Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение особенностей спроса на общественные блага.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Определить сущность общественных благ;
2) Выявить эффективный объем спроса на общественные блага;
3) Рассмотреть особенности спроса на общественные благ;
4) Проанализировать возможности рынка и государства в обеспечении общественными благами;
5) Рассмотреть тенденции спроса на виды общественных благ в РФ;
Введение 3
1 Экономическая природа общественных благ: особенности
спроса и эффективный объем
5
Понятие, сущность общественного блага. Классификация
общественных благ
5
Особенности спроса на общественные блага
8
Обеспечение общественными благами: возможности рынка и
государства
13
2 Анализ спроса на разновидности общественных благ в РФ 15
2.1 Динамика изменения обеспеченности жильем в РФ 15
2.2 Анализ численности обучающихся в государственных и
частных учреждениях, развития образования в РФ
20
Заключение 28
Список использованных источников 30
В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (MB). ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы MBA и MBB, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. QA и QB – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.
Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным
суммированием индивидуальных кривых предельной пользы MBA и MBB(рисунок 1).
Так
как частное благо обладает свойством
соперничества, то каждая единица блага
будет потреблена одним человеком. Предельная
польза дополнительной единицы блага
представляет собой наибольшее значение
его желание платить за единицу блага.
Когда произведена первая единица блага,
потребитель В обладает наибольшим желанием
платить, предельная польза первой единицы
равна 10.
МВ
10
10
10
МВА + МВВ
МВВ
5
5
5
МВА
7, 5
10
17, 5
QA + QB
QB
QA
Рисунок 1 – Совокупная полезность частного
сектора
В
отличие от частных благ общественные
блага обладают свойством несоперничества.
Разный объем потребления
Поэтому в случае с общественными благами совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы MBA и MBB (Рисунок 2).
Так
как общественное благо обладает
свойством несоперничества, то каждая
единица произведенного блага
в нашем примере будет
MB
MB
15
MB = MBA + MBB
10
MBB
10
MBA
5
5
10
Q
Q
10
7,5
7,5
Рисунок 2 – Совокупная ценность общественных благ
В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC)
Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (MB = MC)
Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет данное благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.
Совокупная
предельная польза общественного блага,
или общая готовность платить за него,
представлена вертикальным суммированием
индивидуальной предельной пользы всех
потребителей общественного блага (линия
МВ) предельные издержки представлены
линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет
собой равенство общей суммы предельной
пользы и предельных издержек. Объем производства
общественного блага QE будет оптимальным
для данного блага.
MB, MC
E
MC
∑MB
QE
Q
Рисунок 3 – Оптимальный объем производства общественного блага
Оптимальный объем производства общественного блага QE имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.
Вклады в финансирование общественного блага, соответствующие индивидуальным уровням предельной выгоды (предельных норм замещения), в идеальных условиях могли бы служить ориентиром при распределении налогового бремени. Однако выявление индивидуальной предельной полезности блага на практике трудноосуществимо, что приводит к трудности оценки спроса на общественные товары и услуги.
На
практике эта проблема неизбежно
носит политический характер. Принятие
решений о предоставлении общественных
благ подвержено значительному влиянию
политических сил, бюрократии и других
лоббистских интересов. Поэтому
можно говорить лишь об инструментах,
содействующих выявлению
В качестве подобных инструментов часто применяются индикаторы спроса на общественные товары и услуги, которые могут включать в себя две группы показателей:
- Показатели обеспеченности общественными товарами и услугами различных юрисдикций по сравнению с другими территориями. Применительно к региональному уровню обеспеченность может оцениваться по отношению к средней по стране, к близлежащим регионам, к регионам со сходным финансовым положением. Могут также использоваться методы математического моделирования, направленные на выявление расчетных значений расходов на конкретные бюджетные услуги в зависимости от специфических особенностей региона (доход, демографические показатели, географические).
- Демографические характеристики (в том числе прогнозные), оказывающие влияние на потребность населения в общественных товарах и услугах в средне- и долгосрочной перспективе.
Сами
по себе данные показатели не дают ответа
на вопрос об оптимальной структуре
предоставления общественных товаров
и услуг. Однако индикаторы позволяют
нарисовать некоторую объективную
картину потребности в
1.3
Обеспечение общественными
благами: возможности
рынка и государства
Возможности
рынка в предоставлении общественных
благ – это исключающие
- Исключение “безбилетников”. Наиболее простым методом их исключения является ограничение доступа к потреблению блага. Исключаемые общественные блага представляют собой тот тип благ, доступ к которым легко разграничить, несмотря на коллективный характер их потребления. Введение абонементной платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на различного рода зрелищные мероприятия - наиболее наглядные примеры подключения ценового механизма к решению проблемы предоставления общественных благ. Введение платы в качестве инструмента регулирования доступа к благу может быть использован в том случае, когда степень избирательности в потреблении блага зависит от количества потребителей. Заключение частных контрактов может быть эффективным механизмом исключения неплательщиков в отношении благ совместного потребления. Контракты на совместное владение предполагают участие в потреблении блага только на определенных условиях, например внесение взносов на благоустройство дома в рамках организованного товарищества. Когда благо не находится в постоянном пользовании потребителя, а круг его потребителей ограничен, в качестве метода исключения может служить создание особых организаций по совместному использованию блага, доступ к потреблению которого обусловлен членством в ней на основе внесения установленного взноса, например пользование бассейнами, площадками для гольфа и тенниса.
Информация о работе Спрос на общественные блага и их эффективный объем