Спрос на общественные блага и их эффективный объем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность общественных благ;
2) Выявить эффективный объем спроса на общественные блага;
3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;
4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;
5) Рассмотреть тенденции спроса на виды общественных благ в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности
спроса и эффективный объем
5
Понятие, сущность общественного блага. Классификация
общественных благ
5
Особенности спроса на общественные блага
8
Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
государства
13
2 Анализ спроса на разновидности общественных благ в РФ 15
2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и
частных учреждениях, развития образования в РФ
20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Шабанова курсач.docx

— 289.73 Кб (Скачать документ)

     - Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования – предоставление потребителю обладающего неисключаемость блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.

     - Субсидирование. Финансирование производства  общественных благ может осуществляться  и за счет добровольных пожертвований  граждан и организаций, которые либо высоко оценивают возникающие при потреблении блага положительные внешние эффекты, либо стремятся за счет этого приобрести определенные нематериальные выгоды – общественный имидж. В качестве примера можно привести финансирование частными организациями и лицами программ охраны окружающей среды и защиты животных.

     Когда круг потребителей общественного блага  обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцировано, преодоление проблемы “зайцев” методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы “безбилетника”. Введение единой платы, обеспечивает справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства с целью снижения налога. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности.

       Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.

     2 АНАЛИЗ СПРОСА НА РАЗНОВИДНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В РФ 

     2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 

     Жилищные  условия населения являются одним  из основных индикаторов качества жизни  и, одновременно, определяющим фактором многих социально-демографических  процессов, прежде всего, касающихся здоровья и продолжительности жизни населения. Различия в жилищных условиях являются также важным аспектом социального  расслоения общества.

     Показатели  обеспеченности жильем в Российской Федерации находятся на уровне, близком  к показателям в странах со средними доходами населения. 

Таблица 1 – Численность населения РФ (на конец года)

годы все население,

  млн.  человек

в том  числе в общей  численности населения,

процетов

городское население сельское население городское население сельское население
2005 142,8 104,1 38,7 72,9 27,1
2006 142,2 103,8 38,4 73,0 27,0
2007 142,0 103,8 38,2 73,1 26,9
2008 141,9 103,7 38,2 73,1 26,9
2009 141,9 103,7 38,2 73,1 26,9

       

     Статистическое  наблюдение за сельским жилищным фондом ведется в России начиная только с 1980 года. В среднем на каждого сельского жителя приходится несколько больше жилья, чем на горожанина – 23,1 квадратного метра на начало 2010 года.

     Весь  жилищный фонд Российской Федерации  составил 3177 миллионов квадратных метров общей площади, при этом в городских  поселениях расположено 72,2% (2293 миллионов  квадратных метров), в сельских – 27,8% (884) жилищного фонда страны. В среднем на каждого россиянина в начале 2010 года приходилось по 22,4 квадратного метра общей площади жилых помещений. Это на 17% превосходит показатель 2000 года (население за этот период сократилось на 3,4%) и практически соответствует целевому индикатору реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 22,5 квадратного метра к концу 2010 года.

     По  данным статистики:

     - 60% жителей городов имеют однокомнатные и двухкомнатные квартиры;

     - в среднем на одну комнату приходится 1,3 человека;

     - в отличие от западных стран, у большинства семей отсутствует общая комната без спальных мест.

     Весьма  важным показателем является процент  сложных семей, под которыми понимаются проживающие совместно две и  более брачные пары с детьми или  без детей либо одна брачная пара с детьми или без детей, проживающая  совместно с одним из родителей  или близких родственников одного из супругов. Доля таких семей в  городах составляла 17,5 %.

     Быстрый рост обеспеченности россиян жильем был связан с началом индустриального  жилищного строительства в городах, а в 1990 - 2000 -е гг. он ускорился также и из-за сокращения численности населения. Городской жилищный фонд за 1950-е г. увеличился в 1,7 раза, за 1960-е - в 1,5, за 1970-е - в 1,4, за 1980-е - в 1,3, 1990-е - 1,2 раза, в 2000 – 2009  гг. – в 1,1 раза (на 13,5%). Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного городского жителя, возросла за 1950 – 2009  гг. с 7,3 квадратного метра в 1950 г. до 15,7 в 1990 г. и 22,1 на конец 2009 г. (или к началу 2010 г.).

     Увеличение  жилищного фонда по числу квартир (отдельных жилых домов и квартир в многоквартирных домах) было более умеренным, чем по общей площади, - на 8% по сравнению с 2000 годом (на 14% по общей площади). К началу 2010 года учтенное число квартир составило 59,5 миллионов, в том числе квартир в многоквартирных домах – 43,3 миллиона, жилых домов (индивидуально-определенных зданий) – 16,2 миллиона. Это заметно – примерно на 10% - превышает число частных домохозяйств России. Впервые оно было определено в ходе переписи 2002 года - 52,7 миллиона (число квартир на конец 2002 года – 56 миллионов), а к началу 2011 года возросло, по оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), до 53,7 миллиона по низкому варианту прогноза (53,8 миллиона по среднему и высокому варианту). Более точные данные о числе домохозяйств будут получены в ходе разработки данных переписи 2010 года, но вряд ли расхождения с прогнозной оценкой будут очень существенными. 

  2000г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего  
 
 
19,2
 
 
 
20,9
 
 
 
21,3
 
 
 
21,5
 
 
 
22,0
 
 
 
22,4
В городской  местности 18,9 20,5 20,9 21,3 21,7 22,1
В сельской местности 19,9 21,8 22,3 22,3 22,7 23,1

Таблица 2 – Общая  площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (квадратных метров) 
 

     Обеспеченность  жильем, рассчитанная по итогам переписи 2002 года как общая площадь, приходящаяся в среднем на одного члена частных  домохозяйств, заметно различалась  в зависимости от размера домохозяйства  и типа занимаемого жилья. Индивидуальные дома, как правило, имеют большую  площадь, чем квартиры. А в коммунальных квартирах, в которых проживает  два домохозяйства и более, жилищная обеспеченность, естественно, оказывается самой низкой. В результате, жилищная обеспеченность выше всего в группе людей, одиноко проживающих в индивидуальных домах  (48   квадратных метров) или отдельных квартирах (41). А ниже всего она среди проживающих в коммунальных квартирах в составе домохозяйств большого размера (9 квадратных метров на человека в коммунальных квартирах, занятых домохозяйствами, состоящими из 5 и более человек). С увеличением размера семьи жилищная обеспеченность резко ухудшается (рисунок 4).

     В большинстве регионов-субъектов  Российской Федерации число учтенных квартир (отдельных жилых домов  и квартир в многоквартирных  домах) превышало число частных  домохозяйств по данным переписи 2002 года (рис. 5). Лишь в 9 из 83 регионов их соотношение  было обратным: 72% в Республике Ингушетии, 89% в Ямало-Ненецком автономном округе, 92-95%% в республиках Алтай, Дагестан, Тыва, Ханты-Мансийском автономном округе, Санкт-Петербурге и Москве, 99% в Тюменской  области в целом.

В индивидуальных домах

Рисунок 4 - Общая площадь, приходящаяся в среднем на одного члена частных домохозяйств разного.

5 и более  человек

В коммунальных квартирах

В отдельных квартирах

4 человека

3 человека

2 человека

1 человек

50

    10

    20

40

  30

 

     2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и частных учреждениях, развития образования в РФ 

Информация о работе Спрос на общественные блага и их эффективный объем