Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:29, реферат

Описание

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная  организация высшего  профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(СПбИГО) 

Факультет экономики и управления 

Кафедра государственного и  муниципального управления 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  специальности 080504.65 Государственное  и муниципальное  управление

 

по дисциплине «Опыт зарубежного государственного и муниципального управления» 

На  тему: «Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании» 
 
 
 
 

                   Выполнил(а): студентка 6 курса

                   заочной формы обучения

                   Козенкова О.Н. 
               

                   Научный руководитель – 

                   к.э.н. Балажи О.П. 
               
               
               
               
               
               
               

Санкт-Петербург

2011 

     ВВЕДЕНИЕ 

  Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

  Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета.

  Внутри  муниципального управления, также, как  и на общенациональном уровне, может  существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается  в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.

  Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:

  - муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;

  - государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).

  Европейская Хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».[2]

  Главная цель создания системы местного самоуправления — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

  Таким образом, можно сказать, что местное  самоуправление – один из основных элементов, обеспечивающих благосостояние государства и общества.

  Именно  поэтому в странах Северное Европы вопросам местного самоуправления уделяется  большое внимание.

  Скандинавское местное самоуправление обладает специфическими чертами, которые позволяют выделить особую скандинавскую модель местного самоуправления.

  Местное самоуправление в скандинавских  странах имеет давние традиции. В  Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта  между норвежским парламентом и  королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии — в период с 1865 по 1873 год.[3] В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции.

  Во  всех четырех странах структуры  местного самоуправления могли опереться  на традиции самоорганизации, прежде всего  в сфере управления делами церковных  общин. В связи с этим церковное административное деление стран на приходы было использовано в качестве основы для создания единиц местного самоуправления.

  Актуальность  данной работы объясняется исключительной важностью местного самоуправления в социально-политической системе, а также особенностью скандинавской системы местного самоуправления, которая являемся одним из ключевых звеньев для государств «всеобщего благоденствия».

  Цель  моей работы – изучить организацию  местного самоуправления в Норвегии и Дании. Я выбрала эти страны ввиду свойственных им особенностей. Дания – наиболее европеизированная северная страна, на принципах организации датского местного самоуправления более всего сказывается опыт континентальной Европы и ЕС. Норвегия же страна, более отодвинутая на периферию Европы, она не является членом ЕС и придерживается более традиционных принципов организации местного самоуправления. 
 

     ГЛАВА I 

     Формально, политический строй в Норвегии представляет собой конституционную монархию с парламентской демократической  системой управления. Демократической - так как источник политической власти и прав, в соответствии с Конституцией, находится в руках граждан страны. Все граждане имеют право быть избранными в Стортинг (Норвежский национальный парламент), окружные и муниципальные органы власти. Парламентской - так как правительство, то есть действующая исполнительная власть, не имеет права принимать решения без утверждения Стортингом, законодательной властью. Конституционную монархию, так как правительство, в соответствии с Конституцией, получает власть из рук Короля.

     Норвежская  монархия возникла более 1000 лет тому назад. В период с 1381 по 1814 гг. Норвегия находилась в унии с Данией, а  с 1814 по 1905 года – со Швецией. При  короле Норвегии Хоконе VII Норвегия вновь  обрела независимость.

     Как демократическая власть, так и монархия, были утверждены Конституцией 1814 года. Парламентаризм был введен в 1884 году. В настоящее время Король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации, которая становится особенно очевидной во время национальных кризисов. Это было ясно продемонстрировано во время Второй Мировой Войны, когда Король Хокон VII, который противостоял фашистскому вторжению в Норвегию в 1940 году, бежал в Лондон, откуда руководил борьбой своей страны с оккупантами.

     Государственная власть официально распределена между  тремя органами власти: Стортингом (законодательная власть), Правительством (исполнительная власть) и судом (судебная власть). К тому же государственное администрирование, которое было введено для того, чтобы удовлетворять нужды политических органов, иногда рассматривается как четвертая ветвь власти, так как время от времени может принимать самостоятельные решения и оказывать давление на формирование политических движений в Норвегии. Существует также географическое распределение политической власти на государственный, окружной и муниципальный уровни.

     Стортинг  является высшим политическим органом власти в стране со времени введения парламентаризма в 1884 году. Выборы в Стортинг проводятся каждые четыре года. Избирательные мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства. Правительство формируется от имени короля из числа членов Стортинга.

     Большинство членов Стортинга могут использовать вотум недоверия с целью отставки Правительства или отдельного министра. Предложение о вотуме недоверия  может внести любой член Стортинга, а Правительство, в свою очередь, вправе просить о вотуме доверия. В том случае, если Правительство нарушило закон или действия Правительства противоречили Конституции, Стортинг может начать процедуру импичмента. Однако на практике таких случаев практически не было. 
Стортинг контролирует два основных инструмента власти: принятие законов и утверждение государственного бюджета. Большинство законопроектов и проектов бюджета выносятся Правительством на рассмотрение в Стортинг. Обычно законопректы требуют незначительных поправок, так как у Правительства уже есть поддерживающее большинство в Стортинге, а законопроект уже заранее разрабатывается с учетом требований большинства членов Парламента.

     Стортинг  осуществляет контроль над действиями Правительства. Важнейшими инструментами контроля являются объявление вотума недоверия, обращение в суд с требованием об импичменте, проверки со стороны Счетной Палаты и система парламентских вопросов и интерпелляций. Во время «Часа вопросов» (заседание Стортинга, на котором министры отвечают на вопросы, задаваемые членами Стортинга) члены Стортинга могут адресовать вопросы напрямую Правительству, а отвечать на них должен соответствующий министр. В течение этого процесса могут возникать небольшие дискуссии.

     Стортинг  состоит из 169 избранных представителей, каждый из которых принадлежит к той или иной партии.

     Во  главе Стортинга находится Президиум, состоящий из 6 членов. Обсуждения и  дебаты в Стортинге играют незначительную роль в принятии окончательного решения  по тому или иному вопросу. Большая часть работы осуществляется постоянными комитетами, которые вносят предложения об изменениях в законопроектах. Совместно с частными партийными группами 12 постоянных комитетов представляют собой самые важные политические органы в Стортинге.

     Стортинг  избирается округами на основе пропорционального представительства, то есть каждый округ выдвигает определенное число представителей в зависимости от количества населения.

     Правительство Норвегии выполняет функции исполнительной власти, каковыми являются вынесение законопроектов и проектов бюджета на обсуждение в Стортинг и реализация решений Стортинга посредством деятельности Министерств. Правительство формируется Стортингом и возглавляется премьер-министром. Формально, Король поручает лидирующей партии формирование правительства или работоспособной коалиции.

     Правительственные решения формально принимаются  Королем на Государственном Совете (при одобрении как Королем, так  и Государственным Советом) каждую пятницу. Все королевские Декреты  должны быть подписаны Королем, а также заверены подписью премьер-министра.

     Но  у норвежского правительства, в  особенности у главы кабинета министров, намного меньше полномочий (как формально, так и практически), чем в других западных странах. Согласно традиции, премьер-министр, министр иностранных дел и министр финансов являются самыми высокими чинами в правительстве.

     С увеличением количества государственных  задач функции законодательной  власти все чаще выполнялись правительством и далее, по цепочке, отдельными министерствами. Каждый министр является политической главой своего ведомства. Теснее всего с министрами взаимодействуют назначаемые Госсекретари, чья должность схожа с должностью заместителя министра, и Политические Советники.

Информация о работе Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании