Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в
городе или районе, в общей численности не занятых трудовой деятельностью
граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости
и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета
безработных;
удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми месяцев;
уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение
количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному
населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота
сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган
отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие
обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю
«уровень безработицы» и ряду других применяемых на практике частных
показателей (содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном
трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др.) может создать
ложное представление об эффективности механизмов регулирования рынка
труда. Например, деятельность столичного Департамента труда и занятости
населения в 1993-1994 гг. по предложенным показателям оценивается
неудовлетворительно, хотя уровень безработицы здесь был самым низким в
стране. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся рынок
труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании
регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской
республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей.
Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать
управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов
саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для
развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы
в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной
службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ,
Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы
взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы
исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет
по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное
управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе
РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования
Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и
реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные
комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах
исполнительной власти.
В свою очередь, Федеральная и региональные службы занятости должны
быть представлены в соответствующих комиссиях и советах, создаваемых
федеральными органами и их региональными структурами, и в Государственном
комитете по поддержке и развитию предпринимательства, Федеральном
управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе
РФ. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств
по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные
финансовые ресурсы.
Формирование и эффективное функционирование системы регулирования
занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной
информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест
необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной
формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить
Федеральная служба занятости.
Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при
стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими
и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,
направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их
влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом
необходимость.
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из
необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих
развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,
поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости,
зависят непосредственно от человека (численность населения, его
половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской
местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной
занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего
динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В
этой связи следует выделить два блока проблем:
1. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,
создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по
развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и
организаций в рабочей силе;
2. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей
получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг,
проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций
и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических
групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
В реализации первого направления большое значение приобретают методы
воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в
экономике и развития новых форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу
реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими
словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих
мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении
отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников
финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток
децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных
инвесторов и т.д.).
Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и
предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что
предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих
формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на
рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации
мер по регулированию занятости населения в условиях существенных
инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения
спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических
групп населения.
Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках
труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки
кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать
внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном
образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от
влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между
формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры,
практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или
иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую
очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что
конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом
будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.
В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности
федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и
анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,
учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и
созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует
шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на
периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт
Германии), что позволит устранить определенные противоречия между
формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом
потребностей производства.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать
специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая
степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки
работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы
найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость
движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность
перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в
условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,
следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в
размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей
численности экономически активного населения. С учетом специфики российской
экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к
рыночной экономике.
Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов
исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного
движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся
на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения
русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться
при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос
сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов
Россия должна воздействовать на создание единого политического и
экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего
простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу),
проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право
жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь