Стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.

Содержание

Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44

Работа состоит из  1 файл

Стимулирование труда.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

   незанятого  населения.  Служба  занятости  и  соответствующие  органы  по

   подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных

   делений, анализа и  прогноза  занятости,  будут  определять  тематическую

   направленность  обучения,  перечень  учебных  заведений,  а  также  набор

   учебных  программ,  а  региональные  службы  занятости   -   рассчитывать

   потребность  в  учебных  местах,  заключать   договоры   и   обеспечивать

   соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на

   свободные учебные места, могут заключать  с  высвобожденными  работниками

   соглашения и направлять на профессиональную подготовку по  избранной  ими

   профессии.

6.  Оказание  услуг  в   профессиональной   ориентации   и   трудоустройстве

   высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

   В связи с этим необходима разработка  новой  концепции  развития  системы

   профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса

   различных  звеньев  этой  системы,  перспективы  развития  сети   центров

   профориентации и  психологической  поддержки.  Профориентационные  услуги

   должны  предоставляться  не  только  учащейся  молодежи,  но  и   рабочим

   гражданам,  желающим  сменить  профессию.  Это  требует   развитие   сети

   профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В  связи

   с новыми функциями  системы  профориентации  изменяются  и  требования  к

   работникам службы занятости. Сейчас  необходимы  специалисты  для  оценки

   ситуации в сфере занятости, прогноза  занятости,  разработки  программ  и

   организации общественных работ; по профессиональной ориентации  взрослого

   населения и организации профобучения  безработных,  финансовому  обучению

   занятости; инспекционной работе.

7. Регистрация безработных  и  оказание  им  в  пределах  своей  компетенции

   помощи;

   В  законе  определен  статус  безработного,  которым  является  вынуждено

   незанятый  человек,  по  отношению  к  которому  государство  не   смогло

   выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы.  Однако  не

   всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного

   и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства.  Для

   этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин  должен  быть

   трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе

   по какой-либо  профессии.  Если  профессии  нет,  то  он  обязан  пронять

   предложение   службы   занятости   о   предварительной   профессиональной

   подготовке. Во-вторых,  необходима  его  готовность  трудиться,  то  есть

   желание и обязанность принять предложение о подходящей работе.

8. Оплата стоимости  профессиональной  подготовки,  переподготовки  граждан,

   трудоустройство которых требует получение новой  профессии,  установление

   им на весь период обучения стипендии;

8. Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице  и

   приостановление выплаты этих пособий;

9. Подготовка предложений и заключений об  использовании  труда  иностранных

   рабочих, привлекаемых в РФ на основе  межправительственных  соглашений  и

   лицензий;

10. Разработка республиканских и региональных  программ  занятости,  включая

   финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных

   групп населения.

 

      Таким образом, функции Государственной  службы  занятости  значительно

расширились  по  сравнению   с   функциями   ранее   действовавшей   системы

трудоустройства населения.

      В 1996 г. службе  занятости  России  удалось  трудоустроить  2,3  млн.

человек. Если учесть, что в среднем за год  в  общероссийском  банке  данных

насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости  обратилось  5,3

млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

      Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям,

как  организация  и  проведение  общественных  работ,  а   также   временная

занятость подростков не была выполнена. В 1996 г.  на  общественных  работах

было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану.  Причина  -

дефицит средств в  ряде  центров  занятости,  что  существенно  скажется  на

реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства  подростков

в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо  предполагаемого  миллиона  обеспечить

работой удалось 850 тыс. человек. Связано это  как  с  нехваткой  средств  в

фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

      Несколько  лучше  ситуация  в  области  содействия   самозанятости   и

предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь  таковы:  с  1994

г. по июнь  1996  г.  более  7  тыс.  безработных  стали  владельцами  малых

предприятий или фермерских хозяйств,  в  которых  было  создано  более  20,4

рабочих   мест   для   безработных.    Индивидуальной    предпринимательской

деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

 

 

       3.2. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест

 

 

      Правительственная  программа  содействия  занятости  населения  должна

опираться  на  государственную  политику  занятости.  Согласно   российскому

закону о  занятости,  ее  главная  цель  заключается  в  содействии  полной,

продуктивной   и   свободно   избранной    занятости    путем    обеспечения

профессиональной  подготовки,  повышения   квалификации   и   переподготовки

высвобождаемых граждан,   сдерживания  массовой  долгосрочной  (хронической)

безработицы, повышения эффективности  государственной  службы  занятости   и

реализации  других  мер,  направленных  на  обеспечение  социальной   защиты

граждан на рынке труда.

      Формой реализации государственной политики занятости на  всех  уровнях

управления  являются  федеральная,  территориальные  и  местные  (городские,

районные) программы.

      Прежде чем оценивать эффективность федеральной  программы,  рассмотрим

мероприятия  по   содействию   занятости   населения.   Группа   мероприятий

«Государственное  регулирование,  обеспечивающее   сохранение   и   развитие

рабочих  мест»  опирается  на  целевые  программы   типа  «Электроэнергетика

Дальнего Востока на 1993-1995 гг.»,  «Наукоемкие  технологии  на  период  до

1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище  на  1993-1995  гг.  и  на

период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы   трудно  связывать  с

созданием новых рабочих мест,  к  тому  же  в  этих  программах  практически

отсутствуют данные об их количественных  и  качественных  изменениях.  Такой

учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не  только  в  этой

связи, а и в целях  отслеживания  движения  рабочих  мест  на  всех  стадиях

процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных   рабочих

мест, которые статистикой не разграничиваются.

      Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект,   но  в

региональных программах содействия занятости населения даже  не  упоминаются

федеральные и иные региональные  программы,   не  говоря  уже  об  отражении

показателей  движения  рабочих  мест.  Очевидно,  было   бы   целесообразнее

разрабатывать федеральные и региональные  программы содействия занятости  на

трехлетний период (по аналогии  с  программами  Правительства  РФ  «Развитие

реформ и стабилизация  российской экономики» в 1993-1995 гг.  и  «Реформы  и

развитие  российской экономики в 1995-1997 годах»)  и  с  учетом  параметров

важнейших  отраслевых,   межотраслевых,   региональных   и   межрегиональных

программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения  рабочих  мест  и

рабочей силы.

      В современных условиях  исходным  постулатом  стратегии  занятости   в

российском  обществе  должен  стать   принцип   достижения   и   поддержания

эффективной  занятости,  допускающий  безработицу  в  социально   приемлемых

пределах.  Реализации  этого  принципа  может   способствовать   оптимальное

сочетание экономической эффективности   и  социальных  результатов,  которое

будет различным в российских   регионах,  отличающихся  своим  экономическим

потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

      Обусловленные переходом к  рыночным  отношениям  кризисные  явления  в

экономике России не сопровождаются  массовым  высвобождением   работников  и

устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших  работников

были уволены по сокращению   штатов,  а  64%  -  по  собственному  желанию).

Вместе с тем получила  развитие скрытая (внутрифирменная)  безработица,  при

которой   трудовой  потенциал  по  разным  причинам  недоиспользуется,   что

сказывается  на  эффективности  производства  и  уровне   производительности

труда.

      Стабилизация и последующий рост производства  должны  стать  отправным

пунктом  реализации  стратегии  занятости  для  достижения   и   поддержания

эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его  надо

определять по двум критериям:

   финансовому,   в   соответствии   с   которым   средства    внебюджетного

государственного  фонда  занятости  вместе  с  целевыми  ассигнованиями   из

бюджетной  системы  (федерального  и  региональных   уровней)   обеспечивают

финансирование программ  содействия  занятости.   При  нынешней  ставке  (2%

фонда  оплаты  труда)  социально  допустимый  уровень  безработицы  составит

примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997  г.  уровень  зарегистрированной

безработицы достиг 3,4%);

  социальному,  в  соответствии  с  которым  общество  устанавливает   порог

естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее  структурной  и

фрикционной   форм),   непревышение    которого    должно     стать    целью

государственной   политики    занятости,    реализуемой    федеральными    и

региональными органами управления.

      Наличие  определенного  числа  граждан,  ищущих  работу  и  официально

признанных безработными, следует  рассматривать  как  неизбежный   результат

особенностей движения рабочей силы и  рабочих  мест.  Минимизация  социально

допустимого уровня безработицы  зависит   от  действенности  организационно-

экономического механизма регулирования рынка труда,  а также  его  составных

звеньев - рынка рабочих мест, формирующего  спрос на рабочую силу,  и  рынка

рабочей силы, формирующего  спрос на рабочие места.

      На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент

эффективной  занятости  должно  достигаться  путем   сохранения    имеющихся

рабочих мест, что предполагает их качественное   развитие.  Это  справедливо

для  России  в  целом,  в  регионах   же   благодаря   действию   социально-

демографического фактора формирование  рынка рабочей  силы  может  протекать

по-разному.

      Так, в московском  регионе  крупном  промышленном  центре  России  при

одинаковом значении социально-демографического фактора  позиции  руководства

двух субъектов РФ Москвы и  Московской  области  -  в  отношении  сохранения

Информация о работе Стимулирование труда