Сравнительный анализ эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является сравнительный анализ эффективности макроэкономической политики в российской федерации.
В соответствии с названной целью в были поставлены следующие основные задачи:
1. определение соответствия существующих концепций макроэкономического равновесия особенностям современных макроэкономических систем;
2. анализ взглядов на эффективность государственной политики и критерии ее эффективности;
3. исследование процесса установления макроравновесия в открытой экономической системе;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Макроэкономическая политика: понятие и критерии эффективности 5
1.1 Основные модели макроэкономического равновесия 5
1.2. Экономическая политика государства: понятие, формы, критерии эффективности 12
Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России 16
2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность 16
2.2. Российская экономика: проблемы и факторы роста 20
2.3. Направления совершенствования макроэкономической политики российского государства 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Сравнит. анализ эффективности макроэкономич политики государ.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

    Все эти функции цен тесно взаимосвязаны  между собой, и Попытки подавить одну из них отрицательно сказываются  на других. Нельзя сохранить стимулирующую  функцию, отделив ее от распределительной. М.Фридмен разъяснил: «Цены стимулируют  людей только потому, что влияют на распределение. Если то, что человек получает за свою деятельность, не зависит от того, что он делает, если цены не Выполняют третью функцию - распределения дохода, то ему нет смысла беспокоиться относительно информации, которую несет в себе цена, и нет смысла реагировать на эту информацию.. М. Фридмен и другие Неоконсерваторы не видят удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму. Именно он, на их взгляд, обеспечивает эффективное регулирование макроэкономики. Школа монетаризма выработала свои рецепты по излечению от инфляции. Правительствам западных стран было рекомендовано:3

    - жестко ограничить предложение  денег и выдачу кредитов;

    - сократить печатание денег (увеличивать  их количество соразмерно росту  производства);

    - урезать социальные программы  (уменьшить государственные выплаты  населению).

    Соответственно  противопоказанием были объявлены: слишком активная денежная политика государства (излишнее предложение  денег), а также крайние действия Федеральной резервной системы (выпуск D обращение слишком большого или слишком малого количества денег).

    Таблица 1. Обобщающий анализ моделей экономического равновесия

Параметр  сравнения Классическая  модель Кейнсианская  модель Монетаристская  модель
автор теории А. Смит Дж. М. Кейнс М. Фридмен
основной  регулятор экономики Экономика представляется как экономика совершенной конкуренции  и является саморегулируемой в силу абсолютной гибкости цен, рационального  поведения субъектов и в результате действия автоматических стабилизаторов государство посредством  проведения денежно-кредитной политики необходимо  минимизировать государственный сектор, а также избегать

воздействия на рыночную систему посредством дискретной денежно-

кредитной политики

Основополагающие  уравнения У=С+S

E=I+C

   С + I + NX + G = ВНП, где С -

потребительские расходы населения, I - инвестиции, NX - чистый экспорт,

G государственные  расходы.

: M * V = P * Q, М - денежное предложение, V - скорость  обращения денег в кругообороте  продуктов и доходов, P - индекс цен, Q - физический объем национального производства.
важнейшие факторы экономки сбережения  домашних хозяйств денежное предложение  и размер налогов изменение денежной массы и процентных банковских ставок

 

      1.2. Экономическая  политика государства: понятие, формы, критерии эффективности

      Государственная экономическая политика – сознательное целенаправленное  воздействие государства на микро-, мезо- и макроэкономические процессы и субъекты хозяйствования, направленное на регулирование и совершенствование экономических отношений и механизмов с целью обеспечения стабильного и эффективного функционирования общественного воспроизводства. Это наиболее общее определение государственной экономической политики обнимает все ее основные формы, функции и уровни.

      Исходя  из этого государственная экономическая политика классифицирована по двум основным критериям (рис. 1): по функциональному назначению (государственное реформирование экономики и государственное регулирование экономики) и по уровням хозяйствования (макро-, мезо- и микроэкономическая политика). Это различные формы  экономической политики, они различаются по целям, направлениям, методам и инструментам,  способам и механизмам реализации.

      Исследование  методологических основ эффективной  экономической политики государства потребовало рассмотрения следующих вопросов:  анализа диалектики общего и особенного, объективного и субъективного в экономической политике, осуществление научного обоснования экономической политики, разработки научных принципов и методов, на которых строится экономическая политика.

       Рис. 1. Государственная  экономическая политики и ее основные формы

      Эффективная политика может быть сформулирована и реализована только на основе надежной экономической теории, которая не всегда доступна политикам.

      Конкретные  рекомендации для экономической  политики государства этого направления сводятся к следующим:4

  • соблюдение  условия (правило монетаристов) – темпы роста предложения денег должны соответствовать темпам роста валового внутреннего продукта;
  • приватизация госсобственности;
  • сокращение доли государства в собственности, в перераспределении доходов и др.;
  • свободное ценообразование и образование доходов (заработной платы);
  • дебюрократизация деятельности государственных органов управления;
  • расширение хозяйственной самостоятельности предпринимателей;
  • создание условий для развития конкурентных сил;
  • снижение налогов на предпринимателей;
  • либерализация внешнеэкономических связей;
  • ограничение сферы предоставления социальных благ, так как это порождает иждивенчество, утрачиваются стимулы к предпринимательству и т.д.

      Эффективная экономическая политика государства должна основываться на использовании следующих принципов.

      Определяющим  принципом является эффективность государства. Сегодня акценты перемещаются с количественного аспекта государственного влияния на качественный. Важны не размеры государства и объем его вмешательства, а его результативность и степень отражения нужд населения. Государство находится в центре экономического и социального развития страны не только в качестве непосредственного источника роста, а как партнер, катализатор и помощник.

      Экономическая политика тем действеннее, чем в  большей степени отражает принцип согласования интересов субъектов экономических отношений. Нужно всегда стремиться находить творческий консенсус, сочетающий необходимое с возможным, примиряющий противоречащие интересы общества, разрешающий конфликты между кратко- и долгосрочными интересами специфических социальных групп, между потребностями государства и регионов, между налогоплательщиками и получателями средств из бюджета, между потребителями и производителями. В отличие от административно-командной системы, в условиях рыночных отношений главной задачей государства  является обеспечение сбалансированности всех групп экономических интересов на основе их компромисса.

      Принцип централизма. Успешное проведение экономической политики невозможно без централизации политической и экономической власти.

      Эффективность экономики и экономической политики непосредственно связана с формированием стабильной и предсказуемой институциональной среды. Поэтому и в экономической политике государства необходимо руководствоваться принципом стабильности и последовательности.

      Эффективность развития и функционирования транзитивной экономики зависит не только от стабильности, но и от гибкости экономической политики государства (принцип гибкости).

      Эффективная экономическая политика должна быть нацелена на эволюционные и последовательные экономические преобразования (принцип постепенности).

      Успешная реализация целей и задач экономической политики невозможна без вовлечения широких масс населения в экономические преобразования, опирающиеся на их насущные потребности и интересы (принцип добровольности). Административно-принудительные способы воздействия на хозяйствующие субъекты, за исключением случаев, когда инициатива «снизу» противоречит общенациональным интересам, должны быть исключены из арсенала экономической политики.

      Правильная  экономическая политика должна строиться  на едином для всех, нормативном принципе регулирования хозяйственных отношений. Это предполагает отказ государственных органов управления от предоставления льгот, преимуществ, покровительства каких-либо групповых интересов.

      При совершенствовании производственных отношений следует руководствоваться принципом прагматизма, здравого смысла. Чтобы обеспечить положительные результаты, политика должна основываться на стратегическом видении и в то же время быть свободной от иллюзий, ставить и достигать разумные, достижимые цели.

      Большое значение для формирования эффективной экономической политики в современных условиях имеет реализация принципа «прозрачности» во взаимоотношениях государственных структур, субъектов хозяйствования и общества.

      Принцип научности экономической политики предполагает всемерное использование достижений мировой и отечественной экономической науки и практики. Степень научности политики непосредственно зависит и от последовательной реализации рассмотренных научных принципов. В любой стране комплексное использование научных принципов является объективной необходимостью, хотя роль и значение отдельных принципов могут быть различными.

 

Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России

2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность

    В самом начале реформ – уже в 1992 г. – было ясно, пожалуй, только одно: надо уходить от командно-административной системы управления национальным хозяйством. Но какой тип макрорегулятора выбрать? По этому поводу у государственных деятелей России не было единства и согласия.

    Выбор был сделан российским правительством в пользу самого быстрого перехода от одной крайности (командной системы) к другой (либеральной рыночной экономике). Реформаторы обосновали свой выбор, исходя из классической либеральной и неоклассической модели рыночного саморегулирования. Весь расчет строился на том, что так называемая невидимая рука – свободный рынок – возьмет на себя все бремя хозяйственного механизма.

    Однако  хорошо известно, что в 1992 году в нашей стране появились лишь первые зачатки рыночных отношений, не принявших цивилизованную форму. Что касается конкурентного рынка, способного регулировать хозяйственные связи, то он появится, по-видимому, не скоро.

    В 1993 году российское правительство признало ошибочным применение классической и неоклассической концепции регулирования экономики. Этим самым оно сделало вывод о том, что вмешательство государства должно присутствовать.

    Было  разработано несколько таких  программ. И все они были рассмотрены на заседаниях правительства. Однако применение этих программ на практике вызвало много споров и ошибок.

    Важнейшей проблемой преобразования системы  управления стала задача создать  российскую модель экономики, которая, по замыслу правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни и наличие социальной ориентации экономики.

       Нынешняя  ситуация в российской экономике  по большому счету представляет собой  результат действия двух сил: 1) относительно благоприятных объективных условий, в которых она находится в последние годы, и 2) экономической политики правительства.

       Первая  из них, то есть сравнительно благоприятные  объективные условия, нашла свое выражение в том, что:5

       во-первых, цены на основные экспортные товары, прежде всего на нефть и газ, все эти годы держались на приемлемом для наших экспортеров, а в течение значительного времени – на чрезвычайно высоком уровне;

       во-вторых, политическое урегулирование проблемы внутренней и внешней задолженности в результате дефолта 1998 г. и соглашений с Лондонским и Парижским клубами позволило нормализовать обслуживание и погашение государственного долга и в целом облегчить связанное с этим процессом финансовое бремя;

       в-третьих, приход в Кремль нового президента, который, по крайней мере в первые годы своего президентства, был позитивно воспринят протестно настроенной частью общества, позволил правительству сократить бюджетные расходы, не связанные с обслуживанием государственного долга, как в реальном выражении, так и в пропорции к ВВП.

       Принято считать, что макроэкономическая политика в сегодняшней России является в  целом адекватной существующим условиям и способствует экономическому росту. Подобный взгляд разделяют в том  числе и многие западные аналитики – в последнее время лестные оценки этой политики высказывают представители и МВФ, и международных рейтинговых агентств.

       Это справедливо, но лишь отчасти. Действительно, макроэкономическая политика в ее привычном  понимании сегодня осуществляется в целом компетентно и не содержит явных дестабилизирующих элементов.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности