и в окружающей их среде, общественные отношения и экономические переменные, такие как доходы покупателей, качество и количество заменителей и цены на них и т.д.
Американский экономист Пол Хейне в книге "Экономический образ мышления" (Пол Хейне. Экономический образ мышления. - М.: Изд-во Новости, 1991. - С. 46-50) рассматривает примеры того, как различные факторы могут повлиять на изменение спроса на товары. Так, снижение цены на чай может привести к изменению поведения потребителей в отношении потребления кофе. Некоторые из потребителей предпочтут чай, нежели кофе. В результате происходит уменьшение спроса на кофе и, соответственно, цены на него. Другой пример связан с изменением спроса на велосипеды. В определенный период времени спрос на велосипеды может увеличиться вследствие сочетания трех факторов: возросших доходов населения, обеспокоенностью состоянием окружающей среды и возобновлением интереса к упражнениям на свежем воздухе. Количество покупателей велосипедов увеличилось, они были готовы покупать велосипеды по более высокой цене, чем прежде [25, с. 40]
Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса.
Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо.
Неценовые факторы изменения спроса при всем их многообразии распределяются на пять групп:
1) вкусы или предпочтения покупателей;
2) число потребителей на рынке;
3) денежные доходы потребителей;
4)………………
5)………………………………. [2, с.10].
1. Изменения во вкусах и предпочтениях под влиянием рекламы, моды или появления новых товаров могут быть для одних товаров благоприятными, а для других неблагоприятными. Благоприятные изменения во вкусах увеличивают спрос на товар, неблагоприятные перемены в предпочтениях уменьшают спрос. Сами вкусы и предпочтения определяются возрастом, полом, социальным положением человека и другими факторами.
2. Число потребителей товара
может увеличиваться или
3. Уровень доходов потребителей
по-разному сказывается на
Для большинства товаров характерно прямое изменение спроса вследствие изменения доходов: чем выше доход покупателя, тем больше спрос на товар. Такие товары называют товарами высшей категории или нормальными товарами. Но для некоторых товаров происходит противоположное изменение - уменьшение дохода увеличивает спрос на эти товары, которые называются товарами низшей категории или инфериорными. К таким товарам относятся низкосортные продукты питания, подержанные автомобили, ношенная одежда.
4. ………………..
5. ………….
Различие между величиной спроса и спросом приводятся в сводной таблице 2. [1, с.202].
Таблица 2
Различие между величиной спроса и спросом.
В развивающейся экономике
сложились следующие
1.Зависимость уровня и структуры спроса от цен (закон спроса, эластичность);
2. зависимость уровня спроса от дохода;
3. ………….
4. ……………..
5. зависимость ……………….
6. зависимость ………………………..
1.3. Методы изучения покупательского спроса
Проблема прогнозирования спроса, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последние десятилетия стала особенной сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах спроса некоторые специалисты были вынуждены заговорить о тщательности прогнозирования спроса. На самом деле, прогнозирование спроса- это обязанность, которую в явной или неявной форме должны неизбежно выполнять все фирмы.
[3, с.40].
Методы прогнозирования спроса, как и все методы, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала, и на экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала, и к числу которых относятся статистические методы. [7, с.242]
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза спроса, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К данной категории методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы, рассматриваемые ранее. Причем опрашиваемые, давая свои оценки, могут основывать свои суждения как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
Так, при прогнозировании ……………….
Если при применении
экспертных методов структура причинно-
Определение системы
факторов и причинно-следственной (казуальной)
структуры исследуемого явления - исходная
точка экономико-математическог
Каждый из рассмотренных
возможных методов
На самом деле все эти методы являются взаимодополняющими. Эффективная прогнозная система должна обеспечивать возможность использования любого из этих методов.
Примером сложной задачи прогнозирования спроса, которая не решается с помощью какого-то одного метода, является прогнозирование объема продаж нового товара. При проведении маркетинговых исследований оцениваются объемы продаж нового товара в течение первых лет (скажем, трех) после выпуска. Для этой цели могут быть применены экспертные методы, методы опросов, проведение продаж на контрольном рынке.
Экспертные оценки, сформулированные специалистами по маркетингу, базируются на сведениях, собранных на стадии предварительного анализа и учитывающие данные о продажах конкурентов, размере потенциального рынка, общем спросе, долях продуктов различных марок на рынке, доступности сбытовых сетей и др.
Недостающая информация собирается путем прямых опросов потенциальных пользователей, торговцев, поставщиков, если это возможно - конкурентов.
Проверка рынка, ………аж нового товара. Можно также провести пробные продажи по месту жительства или эксперименты в специальных лабораториях - магазинах.
Данные примеры обычно применяются совместно. Используя любой из перечисленных или какой-либо иной подход, служба маркетинга должна учитывать перспективный объем продаж нового товара, на основе которого разрабатываются стратегии запуска товара.
Ясно, что в условиях
турбулентной внешней среды интуиция
и воображение способны стать
важными инструментами
Метод сценариев - это хорошее средство для организации взаимодействия количественного и качественного …………………способы, которыми эти факторы могут повлиять, скажем, на первичный спрос [23, с.193].
Обычно составляется несколько альтернативных вариантов сценария, реализация которых возможна при различных допущениях (о политической, правовой и экономической обстановке, о положении в данной отрасли, о новых возможностях и проблемах данной фирмы и т.п.). Следовательно, сценарий - это характеристика будущего в духе изыскательного прогнозирования, а не определение одного желательного состояния или "точечная оценка" того, что произойдет в будущем.
Один, наиболее вероятный вариант сценария обычно рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются текущие решения. Другие, рассматриваемые в качестве альтернативных, "запускаются" в реализацию в том случае, если
Сценарий, следовательно, отличается от прогноза. Прогноз - это суждение, которое стремиться "предсказать" специфическую ситуацию и должно быть принято или отвергнуто на базе его достоинств и недостатков. Сценарий же является инструментом, который используется для определения, какие виды прогнозов должны быть разработаны, чтобы будущая ситуация была описана полно, с учетом всех главных факторов. [9, с.21].