Сравнительный анализ эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является сравнительный анализ эффективности макроэкономической политики в российской федерации.
В соответствии с названной целью в были поставлены следующие основные задачи:
1. определение соответствия существующих концепций макроэкономического равновесия особенностям современных макроэкономических систем;
2. анализ взглядов на эффективность государственной политики и критерии ее эффективности;
3. исследование процесса установления макроравновесия в открытой экономической системе;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Макроэкономическая политика: понятие и критерии эффективности 5
1.1 Основные модели макроэкономического равновесия 5
1.2. Экономическая политика государства: понятие, формы, критерии эффективности 12
Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России 16
2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность 16
2.2. Российская экономика: проблемы и факторы роста 20
2.3. Направления совершенствования макроэкономической политики российского государства 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Сравнит. анализ эффективности макроэкономич политики государ.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

      Анализ  итогов развития российской экономики  за последние годы позволил сделать следующие выводы.

      После кризиса в августе 1998 г.  экономическая  и финансовая ситуация в стране в  целом  улучшилась. Наблюдается рост ВВП, промышленного производства, сферы услуг, стабилизировался курс рубля, достигнуто устойчивое положительное сальдо торгового и платежного баланса, госбюджета,  растут золотовалютные запасы.

      Кризисные проявления сохраняются в инвестиционной сфере российской экономики. Инвестиции в основной капитал лишь незначительно опережают темпы роста ВВП.

      Высокий уровень и резкое колебание цен, ставок рефинансирования и, соответственно, процентных ставок по кредитам снижают  заинтересованность предприятий в  привлечения кредитных ресурсов. Следствием этого становится сокращение спроса на инвестиционном рынке, что свидетельствует о подавленном интересе хозяйствующих субъектов к расширению производства.

      Высокие темпы роста денежной массы в  обращении, огромный объем профицита госбюджета и стабилизационного фонда, необходимость реализации национальных проектов создают реальную угрозу «раскручивания инфляции».

      Таким образом, неустойчивый характер развития российской экономики объясняется  недостаточностью спроса на инвестиционные товары. Низкая инвестиционная активность, в свою очередь, обусловлена тем, что ожидаемая норма прибыли (так называемая предельная эффективность капитала) неизменно оказывалась ниже долгосрочной нормы процента на рынке заемных средств. Снизить же норму ссудного процента до приемлемого уровня невозможно в условиях непрерывного роста цен.

      Поэтому главной проблемой выступает  инфляция. Высокая инфляция вынуждает  всех производителей и потребителей жить текущими интересами, обесценивает сбережения и накопления. Чтобы целенаправленно действовать в направлении ограничения инфляционных процессов, нужно воздействовать на все ее источники и  причины.

 

      2.3. Направления совершенствования макроэкономической политики российского государства

      Важнейшей задачей любого правительства является поддержание макроэкономической стабильности и сглаживание колебаний конъюнктуры. К сожалению, в нашей стране стабильность зачастую понимается как бездействие, а важнейшие рычаги макроэкономического регулирования не используются или даже дестимулируют экономическую активность. В результате в экономике сложились не только значительные макроэкономические перекосы, но и институциональные и структурные деформации. Наиболее существенные несоответствия наблюдаются:10

      • между финансовыми ресурсами государства и его обязательствами;

      • между уровнем налоговых изъятий, с одной стороны, и объемом  и качеством предоставления услуг  государственным сектором - с другой;

      • между возможностями и объемом  текущих сбережений и возможностями  инвестирования;

      • между потребностями экономики  в кредитных ресурсах и возможностями  финансового сектора их предоставить.

      На  основе проведенного анализа в качестве основных национальных приоритетов  по степени значимости в современных  условиях определены:

      1. Стабилизация цен, национальной валюты и финансового рынка. Темпы роста цен не должны превышать 3-5% в год.

      2. Важнейшим фактором поддержания высоких и устойчивых темпов роста является  правильная инвестиционная политика государства.

      3. По расчетам специалистов, в большинстве отраслей и сфер российской экономики удельные (на единицу продукции) расходы материальных и энергетических ресурсов были в 1,5-2,5 раза выше, чем в экономически развитых странах. В такой ситуации отечественная продукция становится не конкурентоспособной на внешнем рынке. Поэтому объективно необходима разработка и эффективная реализация национальной программы экономии материальных и энергоресурсов (программы энергосбережения уже давно приняты на федеральном и региональном уровнях, но они лишь декларируют намерения государства и пока никак не влияют на реальное улучшение дел в рассматриваемой области).

      В современных условиях все возрастающее влияние на развитие национальной экономики оказывает мировой рынок и глобализация мирового экономического пространства. В странах с экономикой, ориентированной на знания, повышение производительности труда и создание инновационных технологий является результатом фундаментальных и прикладных научных исследований. Поэтому в современных условиях возрастает значимость инвестиций в человеческий капитал  (которые включают расходы на образование, поддержание здоровья,  трудовую миграцию).

      Государственная поддержка и развитие образования является важнейшей задачей социальной политики государства. В перспективе именно сфера образования обеспечит формирование и реализацию сравнительных преимуществ российской экономики, не связанных с топливно-сырьевой ориентацией, а также поддержание обороноспособности России. Социальная значимость системы образования делает объективно необходимым существенное увеличение ее финансирования со стороны государства.

      Только крупный бизнес может обеспечить вхождение России в мировое экономическое пространство, завоевав на глобальном рынке заметные позиции. Поэтому необходима разработка и реализация стратегии, ориентированной на создание мощной корпоративной основы экономики. Корпоративные отраслевые и межотраслевые диверсифицированные объединения должны стать главными проводниками российской промышленной политики и способствовать достижению стратегических целей экономики.

      Стратегической целью макроэкономической политики является устранение указанных структурных перекосов. Для этого необходимы:

      • налоговая реформа;

      • увеличение прозрачности, ответственности  и эффективности бюджетной политики;

      • переход к активной денежно-кредитной  политике;

      • санация и реструктуризация банковской системы.

      В отношении налогов рекомендуется  принять следующие меры: 11

      1. Провести максимальную легализацию теневых оборотов. Снизить единый социальный налог для вывода зарплаты из «тени», облегчить переход на регрессивные ставки (20% и 10%). Отменить налог на рекламу как плохо собираемый и способствующий уходу рекламного бизнеса в «тeнь». Отменить обложение стоимости квартир, превышающей оценку БТИ, которое немало способствует серому обороту и криминализации рынка недвижимости.

      2. Разрешить включать все производственные затраты в себестоимость: реклама, научные работы, инвестиции, страхование, повышение квалификации, образование и профилактика заболеваний сотрудников и т.д.

      3. Обеспечить защиту прав налогоплательщика:  упростить налоговые декларации, сделать закрытым перечень по источникам подоходного налога, более четко прописать права граждан на налоговые вычеты, ввести пеша за задержки с возвратом экспортного НДС и невозврат переплаченных налогов после решения суда.

      4. Снизить и оnтимизировать обложение малого бизнеса.

      5. Ликвидировать практику двойного налогообложения.

      6. Повысить роль налогообложения недвижимости: заменить 3 налога (на имущество физических, юридических лиц и на землю) единым налогом на недвижимость.

      Для усиления прозрачности и предсказуемости бюджетной политики предлагается:

      • завершить перевод бюджетов всех уровней на казначейское исполнение и ввести обязательность публикации бюджетной отчетности;

      • завершить Консолидацию всех внебюджетных фондов в соответствующие бюджеты;

      • включить в бюджет в качестве составной  части перспективный финансовый план на 5-1О лет для придания стабильности бюджетному процессу;

      • максимально раскрыть информацию по видам доходов и расходов бюджета;

      • ввести исчерпывающий перечень расходов из резервных фондов бюджетов всех уровней, упразднить резервный фонд президента (ввиду его функциональной неопределенности), запретить создание резервных фондов депутатов;

      • ужесточить условия перераспределения бюджетных ассигнований распорядителем бюджетных средств между конечными получателями;

      • сократить возможности правительства  по манипулированию дополнительными  доходами.

    Как следует проводить монетарную политику, чтобы она действительно содействовала достижению поставленных целей в тех случаях, когда ей это под силу?

    «Первая рекомендация заключается в том, что финансовые органы должны следить  за теми параметрами, которые они  могут контролировать, а не за теми, которые им неподвластны. Если власти принимают во внимание величину учётной ставки или уровень текущей безработицы, то они все равно собьются с курса. Среди различных параметров, которые они способны контролировать, наиболее привлекательны в качестве ориентиров обменный курс, уровень цен, задаваемый тем или иным индексом, и общее количество денег – наличность плюс бессрочные депозиты, или эта сумма, увеличенная на величину срочных депозитов, или какой-то ещё более широкий денежный агрегат.

    Среди трех названных показателей уровень цен по праву является самым важным. Связь между действиями финансовых органов и уровнем цен, а она, несомненно, всегда имеет место, является более опосредованной, чем связь их политики с любым денежным агрегатом.

    Вторая  рекомендация – избегать резких движений при проведении монетарной политики. Общество должно приспособиться к некоторому постоянному темпу роста денежного агрегата. Рекомендуется 3-5%-й рост суммы наличности и всех коммерческих депозитов.

    Строго  выдерживая принятый курс, финансовые органы делают лучшее, то они могут, для поддержания экономической стабильности. Если это курс на постоянный, но умеренный рост денежной массы, то это надёжная гарантия отсутствия как инфляции, так и дефляции цен. Иные силы, разумеется, могут воздействовать на экономические процессы, но постоянный рост денежной массы обеспечит благоприятную обстановку».12

    С 1999 г. Банк России придерживается политики таргетирования обменного курса  рубля. Однако основной недостаток политики таргетирования обменного курса сохраняется: внутренняя денежно-кредитная политика является независимой и в значительной степени определяется динамикой цен на нефть и другие основные товары российского экспорта. 13

    В связи с этим представляется необходимым  проводить политику, направленную на развитие финансовых рынков, что позволит расширить возможности Банка России по проведению операций стерилизации денежных потоков из-за рубежа. Вместе с тем в среднесрочной перспективе желательно добиваться постепенного повышения реального курса рубля.

    Вопрос  об усилении действия монетарной политики в реальном секторе экономики  по-прежнему остаётся дискуссионным. Традиционно  Банк России оценивает эффективность  своей политики через призму монетарного  фактора. Устойчивое снижение инфляции действительно способствуют созданию благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Однако это не исчерпывает всего спектра функций денежно-кредитной системы. Перед монетарной политикой стоит и другая важная задача – содействовать экономическому росту, поддерживать уровень занятости населения. Денежно-кредитная система представляет собой один из институциональных механизмов, обеспечивающих функционирование реального сектора.

    Тем не менее сопоставление альтернативных промежуточных целей ДКП показывает, что сохранение политики таргетирования обменного курса является наиболее предпочтительным вариантом в настоящих условиях. В краткосрочном периоде это позволяет накапливать золотовалютные резервы и не допускать резкого роста реального курса национальной валюты. В частности, переход к таргетированию денежных агрегатов или инфляции, особенно в условиях значительных структурных сдвигов в относительных ценах, способны привести УК ускоренному удорожанию рубля и резкому сокращению предложения денег в экономике.

    Как отмечалось выше, предлагаемые Банком России инструменты денежно-кредитной  политики не обеспечивают  условий  для достижения целей в реальном диапазоне сценариев социально-экономического развития России в зависимости от изменения внутренних и внешних факторов.

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности