Спрос на общественные блага и их эффективный объем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность общественных благ;
2) Выявить эффективный объем спроса на общественные блага;
3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;
4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;
5) Рассмотреть тенденции спроса на виды общественных благ в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности
спроса и эффективный объем
5
Понятие, сущность общественного блага. Классификация
общественных благ
5
Особенности спроса на общественные блага
8
Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
государства
13
2 Анализ спроса на разновидности общественных благ в РФ 15
2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и
частных учреждениях, развития образования в РФ
20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Шабанова курсач.docx

— 289.73 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ 
 
 

Экономико-математический факультет

                                                                 Кафедра экономической теории и анализа 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему «Спрос на общественные блага и их эффективный объем» 
 
 
 

                  Выполнил: студент 1курса

                  очной формы обучения

                  группы  Э-14

                  Шабанова  А. И. 

                  Научный руководитель:

                                                                                     асс. Рафиков Р. И. 
 
 
 

Нефтекамск  2011 

     СОДЕРЖАНИЕ

     
     Введение 3
     1 Экономическая природа общественных  благ: особенности     

     спроса  и эффективный объем

5
    1. Понятие, сущность общественного блага. Классификация
    общественных  благ
5
    1. Особенности спроса на общественные блага
8
    1. Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
    государства
13
     2 Анализ спроса на разновидности  общественных благ в РФ 15
     2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
     2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и

     частных учреждениях, развития образования  в РФ

20
     Заключение 28
     Список  использованных источников 30
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

       Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков – Ксенофонта и Аристотеля, по – священных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно – денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. Уже с тех самых пор одним из основных вопросов  экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

     В рыночной системе действуют специфические  стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически  взаимосвязаны друг с другом. Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, то есть рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары – это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении.

     Общественные  блага, как национальная оборона, контроль  загрязнения окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

     Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.

     Для достижения поставленной цели необходимо  решить следующие задачи:

          1) Определить сущность общественных благ;

    2) Выявить  эффективный объем спроса на  общественные блага; 

    3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;

     4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;

     5) Рассмотреть тенденции спроса  на виды общественных благ  в РФ;

     Предмет исследования – спрос на общественные блага и их эффективный объем.

     Объект  исследования – общественные блага.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ: ОСОБЕННОСТИ  СПРОСА И ЭФФЕКТИВНЫЙ  ОБЪЕМ

                                                                                              

     1.1 Понятие, сущность общественного блага. Классификация общественных благ 

     Вся историческая практика развития рыночной экономики доказала факт перманентности существования некоторых воспроизводимых материальных и нематериальных благ, которые либо не поставляются рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Одни  из них  имеются в почти неограниченных масштабах, другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.

     Существует  понятие общественные блага – благо, потребление которого доступно одновременно многим людям, например, мост через реку, уличное освещение, маяк в море, оборона, общественная безопасность.1

     В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная нобелевским  лауреатом П. Самуэльсоном. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующими свойствами:

      - неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличить количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага;

      - неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага (например, за неуплату пользования услугой);

      - невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.

     Общественные товар или услуга, для которых характерны четко выраженные несоперничество в потреблении и неисключаемость потребителей, называются чистым общественным благом. Чистые общественные блага встречаются редко, многие блага обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона, услуги по обеспечению обороны и безопасности, охране окружающей среды, выгодами от которых пользуется население страны в целом. Для чистых общественных благ также характерна совместность потребления, их полезное действие направлено на удовлетворение потребностей групп населения и не разлагается на индивидуальные услуги. Производство чистых общественных благ, в отличие от частных, не подвержено рыночному контролю. Вследствие отсутствия связи оплаты со спросом и потреблением, спрос на чистые общественные блага трудно поддается оценке, не всегда возможно непосредственное измерение качества и количества предоставляемых благ.

       Если свойства неисключаемости и несоперничества выражены в умеренной степени, общественные товар или услуга называются смешанными общественным благом. К этой категории относится большинство производимых общественных товаров и услуг (услуги здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и отдыха). Концерт, исполняемый в зале, также является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага. Смешанные общественные блага — это частные блага, предоставляемые органами публичной власти. Государство берет на себя обязанность участвовать в предоставлении этих благ, поскольку рыночные производители по той или иной причине относят их к недостаточно прибыльному бизнесу, и без участия государства объем их производства будет явно недостаточным. Одна из главных особенностей смешанных общественных благ — значительные внешние эффекты, они приносят пользу не только тому индивиду, который непосредственно потребляет данное благо, но и более широкой совокупности людей. Потребление общественных благ может осуществляться совместно (театр, библиотека, автомобильная дорога) или индивидуально (продукты питания, одежда, общественный транспорт).

     Свойства  неисключаемости, несоперничества  в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения  и производства этих благ частным сектором, поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. ажнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.

     Неисключаемость блага предполагает, что если благо  доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить  других лиц  из сферы потребления этого блага. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуется светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.

     Несоперничество  в потреблении блага означает, что потребление блага одним  лицом  не влияет на количество этого  блага, имеющегося для потребления  другими лицами. Иными словами, благо  обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки  зрения издержек предоставления блага  индивидуальному потребителю несоперничество  в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному  потребителю равны нулю (MCu = 0 ). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.

     В действительности для большинства  смешанных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа автомобилей к дороге. Переполнение означает, что при большом количестве потребителей  общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.

При этом предельные издержки предоставления данного  блага дополнительному потребителю  уже не равны нулю, а больше нуля (MCu >0).

     При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агенства по спорту, являются частными благами. С другой  стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемых  любителям купания на частном пляже.2

     Неисключаемость потребителей при пользовании общественным благом приводит к возникновению  проблемы «безбилетника». Она связана  с тем, что индивид, максимизируя свою функцию полезности, стремится  снизить свои затраты на производство общественного блага. Он понимает, что  сможет воспользоваться благом, даже если переложит затраты на его  производство на других потребителей. Если таким образом действует  все общество, то благо не будет  произведено вообще. Решение проблемы «безбилетника» заключается в том, чтобы государство, используя свои бюджетные ресурсы и силу принуждения, взяло на себя обязанности участвовать  в предоставлении общественных благ, которые должны быть произведены. 

     1.2 Особенности спроса на общественные блага  

     Особенности общественных благ проявляются при  формировании спроса на общественные блага, а также при определении  условий равновесного объема производства общественных благ. При определении  условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.

     Спрос на общественные блага дифференцирован, однако объем чистого общественного  блага, предоставляемого потребителям, не может изменяться от потребителя  к потребителю. В связи с этим дифференциация запросов должна получить признание в дифференциации той  платы, за которую благо в равном количестве предоставляется разным потребителям. Индивидуальному потребителю не нужно полностью оплачивать стоимость, связанную с предоставлением блага всему обществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить. Причем оптимум достигается в том случае, если сумма определенных таким образом вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, которые необходимы для получения единицы общественного блага. Цены общественного блага для различных индивидуумов, отражающие дифференциацию предельных норм замещения, могут служить основой распределения налогового бремени. Состояние, которое при этом достигается, называется равновесием Линдаля, а сами цены — ценами Линдаля.

Информация о работе Спрос на общественные блага и их эффективный объем