Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью работы является сравнительный анализ эффективности макроэкономической политики в российской федерации.
В соответствии с названной целью в были поставлены следующие основные задачи:
1. определение соответствия существующих концепций макроэкономического равновесия особенностям современных макроэкономических систем;
2. анализ взглядов на эффективность государственной политики и критерии ее эффективности;
3. исследование процесса установления макроравновесия в открытой экономической системе;
Введение 3
Глава 1. Макроэкономическая политика: понятие и критерии эффективности 5
1.1 Основные модели макроэкономического равновесия 5
1.2. Экономическая политика государства: понятие, формы, критерии эффективности 12
Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России 16
2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность 16
2.2. Российская экономика: проблемы и факторы роста 20
2.3. Направления совершенствования макроэкономической политики российского государства 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Вместе с тем надо иметь в виду следующее:
1.
Возможности
2.
Современная теория и практика
макроэкономического
3. То же следует сказать и об экономиках с преобладанием сырьевого сектора: инструменты макроэкономического регулирования не могут эффективно работать в хозяйстве, основу которого составляет небольшое число крупных сырьедобывающих экспортеров.
Россия развивается в условиях все большей внешней открытости экономики и финансовой сферы, усиления конкуренции с иностранными банками, увеличения трансграничных переливов денег.
Очевидно,
что решение столь сложных
задач в настоящей
Из вышеизложенного следует вывод: признавая важность всего арсенала инструментов рыночного макроэкономического регулирования (прежде всего посредством мер кредитно-денежного регулирования), мы должны понимать, что они являются эффективными и действенными лишь при определенных условиях. Главные из них: развитая и диверсифицированная экономическая структура с большим количеством конкурентных эффективных фирм-производителей; наличие мощного финансового сектора и развитых финансовых рынков, а также эффективно выполняющих свои функции административных институтов. Чем хуже выполняются названные условия, тем меньше эффекта от методов косвенного регулирования. Соответственно, мы имеем слаборазвитую экономику; сырьевую экономику; экономику, в которой доминируют крупные монополии, которая в целом мало поддается их воздействию, а стимулирующий эффект от этих мер в такого рода экономике крайне слаб. Это вовсе не означает, что макроэкономическая политика в такой экономике не нужна – напротив, она, безусловно, необходима, но, во-первых, ей нужен особый инструментарий, учитывающий состояние ее производственной и институциональной базы, и, во-вторых, она может сыграть лишь вспомогательную роль благоприятствующего условия. Источником подлинного роста и развития и толчком к нему здесь должны быть меры иного характера – меры, которые воздействуют на хозяйствующие субъекты не такими продвинутыми инструментами, как, например, снижение ставки рефинансирования, а более определенно и непосредственно.
Российская экономика в конце ХХ и начале ХХI веков переживает один из наиболее драматичных периодов своего становления. Это связано с тем, что применявшиеся в стране на протяжении почти 70 лет командно-административные методы управления экономикой к концу 80-х годов ХХ в. привели к чрезвычайному отставанию российского производства от роста общественных потребностей.
После кризиса в 1999-2001 годах Россия демонстрировала сравнительно высокие темпы роста. За эти три года ВВП вырос на 20% и в 2001 году составил примерно 72 % уровня 1990 года против максимальной точки падения 60% в 1998-м.
Главный фактор этих Позитивных изменений - рыночные реформы, проводившиеся с 1988 года и особенно в 1992-1993 годах. Теоретически с самого начала было ясно, что эти реформы должны вывести страну из тупика плановой экономики и обеспечить экономический рост на принципиально новой основе. Несмотря на неоднократные срывы и значительные потери, в конечном итоге так оно и вышло.
Обычно для объяснения роста в эти годы упоминаются факторы· иного рода - девальвация рубля, высокие цены на нефть и другие товары российского экспорта, рост внутреннего спроса, особенно заметный в 2001 году. И это тоже правильно.
Однако,
чтобы эти факторы могли
В эти годы практически были решены проблемы неплатежей и бартера, выросла монетизация экономики - она стала реально денежной. Это позволило увеличить сбор налогов и сбалансировать бюджет. Большую роль в этом сыграло увеличение поступлений валютной выручки, рост рублевой денежной базы и валютных резервов. Инфляция при этом оказалась в допустимых пределах: в 2000 году - 20,2% при росте денежной массы на 62%.
Рост внутреннего спроса, если ему удастся придать устойчивость, будет означать, что мотор российской экономики завелся.
Важную роль для экономики играли позитивные ожидания деловых кругов и населения, связанные с политической стабилизацией после избрания Президентом В.В. Путина и с проводимым им курсом продолжения либеральных реформ. Они составляют основу для становления свободной рыночной экономики и будущего процветания страны.7
Пока Россия переживала острейший трансформационный кризис, в мировой экономике происходил беспрецедентный рост, опиравшийся В частности на Интернет и в целом на информационно-коммyниKaциoннyю революцию. После такого бума должна была наступить по меньшей мере " коррекция. 11 сентября 2001 года подтолкнуло события" и мировой экономический кризис - в лучшем случае, рецессия - стал фактом.
Переход к рыночной экономике в промышленности, завершился, если понимать под ним процесс адаптации предприятий к рыночным условиям. Но процесс модернизации, если связывать его с обновлением и приращением основного капитала, делает только первые шаги.
Таблица 1. Некоторые показатели, характеризующие структуру российской промышленности. 8
Для нас мировой кризис опасен прежде всего сокращением спроса на товары российского экспорта, соответственным снижением цен и доходов. Это, естественно, может сбить с ритма начавшийся экономический подъем. Центральный вопрос - цены на нефть.
Сейчас, как представляется, можно рассчитывать на относительно либеральную политику, на модернизацию снизу. Это единственно разумный и перспективный курс для страны. Но надо иметь в виду, что все указанные задачи, включая структурные сдвиги, придется решать в рамках ограничений, налагаемых ЭТИМ курсом.
Как
бы ни осуществлялась модернизация экономики,
она нуждается в крупных
Эти оценки сделаны по предположениям, что в десяти значимых отраслях будут внедрены новые технологии (например, непpepыBHaя разливка стали в металлургии, производство цемента только сухим способом, замещение в розничной торговле мелкооптовых рынков супер- и гипермаркетами), а также что реализация таких проектов репрезентативна для всей Российской экономики. Заметим, что в 2000 году инвестиции в основной капитал у нас составили более 40 млрд. долл., из них половина - в топливно-энергетическом комплексе.
Другие оценки сделаны в Министерстве экономики в 1997 году при предположении, что за предстоящие 20-25 лет предстоит обновить весь парк оборудования. Эти оценки определяют потребность в инвестициях на данный срок в 1,5-1,8 трлн. долл. Вероятно, они преувеличены, если учеcть изменение эффективности инвестиций в процессе модернизации.9
Какие же оценки вернее?
Когда говорят об избыточных неэффективных инвестициях, нужно иметь в виду, что в 1991-1998 годах в основном произошла смена инвестиционных режимов: от советского (большие объемы, низкая отдача) к рыночному (низкие объемы, высокая отдача), хотя, конечно, резервы повышения эффективности еще очень велики. Сам факт незначительности объемов частных инвестиций говорит о том, что отношение к инвестированию резко изменилось.
Можно спорить о том, какие конкретные суммы годовых инвестиций нам необходимы. Эти споры тем более безвредны, что решения об инвестициях в основном принимает не государство. Но представляется очевидным, что без значительного увеличения инвестиций в основной капитал возможности поддержания роста на существующих мощностях практически исчерпаны: даже оптимистические оценки не превышают 8-12%.
Отсюда,
исходя из сложившейся в стране ситуации,
можно полагать, что основная задача,
которую следует сегодня
И значит, в России сегодня нужно повышать результативность или эффективность (лат. еffесtиs - результат) производства не в каком-то отдельном секторе, а в целом, в общегосударственном масштабе.
Что
можно предпринять российскому
правительству в так
Вместе с тем у любого Производителя есть две возможность увеличения дохода: повышать цены, не повышая качественных и количественных параметров производства, или же их увеличивать, но сдерживая или Снижая при этом долю издержки производства в цене продуктов и услуг.
Спад, а скорее слишком длительное отсутствие обнадеживающих примеров подъема производства в стране, есть следствие не столько внутренних, исторически сложившихся обстоятельств, сколько результат назревшего в мире и затрагивающего в той ИЛИ иной мере интересы многих, и в том числе достаточно развитых, стран противоречия между необходимостью и все возрастающей невозможностью выполнения производством в этих странах своего прямого назначения - всестороннего удовлетворения и развития общественных потребностей. (таблица 1).
В
работе отмечена неправомерность
При всей неоднозначности результатов реформ нельзя не указать на следующие позитивные итоги:
- в стране сформировался класс собственников;
-
произошло распределение и
-
возникло большое число
-
создана конкурентная среда во
многих сферах народного
- рынок продавца уступил место рынку покупателя;
-
возникают черты нового
Таким образом, в ходе реформы (1991-1998 гг.) произошли коренные и необратимые преобразования в экономическом базисе, хозяйственном механизме и общественном сознании людей.
1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |
Индекс ВВП, в % к предыдущему году | 106,3 |
110,0 |
105,1 |
104,7 |
107,4 |
107,2 |
106,4 |
Инвестиции в основной капитал, в % к предыдущему году | 117,4 |
110,0 |
102,8 |
112,5 |
111,7 |
110,7 | |
Ставка рефинансирования, % | 55 | 33 | 25 | 25 | 18 | 14 | 12 |
Средняя ставка по банковским кредитам предприятиям и организациям, % | 32,1 |
18,1 |
17,0 |
14,9 |
12,4 |
10,4 |
11,0 |
Индекс цен на промышленную продукцию, в % к предыдущему году | 176,0 |
131,9 |
108,3 |
117,7 |
112,5 |
128,8 |
113,4 |
Индексы
цен и тарифов на топливно-энергетические
ресурсы:
электроэнергию; теплоэнергию; нефть; бензин; газ естественный |
|
142,9 136,4 166,5 137,7 126,6 |
131,5 117,9 70,8 86,3 122,5 |
123,3 126,2 132,7 97,8 139,9 |
107,0 111,8 137,3 119,1 122,6 |
112,2 109,7 94,3 135,5 121,9 |
109,9 118,2 144,4 116,9 119,1 |
Индекс потребительских цен, в % к предыдущему году | 136,5 |
120,2 |
118,6 |
115,1 |
112,0 |
111,7 |
110,9 |
Индекс денежной массы, в % к предыдущему году | 157,5 | 161,5 | 139,7 | 132,4 | 150,5 | 135,8 | 138,6 |
Уровень рентабельности в промышленности, % | 25,5 |
24,7 |
18,5 |
14,4 |
12,8 |
17,2 |
18,8 |
Дефицит (-), профицит (+) госбюджета млрд руб. | - 56,6 |
173,5 |
265,0 |
156,2 |
211,6 |
760,2 |
1670,2 |
Стабилизационный фонд, млрд руб. | 500,0 |