Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность общественных благ;
2) Выявить эффективный объем спроса на общественные блага;
3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;
4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;
5) Рассмотреть тенденции спроса на виды общественных благ в РФ;
Введение 3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности
спроса и эффективный объем
5
Понятие, сущность общественного блага. Классификация
общественных благ
5
Особенности спроса на общественные блага
8
Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
государства
13
2 Анализ спроса на разновидности общественных благ в РФ 15
2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и
частных учреждениях, развития образования в РФ
20
Заключение 28
Список использованных источников 30
- Взаимообусловленное финансирование. Один из методов такого финансирования – предоставление потребителю обладающего неисключаемость блага с исключаемым благом, т.е. продажа их в едином пакете. Так, финансирование общественного радио- и телевещания может осуществляться путем включения определенной наценки в цену радио- и телевизионных приемников.
-
Субсидирование. Финансирование производства
общественных благ может
Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцировано, преодоление проблемы “зайцев” методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится государство. Формы участия государства в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан как метода решения проблемы “безбилетника”. Введение единой платы, обеспечивает справедливость. Однако ее следствием будет падение объема общественных благ ниже эффективного из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования их производства с целью снижения налога. Применение дифференцированной ставки налога способствовало бы устранению возникающей в связи с сокращением объема производства общественных благ неэффективности.
Хотя рынок обладает ограниченными возможностями в предоставлении общественных благ, использование ценового механизма способствует росту эффективности их производства.
2
АНАЛИЗ СПРОСА НА РАЗНОВИДНОСТИ
ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ В
РФ
2.1
Динамика изменения
обеспеченности жильем
в РФ
Жилищные
условия населения являются одним
из основных индикаторов качества жизни
и, одновременно, определяющим фактором
многих социально-демографических
процессов, прежде всего, касающихся здоровья
и продолжительности жизни
Показатели
обеспеченности жильем в Российской
Федерации находятся на уровне, близком
к показателям в странах со
средними доходами населения.
Таблица 1 – Численность населения РФ (на конец года)
годы | все население,
млн. человек |
в том числе | в общей
численности населения,
процетов | ||
городское население | сельское население | городское население | сельское население | ||
2005 | 142,8 | 104,1 | 38,7 | 72,9 | 27,1 |
2006 | 142,2 | 103,8 | 38,4 | 73,0 | 27,0 |
2007 | 142,0 | 103,8 | 38,2 | 73,1 | 26,9 |
2008 | 141,9 | 103,7 | 38,2 | 73,1 | 26,9 |
2009 | 141,9 | 103,7 | 38,2 | 73,1 | 26,9 |
Статистическое наблюдение за сельским жилищным фондом ведется в России начиная только с 1980 года. В среднем на каждого сельского жителя приходится несколько больше жилья, чем на горожанина – 23,1 квадратного метра на начало 2010 года.
Весь жилищный фонд Российской Федерации составил 3177 миллионов квадратных метров общей площади, при этом в городских поселениях расположено 72,2% (2293 миллионов квадратных метров), в сельских – 27,8% (884) жилищного фонда страны. В среднем на каждого россиянина в начале 2010 года приходилось по 22,4 квадратного метра общей площади жилых помещений. Это на 17% превосходит показатель 2000 года (население за этот период сократилось на 3,4%) и практически соответствует целевому индикатору реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» - 22,5 квадратного метра к концу 2010 года.
По данным статистики:
- 60% жителей городов имеют однокомнатные и двухкомнатные квартиры;
- в среднем на одну комнату приходится 1,3 человека;
- в отличие от западных стран, у большинства семей отсутствует общая комната без спальных мест.
Весьма
важным показателем является процент
сложных семей, под которыми понимаются
проживающие совместно две и
более брачные пары с детьми или
без детей либо одна брачная пара
с детьми или без детей, проживающая
совместно с одним из родителей
или близких родственников
Быстрый
рост обеспеченности россиян жильем
был связан с началом индустриального
жилищного строительства в
Увеличение
жилищного фонда по числу квартир
(отдельных жилых домов и квартир
в многоквартирных домах) было более умеренным,
чем по общей площади, - на 8% по сравнению
с 2000 годом (на 14% по общей площади). К началу
2010 года учтенное число квартир составило
59,5 миллионов, в том числе квартир в многоквартирных
домах – 43,3 миллиона, жилых домов (индивидуально-определенных
зданий) – 16,2 миллиона. Это заметно – примерно
на 10% - превышает число частных домохозяйств
России. Впервые оно было определено в
ходе переписи 2002 года - 52,7 миллиона (число
квартир на конец 2002 года – 56 миллионов),
а к началу 2011 года возросло, по оценке
Федеральной службы государственной статистики
(Росстата), до 53,7 миллиона по низкому варианту
прогноза (53,8 миллиона по среднему и высокому
варианту). Более точные данные о числе
домохозяйств будут получены в ходе разработки
данных переписи 2010 года, но вряд ли расхождения
с прогнозной оценкой будут очень существенными.
2000г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | |
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего | 19,2 |
20,9 |
21,3 |
21,5 |
22,0 |
22,4 |
В городской местности | 18,9 | 20,5 | 20,9 | 21,3 | 21,7 | 22,1 |
В сельской местности | 19,9 | 21,8 | 22,3 | 22,3 | 22,7 | 23,1 |
Таблица
2 – Общая площадь жилых помещений,
приходящаяся в среднем на одного
жителя (квадратных метров)
Обеспеченность жильем, рассчитанная по итогам переписи 2002 года как общая площадь, приходящаяся в среднем на одного члена частных домохозяйств, заметно различалась в зависимости от размера домохозяйства и типа занимаемого жилья. Индивидуальные дома, как правило, имеют большую площадь, чем квартиры. А в коммунальных квартирах, в которых проживает два домохозяйства и более, жилищная обеспеченность, естественно, оказывается самой низкой. В результате, жилищная обеспеченность выше всего в группе людей, одиноко проживающих в индивидуальных домах (48 квадратных метров) или отдельных квартирах (41). А ниже всего она среди проживающих в коммунальных квартирах в составе домохозяйств большого размера (9 квадратных метров на человека в коммунальных квартирах, занятых домохозяйствами, состоящими из 5 и более человек). С увеличением размера семьи жилищная обеспеченность резко ухудшается (рисунок 4).
В
большинстве регионов-
В индивидуальных домах
Рисунок 4 - Общая площадь, приходящаяся в среднем на одного члена частных домохозяйств разного.
5 и более человек
В коммунальных квартирах
В отдельных квартирах
4 человека
3 человека
2 человека
1 человек
50
10
20
40
30
2.2
Анализ численности
обучающихся в государственных
и частных учреждениях,
развития образования
в РФ
Информация о работе Спрос на общественные блага и их эффективный объем