Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:29, реферат
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
(СПбИГО)
Факультет
экономики и управления
Кафедра
государственного и
муниципального управления
РЕФЕРАТ
по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление
по дисциплине «Опыт
зарубежного государственного
и муниципального управления»
На
тему: «Сравнительная
характеристика государственного
и муниципального управления
Норвегии и Дании»
Выполнил(а): студентка 6 курса
заочной формы обучения
Козенкова
О.Н.
Научный руководитель –
к.э.н. Балажи О.П.
Санкт-Петербург
2011
ВВЕДЕНИЕ
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
Муниципальное
управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим
воздействием органов муниципального управле
Внутри муниципального управления, также, как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках главы (мэра), законодательная — в руках городского совета, и судебная — в руках городского суда и муниципального подразделения министерства юстиции.
Муниципальное управление, как и государственное, связано с определенной территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:
- муниципальный орган не создает законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
- государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т. д.).
Европейская Хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».[2]
Главная цель создания системы местного самоуправления — улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.
Таким образом, можно сказать, что местное самоуправление – один из основных элементов, обеспечивающих благосостояние государства и общества.
Именно поэтому в странах Северное Европы вопросам местного самоуправления уделяется большое внимание.
Скандинавское местное самоуправление обладает специфическими чертами, которые позволяют выделить особую скандинавскую модель местного самоуправления.
Местное самоуправление в скандинавских странах имеет давние традиции. В Норвегии оно было введено в 1837 году после нескольких лет конфликта между норвежским парламентом и королем Швеции. В Дании законы, касающиеся местного самоуправления в городских муниципалитетах, действуют с 1837 года. В Швеции первые законы о местном самоуправлении появились в 1862 году, в Финляндии — в период с 1865 по 1873 год.[3] В каждой из упомянутых стран, кроме Норвегии, положения о местном самоуправлении внесены в конституции.
Во всех четырех странах структуры местного самоуправления могли опереться на традиции самоорганизации, прежде всего в сфере управления делами церковных общин. В связи с этим церковное административное деление стран на приходы было использовано в качестве основы для создания единиц местного самоуправления.
Актуальность данной работы объясняется исключительной важностью местного самоуправления в социально-политической системе, а также особенностью скандинавской системы местного самоуправления, которая являемся одним из ключевых звеньев для государств «всеобщего благоденствия».
Цель
моей работы – изучить организацию
местного самоуправления в Норвегии
и Дании. Я выбрала эти страны
ввиду свойственных им особенностей.
Дания – наиболее европеизированная северная
страна, на принципах организации датского
местного самоуправления более всего
сказывается опыт континентальной Европы
и ЕС. Норвегия же страна, более отодвинутая
на периферию Европы, она не является членом
ЕС и придерживается более традиционных
принципов организации местного самоуправления.
ГЛАВА
I
Формально,
политический строй в Норвегии представляет
собой конституционную монархию
с парламентской
Норвежская монархия возникла более 1000 лет тому назад. В период с 1381 по 1814 гг. Норвегия находилась в унии с Данией, а с 1814 по 1905 года – со Швецией. При короле Норвегии Хоконе VII Норвегия вновь обрела независимость.
Как демократическая власть, так и монархия, были утверждены Конституцией 1814 года. Парламентаризм был введен в 1884 году. В настоящее время Король обладает ограниченной политической властью, но имеет важное символическое значение в качестве главы государства и официального представителя норвежского общества. Монархия играет также решающую роль в объединении нации, которая становится особенно очевидной во время национальных кризисов. Это было ясно продемонстрировано во время Второй Мировой Войны, когда Король Хокон VII, который противостоял фашистскому вторжению в Норвегию в 1940 году, бежал в Лондон, откуда руководил борьбой своей страны с оккупантами.
Государственная власть официально распределена между тремя органами власти: Стортингом (законодательная власть), Правительством (исполнительная власть) и судом (судебная власть). К тому же государственное администрирование, которое было введено для того, чтобы удовлетворять нужды политических органов, иногда рассматривается как четвертая ветвь власти, так как время от времени может принимать самостоятельные решения и оказывать давление на формирование политических движений в Норвегии. Существует также географическое распределение политической власти на государственный, окружной и муниципальный уровни.
Стортинг является высшим политическим органом власти в стране со времени введения парламентаризма в 1884 году. Выборы в Стортинг проводятся каждые четыре года. Избирательные мандаты распределяются в соответствии с системой пропорционального представительства. Правительство формируется от имени короля из числа членов Стортинга.
Большинство
членов Стортинга могут использовать
вотум недоверия с целью
Стортинг контролирует два основных инструмента
власти: принятие законов и утверждение
государственного бюджета. Большинство
законопроектов и проектов бюджета выносятся
Правительством на рассмотрение в Стортинг.
Обычно законопректы требуют незначительных
поправок, так как у Правительства уже
есть поддерживающее большинство в Стортинге,
а законопроект уже заранее разрабатывается
с учетом требований большинства членов
Парламента.
Стортинг осуществляет контроль над действиями Правительства. Важнейшими инструментами контроля являются объявление вотума недоверия, обращение в суд с требованием об импичменте, проверки со стороны Счетной Палаты и система парламентских вопросов и интерпелляций. Во время «Часа вопросов» (заседание Стортинга, на котором министры отвечают на вопросы, задаваемые членами Стортинга) члены Стортинга могут адресовать вопросы напрямую Правительству, а отвечать на них должен соответствующий министр. В течение этого процесса могут возникать небольшие дискуссии.
Стортинг состоит из 169 избранных представителей, каждый из которых принадлежит к той или иной партии.
Во
главе Стортинга находится
Стортинг избирается округами на основе пропорционального представительства, то есть каждый округ выдвигает определенное число представителей в зависимости от количества населения.
Правительство
Норвегии выполняет функции
Правительственные решения формально принимаются Королем на Государственном Совете (при одобрении как Королем, так и Государственным Советом) каждую пятницу. Все королевские Декреты должны быть подписаны Королем, а также заверены подписью премьер-министра.
Но у норвежского правительства, в особенности у главы кабинета министров, намного меньше полномочий (как формально, так и практически), чем в других западных странах. Согласно традиции, премьер-министр, министр иностранных дел и министр финансов являются самыми высокими чинами в правительстве.
С увеличением количества государственных задач функции законодательной власти все чаще выполнялись правительством и далее, по цепочке, отдельными министерствами. Каждый министр является политической главой своего ведомства. Теснее всего с министрами взаимодействуют назначаемые Госсекретари, чья должность схожа с должностью заместителя министра, и Политические Советники.