Сравнительный анализ эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является сравнительный анализ эффективности макроэкономической политики в российской федерации.
В соответствии с названной целью в были поставлены следующие основные задачи:
1. определение соответствия существующих концепций макроэкономического равновесия особенностям современных макроэкономических систем;
2. анализ взглядов на эффективность государственной политики и критерии ее эффективности;
3. исследование процесса установления макроравновесия в открытой экономической системе;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Макроэкономическая политика: понятие и критерии эффективности 5
1.1 Основные модели макроэкономического равновесия 5
1.2. Экономическая политика государства: понятие, формы, критерии эффективности 12
Глава 2 Анализ состояния макроэкономического равновесия и эффективности экономической политики на примере России 16
2.1. Макроэкономическая политика в России и её эффективность 16
2.2. Российская экономика: проблемы и факторы роста 20
2.3. Направления совершенствования макроэкономической политики российского государства 27
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Сравнит. анализ эффективности макроэкономич политики государ.doc

— 343.50 Кб (Скачать документ)

       Вместе  с тем надо иметь в виду следующее:

       1. Возможности макроэкономического  регулирования методами кредитно-денежной и валютной политики в принципе ограничены. Поддержание макроэкономического равновесия и благоприятных условий для производственного и инвестиционного планирования способствует экономическому росту, но не порождает его, тем более – автоматически. Главные условия роста – это, во-первых, наличие пригодных для использования ресурсов и, во-вторых, эффективных хозяйствующих субъектов, способных эти ресурсы использовать.

       2. Современная теория и практика  макроэкономического регулирования методами кредитно-денежной, валютной и отчасти фискальной политики подразумевают (часто просто по умолчанию) такую предпосылку, как наличие развитой рыночной экономики, большое количество эффективных производителей и сеть высокоразвитых экономических и общественных институтов.

       3. То же следует сказать и  об экономиках с преобладанием  сырьевого сектора: инструменты макроэкономического регулирования не могут эффективно работать в хозяйстве, основу которого составляет небольшое число крупных сырьедобывающих экспортеров.

       Россия  развивается в условиях все большей внешней открытости экономики и финансовой сферы, усиления конкуренции с иностранными банками, увеличения трансграничных переливов денег.

       Очевидно, что решение столь сложных  задач в настоящей высококонкурентной среде требует создания антикризисных механизмов, координации всех имеющихся экономических методов и рычагов, их эффективного использования.6

       Из  вышеизложенного следует вывод: признавая важность всего арсенала инструментов рыночного макроэкономического  регулирования (прежде всего посредством мер кредитно-денежного регулирования), мы должны понимать, что они являются эффективными и действенными лишь при определенных условиях. Главные из них: развитая и диверсифицированная экономическая структура с большим количеством конкурентных эффективных фирм-производителей; наличие мощного финансового сектора и развитых финансовых рынков, а также эффективно выполняющих свои функции административных институтов. Чем хуже выполняются названные условия, тем меньше эффекта от методов косвенного регулирования. Соответственно, мы имеем слаборазвитую экономику; сырьевую экономику; экономику, в которой доминируют крупные монополии, которая в целом мало поддается их воздействию, а стимулирующий эффект от этих мер в такого рода экономике крайне слаб. Это вовсе не означает, что макроэкономическая политика в такой экономике не нужна – напротив, она, безусловно, необходима, но, во-первых, ей нужен особый инструментарий, учитывающий состояние ее производственной и институциональной базы, и, во-вторых, она может сыграть лишь вспомогательную роль благоприятствующего условия. Источником подлинного роста и развития и толчком к нему здесь должны быть меры иного характера – меры, которые воздействуют на хозяйствующие субъекты не такими продвинутыми инструментами, как, например, снижение ставки рефинансирования, а более определенно и непосредственно.

 

      2.2. Российская экономика: проблемы и факторы роста

      Российская  экономика в конце ХХ и начале ХХI веков переживает один из наиболее драматичных периодов своего становления. Это связано с тем, что применявшиеся в стране на протяжении почти 70 лет командно-административные методы управления экономикой к концу 80-х годов ХХ в. привели к чрезвычайному отставанию российского производства от роста общественных потребностей.

      После кризиса в 1999-2001 годах Россия демонстрировала  сравнительно высокие темпы роста. За эти три года ВВП вырос на 20% и в 2001 году составил примерно 72 % уровня 1990 года против максимальной точки  падения 60% в 1998-м.

      Главный фактор этих Позитивных изменений - рыночные реформы, проводившиеся с 1988 года и  особенно в 1992-1993 годах. Теоретически с  самого начала было ясно, что эти  реформы должны вывести страну из тупика плановой экономики и обеспечить экономический рост на принципиально новой основе. Несмотря на неоднократные срывы и значительные потери, в конечном итоге так оно и вышло.

      Обычно  для объяснения роста в эти  годы упоминаются факторы· иного  рода - девальвация рубля, высокие  цены на нефть и другие товары российского экспорта, рост внутреннего спроса, особенно заметный в 2001 году. И это тоже правильно.

      Однако, чтобы эти факторы могли сыграть  свою роль, нужна была экономика, способная  воспринимать сигналы рынка. Заметим, что самые высокие цены на нефть  были в 1983 году, но подъем советской экономики они обеспечить не смогли.

      В эти годы практически были решены проблемы неплатежей и бартера, выросла  монетизация экономики - она стала  реально денежной. Это позволило  увеличить сбор налогов и сбалансировать бюджет. Большую роль в этом сыграло увеличение поступлений валютной выручки, рост рублевой денежной базы и валютных резервов. Инфляция при этом оказалась в допустимых пределах: в 2000 году - 20,2% при росте денежной массы на 62%.

      Рост  внутреннего спроса, если ему удастся придать устойчивость, будет означать, что мотор российской экономики завелся.

      Важную  роль для экономики играли позитивные ожидания деловых кругов и населения, связанные с политической стабилизацией  после избрания Президентом В.В. Путина и с проводимым им курсом продолжения либеральных реформ. Они составляют основу для становления свободной рыночной экономики и будущего процветания страны.7

      Пока  Россия переживала острейший трансформационный  кризис, в мировой экономике происходил беспрецедентный рост, опиравшийся В частности на Интернет и в целом на информационно-коммyниKaциoннyю революцию. После такого бума должна была наступить по меньшей мере " коррекция. 11 сентября 2001 года подтолкнуло события" и мировой экономический кризис - в лучшем случае, рецессия - стал фактом.

      Переход к рыночной экономике в промышленности, завершился, если понимать под ним  процесс адаптации предприятий  к рыночным условиям. Но процесс  модернизации, если связывать его  с обновлением и приращением  основного капитала, делает только первые шаги.

      Таблица 1. Некоторые показатели, характеризующие структуру российской промышленности. 8

      

      Для нас мировой кризис опасен прежде всего сокращением спроса на товары российского экспорта, соответственным  снижением цен и доходов. Это, естественно, может сбить с ритма начавшийся экономический подъем. Центральный вопрос - цены на нефть.

      Сейчас, как представляется, можно рассчитывать на относительно либеральную политику, на модернизацию снизу. Это единственно  разумный и перспективный курс для  страны. Но надо иметь в виду, что все указанные задачи, включая структурные сдвиги, придется решать в рамках ограничений, налагаемых ЭТИМ курсом.

      Как бы ни осуществлялась модернизация экономики, она нуждается в крупных инвестициях. Оценки расходятся. По расчетам Института Мак-Кинзи, России для повышения производительности вдвое за пять лет достаточно 15-20 млрд. долл.

      Эти оценки сделаны по предположениям, что в десяти значимых отраслях будут  внедрены новые технологии (например, непpepыBHaя разливка стали в металлургии, производство цемента только сухим способом, замещение в розничной торговле мелкооптовых рынков супер- и гипермаркетами), а также что реализация таких проектов репрезентативна для всей Российской экономики. Заметим, что в 2000 году инвестиции в основной капитал у нас составили более 40 млрд. долл., из них половина - в топливно-энергетическом комплексе.

      Другие  оценки сделаны в Министерстве экономики  в 1997 году при предположении, что  за предстоящие 20-25 лет предстоит  обновить весь парк оборудования. Эти оценки определяют потребность в инвестициях на данный срок в 1,5-1,8 трлн. долл. Вероятно, они преувеличены, если учеcть изменение эффективности инвестиций в процессе модернизации.9

      Какие же оценки вернее?

      Когда говорят об избыточных неэффективных инвестициях, нужно иметь в виду, что в 1991-1998 годах в основном произошла смена инвестиционных режимов: от советского (большие объемы, низкая отдача) к рыночному (низкие объемы, высокая отдача), хотя, конечно, резервы повышения эффективности еще очень велики. Сам факт незначительности объемов частных инвестиций говорит о том, что отношение к инвестированию резко изменилось.

      Можно спорить о том, какие конкретные суммы годовых инвестиций нам  необходимы. Эти споры тем более  безвредны, что решения об инвестициях в основном принимает не государство. Но представляется очевидным, что без значительного увеличения инвестиций в основной капитал возможности поддержания роста на существующих мощностях практически исчерпаны: даже оптимистические оценки не превышают 8-12%.

      Отсюда, исходя из сложившейся в стране ситуации, можно полагать, что основная задача, которую следует сегодня правительству  в России, - это создать организационные  условия для повышения эффективности, и значит, прежде всего качественности и доходности деятельности российских Экономически самостоятельных производств, одновременно создавая условия для повышения качественности и Экономичности функционирования служб российской общественной структуры.

      И значит, в России сегодня нужно  повышать результативность или эффективность (лат. еffесtиs - результат) производства не в каком-то отдельном секторе, а в целом, в общегосударственном масштабе.

      Что можно предпринять российскому  правительству в так нестандартной  ситуации? И можно ли было решать эту зада только путем отпуска цен (если вернуться к событиям 1992 года Жизнь показывает, что нет. Ибо освобождение цен в первую очередь освобождает лишь желание производителей получи больший доход.

      Вместе  с тем у любого Производителя  есть две возможность увеличения дохода: повышать цены, не повышая качественных и количественных параметров производства, или же их увеличивать, но сдерживая или Снижая при этом долю издержки производства в цене продуктов и услуг.

      Спад, а скорее слишком длительное отсутствие обнадеживающих примеров подъема производства в стране, есть следствие не столько внутренних, исторически сложившихся обстоятельств, сколько результат назревшего в мире и затрагивающего в той ИЛИ иной мере интересы многих, и в том числе достаточно развитых, стран противоречия между необходимостью и все возрастающей невозможностью выполнения производством в этих странах своего прямого назначения - всестороннего удовлетворения и развития общественных потребностей. (таблица 1).

      В работе отмечена неправомерность неконструктивной критики результатов реформирования российской экономики. В стране произошло значительное сокращение объемов производства, падение инвестиционной активности, снижение реального жизненного уровня население и др. Однако, достоверную картину результатов реформ дает лишь комплексная характеристика организационно - экономических, социальных, структурных и иных преобразований российской экономики.

      При всей неоднозначности результатов  реформ нельзя не указать на следующие позитивные итоги:

      - в стране сформировался класс собственников;

      - произошло распределение и первоначальное  закрепление прав собственности;

      - возникло большое число самостоятельных  рыночных субъектов;

      - создана конкурентная среда во  многих сферах народного хозяйства;

      - рынок продавца уступил место рынку покупателя;

      - возникают черты нового качества  экономического роста и др.

      Таким образом, в ходе реформы (1991-1998 гг.) произошли  коренные и необратимые преобразования в экономическом базисе, хозяйственном  механизме и общественном сознании людей.

     Таблица 2. Основные индексы и макроэкономические показатели развития экономики России в 1999-2005 гг.

  1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Индекс  ВВП, в % к предыдущему году  
106,3
 
110,0
 
105,1
 
104,7
 
107,4
 
107,2
 
106,4
Инвестиции  в основной капитал, в % к предыдущему году    
117,4
 
110,0
 
102,8
 
112,5
 
111,7
 
110,7
Ставка  рефинансирования, % 55 33 25 25 18 14 12
Средняя ставка по банковским кредитам предприятиям и организациям, %  
32,1
 
18,1
 
17,0
 
14,9
 
12,4
 
10,4
 
11,0
Индекс  цен на промышленную продукцию, в % к предыдущему году  
176,0
 
131,9
 
108,3
 
117,7
 
112,5
 
128,8
 
113,4
Индексы цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы:

электроэнергию;

теплоэнергию;

нефть;

бензин;

газ естественный

 
 
 
 
 
142,9

136,4

166,5

137,7

126,6

 
 
131,5

117,9

70,8

86,3

122,5

 
 
123,3

126,2

132,7

97,8

139,9

 
 
107,0

111,8

137,3

119,1

122,6

 
 
112,2

109,7

94,3

135,5

121,9

 
 
109,9

118,2

144,4

116,9

119,1

Индекс  потребительских цен,  в % к предыдущему  году  
136,5
 
120,2
 
118,6
 
115,1
 
112,0
 
111,7
 
110,9
Индекс  денежной массы, в % к предыдущему году 157,5 161,5 139,7 132,4 150,5 135,8 138,6
Уровень рентабельности в промышленности, %  
25,5
 
24,7
 
18,5
 
14,4
 
12,8
 
17,2
 
18,8
Дефицит (-), профицит (+) госбюджета млрд руб.  
- 56,6
 
173,5
 
265,0
 
156,2
 
211,6
 
760,2
 
1670,2
Стабилизационный  фонд, млрд руб.             500,0

Информация о работе Сравнительный анализ эффективности