Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью работы является сравнительный анализ эффективности макроэкономической политики в российской федерации.
В соответствии с названной целью в были поставлены следующие основные задачи:
1. определение соответствия существующих концепций макроэкономического равновесия особенностям современных макроэкономических систем;
2. анализ взглядов на эффективность государственной политики и критерии ее эффективности;
3. исследование процесса установления макроравновесия в открытой экономической системе;
Введение 3
Глава 1. Макроэкономическая политика: понятие и критерии эффективности 5
1.1 Основные модели макроэкономического равновесия 5
1.2. Экономическая политика государства: понятие, формы, критерии эффективности 12
Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России 16
2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность 16
2.2. Российская экономика: проблемы и факторы роста 20
2.3. Направления совершенствования макроэкономической политики российского государства 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
В качестве эффективного инструмента монетарной политики в нынешней ситуации может служить рефинансирование в иностранной валюте Банком России валютных кредитов, предоставляемых коммерческими банками экспортерам под залог валютных обязательств последних.
В последние десятилетия многие экономисты обращают внимание на то, что в процессе регулирования деловой активности большое внимание должно быть уделено совокупному предложению. Но независимо от того, чему отдают предпочтение экономисты и политики, осуществляющие на практике стабилизационные программы - совокупному спросу или совокупному предложению, сложнейшей является проблема лагов. Действительно, о том, что в экономике началась рецессия или пройдена точка «дна», правительство узнаёт с определенным запозданием. Так, по данным NBER, о фазе «дна» В марте 1991 г. было объявлено лишь 22 декабря 1992 г., а о мартовском «пике» 2001 г. было объявлено 26 ноября 2001 г.14
Предельно упрощая, проблему лагов можно объяснить так: удается ли правительству стимулировать экономику именно в той фазе цикла, когда наступил спад, и сдерживать - точно в период «перегрева» деловой активности? Можно сравнить стабилизационную политику со стрельбой по движущейся мишени: объект правительственного воздействия «мишень» - экономика страны) все время находится в движении, и есть большая опасность промахнуться и не сделать точного выстрела. А если так, то все меры стабилизационной политики окажутся бесполезными или даже вредными. Дискуссии по поводу эффективности антициклической политики государства ведутся экономистами вплоть до настоящего времени.
Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на все сложности, стабилизационная политика осуществляется во всех странах рыночной экономики, имея при этом, естественно, свои отличия, связанные с тем, что принято называть «национальной моделью экономики». Поэтому не может быть универсальных методов проведения стабилизационной политики. Однако знание основных закономерностей циклического развития экономики - совершенно необходимая предпосылка осуществления эффективной макроэкономической политики правительства в любой стране.
Развитие мировой финансовой системы в целом идет крайне противоречиво. Увеличение движения товаров и капитала между странами в условиях глобальной экономики может, как способствовать более эффективному развитию национальной экономики, так и привнести в национальную экономическую среду больший риск. Возможность быстро перемещать потоки товаров, услуг и капитала (в частности, так называемые, "горячие деньги") приводит к тому, что многократно возрастает вероятность кризисных явлений. Усиливающаяся взаимосвязь стран приводит к тому, что кризисные явления в одной из них могут достаточно быстро перекинуться на другую. Это подтверждает ряд серьезных финансовых кризисов 1990-х годов, которые поразили страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Россию, и, несомненно, повлияли на экономическое положение всех стран мира.
Характерной особенностью этих кризисов явилось не только то, что все они произошли в развивающихся странах или странах с переходной экономикой и относятся к разряду финансовых. Упомянутые финансовые кризисы примечательны и тем, что они разразились неожиданно. Основные макроэкономические показатели (так называемые fundamentals ) этих стран перед кризисом не предвещали нестабильности. Все это наводит на мысль о несостоятельности существующей системы показателей для оценки экономического состояния страны.
По
мнению многих ведущих экономистов,
основные причины этих кризисов связаны
с неэффективной
В этой ситуации становится актуальным пересмотр существующих представлений о макроэкономическом равновесии, об особенностях его установления, а также о целях и инструментах экономической политики, применимых к открытым экономическим системам. Несомненно, что принципиально важным решение этого вопроса является для стран с переходной экономикой, и в первую очередь, для России.