Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:29, реферат

Описание

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

Ряд отечественных  теоретиков и практиков усматривает  существенные различия в федеральной  конституционной интерпретации  института местного (коммунального) самоуправления в России и Скандинавских  странах. Эти различия заключаются  в следующем: в российской Конституции  институт местного самоуправления рассматривается в большей степени как институт общественного устройства, связующее звено между обществом и государством (ст. 12 Конституции РФ). Согласно же господствующему в Скандинавских странах мнению, коммунальное самоуправление в целом характеризуется как часть системы публичного управления, а правотворчество общин и их объединений рассматривается в рамках административного нормотворчества; муниципальные правовые нормы являются соответственно нормами особенной части административного права.

     3. Если в Скандинавских странах  организационная модель местного  самоуправления закрепляется в  законах об общинах, а организационное  верховенство коммун ограничивается  правом определения внутренних  административных структур, некоторых других вопросов внутренней организации в соответствии с законом земель, то в России структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Таким образом, выбор организационной модели местного самоуправления остается за муниципалитетом.

     4. В российской и скандинавской  правовой теории и законодательстве  наблюдаются различные подходы  к анализу статуса субъектов  местного самоуправления. В Скандинавских  странах носителями права на  коммунальное самоуправление признаются территориальные сообщества - основанные на членстве граждан по признаку их проживания на соответствующей территории, юридические лица публичного права - общины и их объединения, а сами граждане и жители осуществляют свое права по участию в управлении в рамках этой корпорации и через нее. Соответственно право на самоуправление не рассматривается как основное право граждан. Право на местное самоуправление практически во всех районах не вписывается также в конструкцию “основных прав юридических лиц” (что предопределено особым статусом общин и их объединений, их “включенностью” в систему государственного устройства). В России же как в теории, так и в судебной практике право на местное самоуправление рассматривается, прежде всего, как конституционное право гражданина. Субъектом этого права признается также территориально организованное в рамках муниципального образования население. Однако наряду с муниципальными образованиями правосубъектностью в сфере местного самоуправления обладают органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом правами юридического лица. Соответственно и в Конституции РФ решение всех вопросов на местном уровне закрепляется за органами местного самоуправления: согласно ст. 132, именно органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, они же наделяются отдельными государственными полномочиями. Подобная ситуация с “двойственной правосубъектностью” ведет к серьезной путанице на практике, к необоснованной подмене муниципальных образований их органами, а следовательно, к ограниченному восприятию права на местное самоуправление.

     5. В Скандинавских странах выработаны многообразные формы правового надзора за издаваемыми коммунами в рамках их правотворческой автономии актами, при этом речь идет не только об уставах (как в России), но и о положениях. Наряду с “доведением до сведения” органа правового надзора весьма распространены такие формы надзора, как “представление” и “утверждение” акта местного самоуправления. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Болдырева  Е.Л. Политическая система стран Северной Европы: Учебное пособие/ СПбГУТ. – СПб., 2005. – 108 с.

2. Дербишайр  Дж. Д. Политические системы мира: в 2-х т. Т. 2 / Дж. Д. Дербишайр,  Я. Дербишайр. - М.: РИПОЛ КЛАССИК,2004. - 496 с.

3. Евдокимов  В.Б. Местные органы власти зарубежных стран: Правовые аспекты/ В.Б. Евдокимов, Я.Ю. Старцев. – М.:Спарк, 2001. – 251 с.

4. Исаев М.А.  Основы конституционного строя  Норвегии. / М. А. Исаев ; МГИМО  (У) МИД РФ. – М.: Муравей, 2001. –  213 с.

5. Исаев М.А.  Политическая система стран Скандинавии и Финляндии / М.А. Исаев, А.Н. Чеканский, В.Н. Шишкин; МГИМО. - М.: РОССПЭН, 2001. - 279 с.

6. Конституции  государств Европы: в 3 Т. Т. 1/ Под  ред. Л.А. Окунькова. – М.: НОРМА, 2001. – 824 с

7. Конституционное  право зарубежных стран. Учебник  для вузов./ под ред. М.В. Баглая, Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2000. – 832 с.

8. Овчинников  И.И. Местное самоуправление в  системе народовластия. – М.: ИГиП  РАН, 1999. – 329 с.

9. Туровский  Р. Ф. Центр и регионы: проблемы  политических отношений. - Москва: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - 398 с.

10. Ministry of Local Government and Regional Development. Local Government in Norway: [Электронный документ]. – (http://www.regjeringen.no/upload/KRD/Vedlegg/KOMM/internasjonalt/H-2224_red160908.pdf). Проверено 16.11.2009.

11. The Danish Local Government System: [Электронный документ]. – (http://www.kl.dk/ImageVault/Images/id_38221/ImageVaultHandler.asp). Проверено 18.11. 2009.

12. Бектурганова  А. Гендерный аспект модели  местного самоуправления (на примере  Дании): [Электронный документ]. – (http://pravo.pushkinlibrary.kz/text/GenderBook/Daniya.doc) Проверено 18.11.2009.

13. Кокорев Д.А.  Сопоставление правовых особенностей  городского самоуправления России  с основными моделями местного  самоуправления : [Электронный документ]. – (http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0903/2.html). Проверено 13.11.2009.

14. Норвегия –  официальный сайт в России. Местные  органы управления: [Электронный  документ]. -(http://www.norvegia.ru/About_Norway/policy/political/local/). Проверено 13.11.2009.

15. Тор Хансен. Это несокрушимое норвежское самоуправление: [Электронный документ]. – (http://dialogs.org.ua/crossroad_full.php?m_id=3502). Проверено 13.11.2009.


Информация о работе Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании