Стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.

Содержание

Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44

Работа состоит из  1 файл

Стимулирование труда.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

направлению центра занятости: в общей  численности  принятых   на  работу  в

городе или районе, в общей численности  не  занятых  трудовой  деятельностью

граждан, обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;

удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению  центра  занятости

и оформленных на досрочную пенсию,  в  общей  численности   снятых  с  учета

безработных;

удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми месяцев;

  уровень  предотвращенной   безработицы,   рассчитываемый   как   отношение

количества сохраненных и созданных рабочих мест  к  экономически   активному

населению.

      Кроме основных показателей,  предлагаются  и  дополнительные:  полнота

сборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий  орган

отчетов  и   других   материалов   информационного   характера,   отсутствие

обоснованных жалоб.

      Оценка  деятельности  региональных  служб  занятости   по   показателю

«уровень  безработицы»  и  ряду  других  применяемых  на  практике   частных

показателей (содействие в трудоустройстве граждан,  в  том  числе  временном

трудоустройстве, помощь в организации самозанятости  и  др.)  может  создать

ложное  представление  об  эффективности   механизмов  регулирования   рынка

труда. Например, деятельность  столичного  Департамента  труда  и  занятости

населения  в  1993-1994  гг.   по   предложенным   показателям   оценивается

неудовлетворительно,  хотя уровень безработицы  здесь  был  самым  низким  в

стране. В Москве сложился уникальный,  по  сути,  саморегулирующийся   рынок

труда.  Следует  отметить  весомую  роль  в  организации   и   регулировании

регионального  рынка  труда  службами  занятости  Удмуртской   и   Чувашской

республик, Костромской, Ивановской, Владимирской,  Кировской областей.

      Важнейшим элементом  формирующейся  рыночной  экономики  должно  стать

управление занятостью, которое состоит в органическом  сочетании  механизмов

саморегуляции и государственного регулирования,  обеспечивающем условия  для

развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно,  чтобы

в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме  Федеральной

службы  занятости,  Министерства  труда  РФ,  Министерства  экономики    РФ,

Министерства   образования   РФ   и   Федеральной    миграционной     службы

взаимодействовали на всех уровнях управления и  другие  «причастные»  органы

исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны,  МВД,  Госкомитет

по поддержке и развитию малого  предпринимательства),  а  также  Федеральное

управление по делам о несостоятельности  (банкротстве)  при  Госкомимуществе

РФ.  Подобное  взаимодействие  может  быть  обеспечено   путем   образования

Межведомственной комиссии при правительстве  РФ  по  вопросам  разработки  и

реализации государственной политики занятости. Аналогичные  межведомственные

комиссии  целесообразно  создать  и  на  региональном  уровне  при   органах

исполнительной власти.

      В свою очередь, Федеральная и региональные  службы  занятости   должны

быть  представлены  в  соответствующих  комиссиях  и  советах,   создаваемых

федеральными органами и их региональными структурами,  и  в  Государственном

комитете  по   поддержке   и   развитию   предпринимательства,   Федеральном

управлении по делам о несостоятельности  (банкротстве)  при  Госкомимуществе

РФ. Такое представительство позволит координировать усилия  разных  ведомств

по  решению  социально-экономических  задач,   объединяя   их   ограниченные

финансовые  ресурсы.

      Формирование  и  эффективное  функционирование  системы  регулирования

занятости   и   безработицы   объективно    требует    наличия    адекватной

информационной базы. Для мониторинга движения рабочей  силы и  рабочих  мест

необходимо проведение статистических  группировок  предприятий  с  различной

формой  собственности.  Заказчиком  таких  разработок  могла  бы   выступить

Федеральная служба занятости.

 

 

                                 Заключение

 

 

      Важным  принципом  с  позиций  обеспечения  занятости  населения   при

стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими

и социальными результатами. На деле это означает,  что  все  варианты  мер,

направленных на стабилизацию,  должны  предварительно   оцениваться  по  их

влиянию  на  рынок  труда  и  корректироваться,  если  возникнет   в   этом

необходимость.

      При  выборе  путей  формирования  рынка   труда   надо   исходить   из

необходимости  изучения  и  анализа  внутренних  закономерностей,  присущих

развитию  занятости  и  сохраняющихся  в   условиях   рыночной   экономики,

поскольку  многие  факторы,  влияющие  на  важнейшие  параметры  занятости,

зависят   непосредственно   от   человека   (численность   населения,   его

половозрастная структура,  расселение  населения  в  городской  и  сельской

местностях и т.д.).

      Одним  из  основных  элементов   формирования   политики   эффективной

занятости является разработка  и  задействование  механизма,  регулирующего

динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке  труда.  В

этой связи следует выделить два блока проблем:

1.  оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в  стране,

создание условий для  динамичного  движения  капитала,  разработка  мер  по

развитию системы  рабочих  мест  и  увеличению  потребности  предприятий  и

организаций в рабочей силе;

2.   совершенствование  системы  оплаты   труда,   расширение   возможностей

получения населением дополнительных доходов  (дивиденды  от  ценных  бумаг,

проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий,  дотаций

и льгот, снижающих потребность в труде отдельных  социально-демографических

групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

      В реализации первого направления большое значение  приобретают  методы

воздействия на  занятость  населения  в  условиях  структурных  сдвигов   в

экономике и развития новых форм собственности.

      Начавшемуся  под  влиянием   рыночных   реформ   стихийному   процессу

реструктуризации производства важно придать  управляемый  характер.  Другими

словами, государство должно стимулировать создание и преобразование  рабочих

мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в  жизнеобеспечивающих

производствах, а также  в  наиболее  развитых  в  технологическом  отношении

отраслях  экономики.   Предстоит   усилить   роль   собственных   источников

финансирования  инвестиций  предприятий,  то   есть   стимулировать   проток

децентрализованных   средств   (предпринимателей,     населения,    западных

инвесторов и т.д.).

      Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и

предложения  рабочей  силы  на   рынке   труда,   следует   отметить,   что

предварительное   рассмотрение   демографических   факторов,   определяющих

формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на

рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации

мер  по  регулированию  занятости   населения   в   условиях   существенных

инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам  снижения

спроса на рабочие  места  со  стороны  отдельных  социально-демографических

групп населения.

      Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном  рынках

труда оказывает своевременное решение проблем подготовки  и  переподготовки

кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать

внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном

образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от

влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между

формальным  и  реальным  образованием.  Учебные  заведения  готовят  кадры,

практически не интересуясь ситуацией на рынке  труда,  касающейся  тех  или

иных профессий и специальностей.  В  то  же  время  работодателя  в  первую

очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом,  а  что

конкретно он умеет делать. Разрешение  указанного  противоречия  во  многом

будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

      В настоящее время  возникает  необходимость  активизации  деятельности

федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и

анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей   предприятий,

учреждений и организаций  в  квалифицированных  рабочих  и  специалистах  и

созданию соответствующих условий для их  подготовки.  Одновременно  следует

шире  развивать  дуальную  форму  получения   образования,  основанную   на

периодической смене учебного процесса  и  производственной  практики  (опыт

Германии),  что  позволит  устранить    определенные   противоречия   между

формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса  с  учетом

потребностей производства.

      При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать

специфические черты российской  модели  рынка  труда.  Это:  более  высокая

степень  коллективизма  как  традиционного  способа   взаимной    поддержки

работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и  коллективные  формы

найма и увольнения, социальной поддержки в сфере  труда);  разная  скорость

движения к рынку различных отраслей и секторов  экономики;  неравномерность

перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

      Понимая неизбежность  нарастания  масштабов  безработицы  в  России  в

условиях  углубления  экономических  реформ,  в  ближайшие  годы,   видимо,

следует ориентироваться на социально  допустимые  масштабы  безработицы   в

размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко  всей

численности экономически активного населения. С учетом специфики российской

экономики это ниже,  чем  в  других  странах,  переходящих  от  плановой  к

рыночной экономике.

      Предметом  взаимной  заботы   федеральных   и   региональных   органов

исполнительной  власти   остаются   проблемы   регулирования   миграционного

движения населения по территории России с  учетом  ситуации,  складывающейся

на  региональных   рынках   труда.   Особенности   обеспечения   возвращения

русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию  должны  учитываться

при реализации мер, связанных  с  их  расселением  и  обустройством.  Вопрос

сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких  рычагов  и  стимулов

Россия  должна  воздействовать   на   создание   единого   политического   и

экономического  пространства  на  территории  бывшего   СССР,   позволяющего

простому  россиянину  (а   не   беженцу   или   вынужденному   переселенцу),

проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать  свое  право

жить там, где он пожелает, в том числе и  в  Российской  Федерации.  Достичь

Информация о работе Стимулирование труда