Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут
быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить
предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и
другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство
предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах,
примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в
столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной
промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях
текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует
оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и
предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном
регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного
населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной
активностью и привлекательностью территории, характером поддержки
предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта
поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами
структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,
обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению
временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем
региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости
населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином
предприятии, особенно если оно является градообразующим.
В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения
эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния
россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения
рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.
утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на
1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный
срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации
Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее
организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением
реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной
экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и
рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации
Программы.
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на
1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и
среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,
связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-
экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,
принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном
уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и
материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в
предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в
использовании элементов государственного регулирования, которое
предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой
сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения
рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими
мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры
занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически
эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
1. обеспечение правовых, экономических и организационных условий для
создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в
различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
2. регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
3. формирование эффективной структуры занятости населения; повышение
качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и
территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий
для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности
населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых
отношений в сфере занятости населения;
4. предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;
развитие системы общественных работ.
Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в
течение 1996-2000 гг.
В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-
1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить
следующий комплекс мер:
1. Определение потребности в создании рабочих мест
2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и
сохранении перспективных рабочих мест
3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных
целевых и инвестиционных программ
4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на
формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.
5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и
территориальной мобильности рабочей силы
6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных
мощностей
7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе
общественных работ
8. Разработка механизма развития социального партнерства в области
создания и сохранения рабочих мест
9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для
неконкурентоспособных граждан
На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг.
федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения
следующих задач:
1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на
создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации
2. Создание условий для повышения качества рабочих мест
3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости
населения
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда
средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в
полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на
сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий
для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное
обучение, переподготовку и профориентацию и др.
В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и
сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу,
текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ
составили почти 481 млрд. руб.
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в
фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом
сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы
определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а
в каждом из них - города и районы.
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход
и группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими
критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного
превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам
ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27
регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской
области) - 16.
Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в
которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская,
Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия.
Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их
программам содействия занятости статус федеральных.
Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной
политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в
соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был
рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.
Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем
| |Расходы фона занятости на мероприятия, связанные с |
|Регионы |( в % к общей сумме расходов ) |
|с уровнем |пассивной |активной |активной |содержанием |
|безработицы, |политикой |политикой, |политикой, |службы |
|% | |гарантиро-ва|не |занятости |
| | |нной |вытекаю-щей | |
| | |За-коном о |из За-кона о| |
| | |заня-тости |заня-тости | |
|Менее 1 |12,6 |8,6 |51,6 |19,1 |
|1,0-1,8 |23,0 |13,3 |18,9 |25,4 |
|1,9-2,8 |34,2 |8,8 |19,3 |23,0 |
|2,9-3,8 |44,0 |9,5 |9,2 |24,3 |
|3,9-4,8 |51,0 |7,4 |13,4 |20,0 |
|4,9-5,8 |58,8 |7,8 |4,7 |25,5 |
|5,9-6,8 |61,7 |4,2 |12,9 |17,0 |
|6,9-7,8 |64,5 |2,7 |7,6 |19,1 |
|Более 7,9 |68,3 |5,0 |16,5 |10,3 |
|В среднем по | | | | |
|России: |49,3 |9,4 |10,7 |22,3 |
Расчеты показывают, что с уровнем безработицы в регионах сопряжена
единственная статья расходов фонда занятости - денежные выплаты