Спрос на общественные блага и их эффективный объем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность общественных благ;
2) Выявить эффективный объем спроса на общественные блага;
3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;
4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;
5) Рассмотреть тенденции спроса на виды общественных благ в РФ;

Содержание

Введение 3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности
спроса и эффективный объем
5
Понятие, сущность общественного блага. Классификация
общественных благ
5
Особенности спроса на общественные блага
8
Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
государства
13
2 Анализ спроса на разновидности общественных благ в РФ 15
2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и
частных учреждениях, развития образования в РФ
20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Работа состоит из  1 файл

Шабанова курсач.docx

— 289.73 Кб (Скачать документ)

     Настоящий Федеральный закон устанавливает  общие принципы и начала правового  регулирования отношений в сфере  образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие в сфере образования, определяет правовое положение их участников, закрепляет особенности применения к отношениям в сфере образования  норм административного, гражданского, трудового, финансового и других отраслей права.

     Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

     - Государство обеспечивает реализацию права каждого на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, содействует развитию рынка образовательных услуг в целях создания необходимых условий и расширения возможностей для удовлетворения потребностей граждан в получении образования (обучении) различного уровня и направленности на протяжении всей жизни.

     - Никто не может быть ограничен в праве на образование или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, состояния здоровья, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, наличия судимости, а также от других обстоятельств. Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, преимуществ, ограничений права на образование, которые определяются свойственными образованию данного уровня и направленности, форме обучения требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

     - В Российской Федерации государством гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования, и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов, устанавливаемых университетами, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

     - Дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование каждого уровня предоставляются гражданам бесплатно за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации однократно по основаниям и в порядке, установленным настоящим Федеральным законом. Получение повторно (второго или последующего) среднего профессионального образования или высшего образования соответствующего уровня, дополнительное профессиональное образование осуществляются на договорной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

     - В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

     - Государство создает лицам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Образовательные организации при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, обязаны обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

     - Государство оказывает содействие в получении образования лицами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством создания специализированных государственных образовательных учреждений, предоставления им государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

     - Государство гарантирует гражданам возможность получения образования на русском языке как государственном языке Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, устанавливаемыми университетами.

     - Государство в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, обеспечивает возможность получения гражданами образования на языках народов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными законами. Вопросы изучения языков, являющихся государственными языками республик в составе Российской Федерации, регулируются законодательством этих республик в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     - Право граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов России обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Государство в соответствии с международными договорами Российской Федерации оказывает содействие представителям народов Российской Федерации, проживающим вне ее территории, в получении ими начального общего и основного общего образования на родном языке, а также в подготовке специалистов для осуществления образовательного процесса на языках народов Российской Федерации, не имеющих своей государственности.

     - Права на получение образования могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     -Качество образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивается посредством установления федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также осуществления государственного контроля и надзора в сфере образования, формирования общероссийской системы оценки качества образования.

     Спрос на образование предъявляют абитуриенты  после окончания школы. И он остаётся стабильно высоким. Между тем, отечественные ВУЗы штурмуют не только российские школьники, но и иностранцы.

     В 2008-м году всего обучалось в  ВУЗах России, подведомственных Рособразованию, 73 тысячи 650 человек, в том числе 23 тысячи 446 человек обучались за счёт средств федерального бюджета. Нужно сказать, что граждане СНГ из Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии имеют право обучаться в учебных заведениях РФ на тех же условиях, что для российских граждан. Иными словами, граждане этих стран, которые проходят испытания на обучение из средств государственного бюджета, обучаются за счёт бюджета. Кроме того, граждане из всех бывших советских республик, испытывающие трудности с финансами, могут обратиться к ректору их ВУЗа, и по его решению их могут перевести на бесплатное обучение. Квоты, отпущенные университетам на бюджетников из СНГ, постоянно увеличиваются. Если посмотреть, куда поступают иностранцы, то это лучшие ВУЗы страны. Среди них знаменитая Бауманка – то есть Московский государственный технический университет имени Баумана, один из ведущих технических ВУЗов Европы. Сейчас в Бауманке учится около тысячи иностранцев.

     В 2010г. аттестат об основном общем образовании  получили 1,3 млн. человек (110,5% к уровню 2009г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,7 млн. человек (88,7%).

     Прием в государственные и муниципальные  образовательные учреждения среднего профессионального образования  увеличился по сравнению с 2009г. на 5,2 тыс. человек, или на 0,8%. На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в них 182,1 тыс. человек, или 27,1% от общего числа принятых (в 2009г. - 183,1 тыс., или 27,5%).

     Прием в государственные и муниципальные  образовательные учреждения высшего  профессионального образования  в 2010г. сократился на 134,2 тыс. человек (на 10,1%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 91,1 тыс. человек, или 15,0%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 19,2 тыс. человек, или на 3,0%.

     Прием на обучение в государственные и  муниципальные образовательные  учреждения высшего профессионального  образования за счет бюджетов всех уровней в 2010г. составил 519,1 тыс. человек и сократился по сравнению с 2009г. на 40,7 тыс. человек, или на 7,3%. Удельный вес принятых с полным возмещением стоимости обучения уменьшился на 1,3 процентного пункта и составил 56,6% от общего числа принятых.

     В 2010г. доля принятых в негосударственные  образовательные учреждения как среднего, так и высшего профессионального образования увеличилась на 0,7 процентного пункта и составила 4,7% и 14,6% соответственно.

     Платных образовательных услуг населению  в 2010г. было оказано, по предварительным  данным, на 326,0 млрд. рублей, или на 0,3% больше, чем в 2009 году. 

Таблица 3 - Прием в государственные и муниципальные образовательные

учреждения высшего  и среднего профессионального образования в 2010 году

(тыс. человек).

Образовательное учреждение высшего профессионального  образования - 1195,4

Образовательное учреждение среднего профессионального  образования - 671,8
В том числе за счет средств:

федерального  бюджета

бюджетов субъектов  РФ

местных (муниципальных) бюджетов

с полным возмещением  затрат на обучение

 

     В 2010г. сократилось число общеобразовательных  учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), что  в определенной степени связано  с сокращением численности детей  школьного возраста (по предварительным  данным, среднегодовая численность  детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 2,1%). В то же время увеличилось число государственных и муниципальных гимназий (на 0,6%), лицеев (на 1,2%) и численность обучающихся в них. 

Таблица 4 – Численность обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании – всего (тыс. человек)

  2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Государственных  и муниципальных

общеобразовательных учреждений

(без вечерних (сменных))

1869 1597 1412 1282 1178
Негосударственных учреждений 7 6 6 5 5
Государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений 68 65 60 56 51
Численность обучающихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании - всего 1466 1365 1246 1088 886
в том  числе по окончании:

государственных  и муниципальных

общеобразовательных учреждений

(без  вечерних сменных))

1312 1214 1105 959 810
Негосударственных учреждений 8 7 6 6 5
Государственных и муниципальных вечерних (сменных)

общеобразовательных учреждений

146 144 135 123 71

Информация о работе Спрос на общественные блага и их эффективный объем