Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:29, реферат

Описание

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). В узком смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти. В широком же смысле государственным управлением именуют деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 190.50 Кб (Скачать документ)

     Меньшинство в фолькетинге обладает определенными  гарантиями: так, законопроекты, против которых голосует меньшинство, рассматриваются по усложненной процедуре (это не относится к финансовым законопроектам и законопроектам об отчуждении собственности). Две пятых членов фолькетинга могут потребовать от его председателя отсрочки третьего чтения законопроекта на 12 дней после того, как он обсуждался во втором чтении. Одна треть членов парламента в течение трех будних дней после принятия проекта закона может направить письмо председателю фолькетинга с требованием, чтобы закон был поставлен на референдум. Если фолькетинг поддержит это предложение, законопроект публикуется, и референдум проводится не ранее 12 и не позднее 18 дней после публикации. Законопроект считается отклоненным, если против него высказалось большинство избирателей, участвующих в голосовании (но не менее 30 процентов избирателей). Из этого правила установлено исключение для ряда вопросов. Так, не могут быть поставлены на референдум финансовые законопроекты, законопроекты о штатах административных учреждений, о принудительном отчуждении частной собственности.

     Главой государства в Дании является король. По конституции он осуществляет совместно с фолькетингом законодательную власть и целиком - исполнительную власть.

     Король  не может вступать в брак без согласия фолькетинга. Наследники же при вступлении в брак должны получать на это разрешение короля, который дает его в Государственном совете. На практике король согласовывает этот вопрос с правительством. После смерти или отречения короля престол переходит к его детям в порядке старшинства. В случае отсутствия наследников престола короля избирает фолькетинг. Фолькетинг устанавливает цивильный лист короля на все время его царствования, определяет, какие замки и другие государственные владения передаются в его пользование.

     По  конституции, король обладает довольно значительными правами. Он назначает и увольняет в отставку премьер-министра и министров, определяет их полномочия, возглавляет Государственный совет (собрание министров под его председательством), назначает судей, всех высших должностных лиц государства, чиновников, возглавляющих управление на местах, в Гренландии и на Фарерских островах. Король может распустить фолькетинг, открывает его очередные сессии и утверждает принятые им законопроекты, может издавать в период между его сессиями временные законы.

     Король  назначает представителей датского государства за границей, при нем аккредитованы представители иностранных государств. От его имени заключаются международные договоры и соглашения. Он считается главнокомандующим вооруженными силами страны.

     Король  имеет право помилования и амнистии.

     Однако  фактически власть короля существенным образом ограничена. Большинство  его прав как в области внутренней жизни страны, так и в международных  отношениях перешло к Совету министров. Назначение им Совета министров стало  чисто формальной процедурой, вооруженными силами на деле руководит правительство через министра обороны и т.д. Что касается права короля не утвердить законопроект, то этим правом он уже давно не пользуется.

     Правительство формально назначается королем. Но на деле он назначает премьер-министром лидера партии парламентского большинства. Тот формирует правительство и представляет его состав на утверждение короля, в котором последний не отказывает. Кандидатуры министров обсуждаются руководством победившей на выборах партии. Если же ни одна из партий не имеет абсолютного большинства и создается блок двух или даже нескольких партий, то состав и численность правительства согласовываются с руководством этих партий путем переговоров.

     Совет министров зависит в своей деятельности от поддержки большинства депутатов в фолькетинге. Если Совет министров не имеет такого большинства, то он должен уйти в отставку. Однако в парламентской практике Дании такие случаи не очень часты. Кроме того, правительство может добиться от короля согласия на роспуск фолькетинга и проведение новых выборов. Для датской политической жизни характерны устойчивость правительств и редкие правительственные кризисы, хотя в парламенте далеко не часто бывает устойчивое большинство одной партии.

     Конституция предписывает, что Государственным советом (собрание министров под председательством короля) руководит король. В совете же обязан заседать и наследник престола, если он достиг совершеннолетия (18 лет). В Государственном совете должны обсуждаться все законы и важнейшие правительственные мероприятия.

     По  конституции, король может поручить обсуждение любого вопроса Совету министров - собранию министров, возглавляемому премьер-министром. Решения Совета министров формально нуждаются  в одобрении короля.

     На  практике Государственный совет сохранился как архаизм. Все дела по управлению государством сосредоточены в руках Совета министров. Король не отвечает за действия правительства. Его подпись под законопроектами и актами управления недействительна, если она не контрассигнована, т.е. не скреплена подписью премьер-министра или того министра, которого касается этот акт. Совет министров осуществляет большинство прав короля.

     Правительство заключает различные соглашения с иностранными государствами (причем только часть из них нуждается  в одобрении фолькетинга). С согласия короля оно назначает дипломатических представителей Дании за границей.

     Совет министров подготавливает законопроекты  по различным вопросам жизни государства. Пользуясь поддержкой парламентского большинства, он проводит их через фолькетинг.

     Фактически  в руках правительства находятся  вооруженные силы страны.

     Правительство (формально это делает король) может  и законодательствовать под предлогом  «особой срочности». Конституция устанавливает, что такие временные законы принимаются лишь в перерывах между сессиями парламента, не должны противоречить основному закону и нуждаются в одобрении фолькетинга, когда он соберется.

     Премьер-министр  имеет право потребовать от председателя фолькетинга созыва последнего на чрезвычайную сессию, указав порядок дня.

     Министры  могут присутствовать на заседаниях парламента и выступать, как только пожелают. Они оказывают воздействие  на решения фолькетинга путем  выступления на сессиях и через  парламентские комиссии, используя  в них депутатов своей партии.  

     Полномочия  Совета министров в области организации  государственного аппарата весьма значительны. Он может производить различные  реорганизации, создавать новые  ведомства и упразднять старые, руководить министерствами и другими центральными ведомствами. Правда, правила, касающиеся назначения, перемещения и увольнения должностных лиц, определяются законом.

     Высшие  должностные лица назначаются королем  по представлению правительства  и могут быть перемещаемы без  их согласия лишь в случае, если при  этом не снижается их вознаграждение по занимаемой должности. Установленные законом правила обеспечивают стабильность состава государственного аппарата. Этим в значительной степени объясняется и преемственность политики правительств, вне зависимости от того, какая партия или блок партий стоят у власти.

     Совет министров назначает (формально  это право короля) чиновников в  округах, должностных лиц в Гренландии, наместника на Фарерских островах, полицмейстеров и др.

     Государственные служащие работают на железных дорогах, в государственных больницах, являются преподавателями высших учебных заведений и т.д. Существует и местная государственная администрация: к ней относятся таможенная и налоговая службы, служба технической консультации, служба занятости, социального и пенсионного обеспечения.

     Полиция, как и судебная система, целиком  относится к ведению государства. Это отличает Данию от ряда стран  Северной Европы, в которых есть муниципальная полиция.

     Высший  судебный орган Дании - Государственный суд. Существуют также суды низших инстанций. Все суды являются органами государственного управления.

     Фолькетинг  избирает 15 (из 30) членов Государственного суда. Другую половину членов Государственного суда, всех членов Верховного суда и членов судов первой и средней инстанции назначает король по представлению министра юстиции.  

     Определенные  элементы системы местных органов  самоуправления Дании существуют уже  на протяжении нескольких веков.

     Местный уровень власти включает в себя округа и муниципалитеты. Округа и муниципалитеты относительно независимы друг от друга и имеют самостоятельные задачи. Округа управляются советами, порядок формирования и функционирования которых аналогичен муниципальным советам.

     В административно территориальном  отношении Дания поделена на 273 коммуны  и 5 крупных административных областей (Столичная область, Зеландия, Северная Ютландия, Центральная Ютландия, Южная Дания), исключая Фарерские острова и Гренландию, которые являются самоуправляющимися территориями. До 1 января 2007 года вся территория была поделена на 14 административных единиц - амтов, но муниципальная реформа 2007 г. реорганизовала амты в 5 крупных административных региона.

Города Копенгаген и Фредериксберг выделяются в  самостоятельные административные единицы, но имеют меньшие права, чем области.[10]

     В части VIII п. 82 Конституции Дании закреплено право муниципалитетов самостоятельно осуществлять под контролем государства  ведение местных дел.

     Правовой  основой местного управления в стране является Конституция 1953 года. Правила, определяющие порядок деятельности местных органов власти, сформулированы в Законе о местных органах власти 1968 г. По этому Закону, вопросы местного значения решаются муниципальными советами. В Дании отсутствует практика принятия специальных законов, регулирующих отдельные аспекты деятельности местной власти. [11]

     Принцип самоуправления местных сообществ  закреплен в Конституции, а центральные  органы власти имеют право принимать  решения, затрагивающие функционирование местного самоуправления, лишь при  наличии закона, предусматривающего подобные меры.

     Структурой  местного управления низшим уровнем  территориальной организации является коммуна. На этой ступени существуют лишь органы самоуправления, состоящие  из членов представительного уровня - совета коммуны и бургомистра, руководящего работой совета и муниципальной администрации.

     По  закону о местном самоуправлении 1968 года, вопросы местного значения решаются муниципальными советами, численный  состав которого должен быть нечетным от 9 до 31 члена. Члены коммунального  управления избираются сроком на 4 года из числа граждан постоянно проживающих в коммуне, обладающих избирательным правом и не совершивших уголовных преступлений, делающих невозможным избрание такого человека в местные органы самоуправления. Выборы в совет проводятся одновременно по всей стране раз в четыре года, - в тот же день, что и выборы в парламент, действует система пропорционального представительства, 90% депутатов избираются по партийным спискам, а 10% - по мажоритарной системе.. Выборы обеспечивают пропорциональное распределение мест в муниципальных органах в соответствии с долей голосов (для списка или определенного кандидата из этого списка). Кроме совершеннолетних датских граждан, правом голоса обладают иностранцы, проживающие на территории коммуны не менее трех лет.

     Муниципалитеты  наделены правом проведения референдумов, которое, однако, используется редко.

     Совет самостоятельно определяет число своих  членов; таким образом, оно варьируется  от одной коммуны к другой, но в рамках конкретного муниципального образования меняется сравнительно редко. Деятельность совета осуществляется, прежде всего, через комиссии, которым он предоставляет большую часть своих полномочий, и которые принимают решения от его имени. В рамках структуры местной организации местный совет несет общую политическую ответственность и отвечает за общее стратегическое руководство, тогда как реальные профессиональные решения принимаются в основном комитетами. Закон о местных органах самоуправления предусматривает необходимость назначения комитетов, которым местный совет сможет передавать задачи для решения. Закон требует, чтобы был образован финансовый комитет и по крайней мене один постоянный комитет. Но местный совет может также образовать несколько постоянных комитетов и временный комитет. Структура этих комитетов определяется каждым отдельным муниципалитетом при разработке распорядка. В каждом комитете имеется отдел для решения актуальных и профессиональных задач.

     Подчиняющиеся муниципальному совету политические комитеты играют важную роль в деле политического контроля за местной администрацией. Они составляются из представителей различных партийных списков пропорционально полученной ими доле голосов.

Информация о работе Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления Норвегии и Дании