Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:29, реферат
Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
Заседания
местного совета являются открытыми
и общедоступными, но только сам
местный совет может
Законом установлен крайне незначительный список вопросов, по которым решения могут приниматься лишь на пленарном заседании совета: в частности, это вопросы территориального планирования и принятия бюджета.[12] Количество, характер деятельности и состав комиссий определяются советом самостоятельно; законом предусмотрено лишь обязательное создание комиссии по финансам, а также, как минимум, одной постоянной комиссии. На практике количество комиссий может меняться от трех до десяти.
Бургомистр избирается советом из своего состава сроком на четыре года. Он совмещает функции председателя совета и председателя комиссии по финансам. Бургомистр является лишь представителем совета, и может действовать только от имени последнего и во исполнение его решений. Он может быть смещен досрочно лишь в результате соответствующего решения судебных органов. Он является как политическим, так и административным лидером муниципалитета. В четырех крупных муниципалитетах (Оденсе, Ольбург, Орхус и Копенгаген) муниципальный совет избирает так называемый магистрат, который состоит из бургомистра и определенного числа должностных лиц - олдерменов, которые выполняют функции мэров районов. Олдермены избираются по пропорциональной системе. Магистрат отвечает за задачи, которые в других муниципалитетах выполняют комитеты. Бургамистру и олдерменам подчинены департаменты магистрата.
Следующим
уровнем территориальной
Дания является одной из стран, где децентрализация управления осуществлена в наибольшей степени. Большинство задач и полномочий передано на местный и региональный уровень, хотя и сохранено регулирование центральными органами власти значительной доли муниципальной политики. Но, несмотря на то, что большая часть служб децентрализована, в Дании действует законодательно установленный принцип, согласно которому уровень услуг (будь то здравоохранение, образование или газо- и водоснабжение) должен быть одинаковым для всех граждан на всей территории королевства. Таким образом, органы самоуправления свободны в том, что касается организации, но не могут влиять на уровень предоставляемых услуг.
К числу основных полномочий местного самоуправления на коммунальном уровне в Дании относятся:
• выплата пенсий, социальных пособий
• организация работы начальных школ
• здравоохранение
• местное планирование
• политика в области занятости
К задачам, которые решаются на уровне округа, относятся:
• вопросы организации здравоохранения
• управление средними школами
• эксплуатация региональных дорог
• регулирование работ по защите окружающей среды и другое физическое планирование.
Кроме указанного выше, муниципальные и губернские советы могут добровольно расширять себе круг задач. К таким добровольным задачам можно отнести, например, учреждение музыкальных школ, обеспечение коммунальных услуг (потребителями оплачивается их полная стоимость), открытие спортивных клубов и т.д.[13]
В состав Дании входят и две самоуправляющиеся территории - Фарерские острова и Гренландия.
Благодаря статусу автономности, с 1948 года Фарерские острова представляют самоуправляющуюся народную общность в датском государстве. Фарерские острова обладают правом создания собственной администрации - народного собрания (Лагтинга), состоящего из 25-32 депутатов, который избирается сроком на 4 года на пропорциональной основе. Борьбу за места в парламенте ведут 4 партии: Социал-демократическая, Консервативная народная, Республиканская партия и партия Союза.[14]
Исполнительная власть принадлежит правительству (ландстюри) во главе с председателем. Правительство же Дании на островах представляет верховный комиссар (ригсомбудсман).
Парламент Фарерских островов наделен полномочиями по следующим вопросам: планирование материальных ресурсов, минеральные земельные и водные ресурсы, все морские ресурсы, защита окружающей среды, промышленность островов, трудоустройство и трудовые отношения, налогообложение, социальные вопросы, здравоохранение, культура и образование. На островах действуют два официальных языка - фарерский и датский.
Дания сохраняет за собой контроль и ответственность за страхование, банковское дело, оборону, внешнюю политику, правосудие и финансовое обеспечение островов. Также государственно-правовая связь Фарерских островов с метрополией выражается в том, что от Фарер избираются 2 представителя в Фолькетинг.
Гренландия, как и Фарерские острова, признана особым народным сообществом в пределах датского государства. На острове также есть свой парламент - Ландстинг, который избирает председателя и членов островного правления. К ведению Ландстинга относятся вопросы местного самоуправления, местные налоги и пошлины и т.п.
Дания оставляет за собой те же сферы политики, что и в отношении Фарер.
Для координации экономической, финансовой и промышленной политики государственные власти могут контролировать деятельность органов местного самоуправления и влиять на решения, которые принимаются этими органами местного самоуправления.
Государственный контроль определяется Законом о местном самоуправлении (общий контроль) и законами в отдельных сферах (контроль в различных секторах деятельности органов местного самоуправления: сфера социальной защиты, сфера защиты окружающей среды и т.д.).
Контроль
над деятельностью органов
местный самоуправление скандинавский
Дания
является одной из стран, где децентрализация
управления осуществлена в наибольшей
степени. Большинство задач и
полномочий передано на местный и региональный
уровень (муниципалитетов и округов). При
этом сохранено и регулирование центральным
правительством значительной доли муниципальной
политики. Возможность регулирования
решений муниципальных органов была уравновешена
предоставлением гражданам права на участие
почти во всех важных сферах муниципальной
политики. Процесс децентрализации управления
в Дании продолжается. Его цель - вовлечение
в управление местных учреждений, семей
и отдельных граждан.
Глава
III
В организации местного самоуправления Норвегии и Дании можно выделить значительное количество общих черт. Они характерны не только для этих стран; выделяя эти черты, можно говорить об общескандинавской системе организации местного самоуправления.
Прежде всего, стоит отметить глубокие корни и давние традиции местного самоуправления в этих странах, а также жизнеспособность этой системы.
Особенностью
всех скандинавских стран является
двухуровневая организация
Существенной чертой является значительная децентрализация исполнительной власти в этих странах. Местные органы управления обладают достаточно широкими полномочиями. Государство уменьшает полномочия своих органов на местах в пользу самоуправления. Максимально децентрализованное управление связано с фактическим отсутствием у государства исполнительских полномочий, а также функций управления в сферах здравоохранения, социального обеспечения, образования, регулирования труда и занятости, экологической политики и т.д. В этих областях государство осуществляет лишь общее законодательное регулирование и значительную часть финансирования. Муниципалитеты вольны заниматься любыми вопросами, которые они находят важными для местного сообщества, если только данные вопросы не являются компетенцией государства и не регулируются отраслевым законодательством. При этом можно отметить общие формулировки компетенции местного самоуправления.
Немаловажно
также подчеркнуть, что политика
децентрализации в
Функции местных органов власти обеих стран также схожи. Для муниципалитетов это начальное образование, здравоохранение, социальные услуги, жилищное строительство, газо- и водоснабжение, местная культура. На уровне округа выделяются такие функции, как среднее образование, региональное планирование, строительство дорог и региональный транспорт, региональная культура, региональный спорт.
Также систему организации местного самоуправления в Скандинавских странах объединяет развитая система контроля за деятельностью местных органов власти. Контролирующую функцию выполняют государственные министерства и ведомства, контрольные комитеты, наконец, особую роль в этой сфере играет институт омбудсмана.
Таким образом, именно эти черты определяют основу скандинавской системы местного самоуправления.
Однако каждая из рассмотренных мной стран имеет свои особенности системы организации местного самоуправления, отражающие специфику ее социально-политической системы.
Важно отметить, что датское местное самоуправление имеет конституционную защиту: принцип самоуправления местных сообществ закреплен в п. 82 Конституции Дании. Вотличие от других скандинавских стран, местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Формально правительство и парламент может в любое время повлиять на работу местного самоуправления - Акт от 1837 года включает в себя часть специального законодательства, и может быть в любой момент изменен голосованием в национальном парламенте – Стортинге.
Существенно различие и в принципах назначения на должность главы округа. В Норвегии губернатор назначается королем. В Дании же председатель Совета округа выбирается из его состава.
Анализируя эти различия, можно сделать вывод, что в Дании значительно сильнее осуществлена децентрализация власти, органы местного самоуправления более независимы и самостоятельны.
Существуют также некоторые различия в функциях, выполняемых местными органами власти в этих странах. Например, в Норвегии функция развития малого и среднего бизнеса передана региональным органам власти, в то время как в Дании эта функция передана на коммунальный уровень.
Несколько различается также сама структура организации муниципального управления: например, в Норвегии существует основной Исполнительный комитет, которому переданы важные функции, в том числе, финансового и бюджетного планирования и многие другие. В Дании же предусмотрено только обязательное создание финансового комитета, который функционирует на равных основаниям с другими комитетами.
Особенностью Дании является то, что в выборах в органы местного самоуправления могут принимать участие иностранные граждане, проживающие на территории данной коммуны не менее трех лет.