Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,
«Человек и труд» № 9 - 1996
А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994
Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский
экономический журнал», № 4 - 1994
А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989
И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 - 1991
А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления развития»,
«Экономист» №12 -1992
А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,
«Вопросы экономики», № 5 - 1995
В.Колосов «Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 -
1992
Я.Корнаи «Дефицит» М.: Наука, 1990
С.Котляр «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 - 1993
Н.Матыцина «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 - 1992
И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-
экономический аспект)» М.: Экономика, 1990
Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994
Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1992
Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы», «Вопросы
экономики», № 12 - 1993
Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные
масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 - 1994
П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 1991
«Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика,
1991
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И тогда остается
последнее, человеческие ресурсы. Способность человека к рационализации и
творчеству может проявиться в оптимизации издержек производства,
нестандартного подхода к решению проблем, в кардинальной мере изменить
приложение труда и построить новые схемы функционирования предприятия, это
в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.
Отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и
эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности
фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной атмосфере в
коллективе.
Так как наемные рабочие равноудалены от собственности работодателя, то
возникает потребность заинтересовать работников через результаты труда,
получение ими благ, необходимых для жизни.
Детально разработанная система стимулирования эффективности и качества
труда позволит мобилизовать трудовые потенциалы, создание необходимой
заинтересованности работников в росте индивидуальных результатов,
проявлению творческого потенциала, повышению уровня их компетентности,
выразится в снижении удельного веса живого труда на единицу продукции и
повышения качества выполняемых работ.
Целью данной работы является разработка системы стимулирования
эффективного и качественного труда и выявлению возможностей для их роста с
учетом субъективной потребности на основе внешних стимулов.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К
рассматриваемым задачам относятся:
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и
качественного труда на современном этапе, а так же мировые тенденции
развития стимулирования труда;
- рассмотрение и изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие
их структуры и содержания;
- разработка системы стимулирования эффективности и качества труда
наемных работников на предпринимательской фирме.
Система стимулирования, встроенная в общий хозяйственный механизм, дает
дополнительную возможность влиять на конкурентность предприятия. Повышение
квалификационного уровня работников усложняет содержание и условия их
труда, результативность оценивается по все большему числу параметров.
Образованность, которая поднимает человека на более высокий уровень видения
и понимания работы предприятия. Уменьшается интервал в целях и задачах
между работником и фирмой. Повышение качества рабочей силы повышает
качество труда, а оно, в свою очередь, выражается в высоком качестве
произведенной продукции. Все больше осознается важность созданного товара,
что именно от их труда зависит как свое, так и фирмы будущее.
При высоком труде вовлечены минимально необходимые затраты материальной
и энергетической составляющих, дающее возможность произвести дополнительную
единицу продукции. Наиболее полное использование оборудования приближает
его к быстрейшей амортизации, что ведет к перевооружению
усовершенствованной техникой.
Проявление творческого потенциала, инициативности у рабочих в
рационализаторских предложениях, предприимчивости у руководителей и
специалистов создает предпосылки для нововведений в живом и овеществленном
труде. Это на каждом элементе производства создает условия для
незамедлительного внедрения и получения эффекта экономии, который выразится
в снижении себестоимости, увеличение объемов продаж и увеличении заработной
платы.
Объект исследования – система стимулирования наемных работников на
предпринимательской фирме. Наемные работники рассматриваются как социальные
системы, которые обладают признаками не только простых систем, как
целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и
окружающей среды, неоднородность и противоречивость. Но находясь в наиболее
широком и сложном классе систем вообще, характеризуются и рядом
специфических черт. Способность активно взаимодействовать с окружающей
средой, при необходимости изменять свою структуру, к самосохранению и
самосовершенствованию, изменять свое поведение под воздействием внутренних
и внешних факторов, учитывать прошлый опыт.
Предмет исследования – система стимулирование эффективности и качества
труда наемных работников на предпринимательской фирме. Управление
поведением социальных систем различного иерархического уровня является
одним из методов мотивации. Стимулировать значит опосредованно
воздействовать таким образом, чтобы поведение, дела и поступки
соответствовали запланированным требованиям фирмы, способствовали развитию
самого человека. Создаются условия для постоянного, непрерывного
совершенствования применяемым человеком труда во взаимодействии с
материальными объектами. Итогом которого является создание продукта с
убывающими затратами живого труда в будущем.
При написании работы были использованы научные труды как отечественных.
Так и зарубежных авторов. Опубликованные отдельными работами в книжных и
периодических изданиях. В них были по разному воплощены попытки
систематизации стимулирования труда. На основе предложенных и опробованных
видов и форм побуждения работников к эффективному и качественному труду,
были изысканы оптимальные соотношения использования их на
предпринимательской фирме в современных условиях.
Собранный материал был обобщен в общую систему с предварительным
структурированием по видам и формам, предложенными авторами. Проведение
анализа отдельных частей системы и их взаимосвязи между собой дало
разработку конкретных предложений для раскрытия резервов повышения трудовой
и социальной активности работников.
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда.
1.1. История стимулирования труда
В странах ежегодно происходит рост интеллектуализации труда,
сознательности и активности рабочих, возрастание материальных и духовных
потребностей работников к постепенному нарастанию конфликта между бурно
развивающимися производительными силами и устаревшими производственными
отношениями. Это заставляет теоретиков искать новые способы интенсификации
наемного труда, побуждения работников и максимальное использование
физической, интеллектуальной и творческой возможностей.
Исходным моментом в решении этой задачи стал отход от традиционной,
выдвинутой еще Ф. У. Тейлором, концепции, в основе которой лежало почти
полное игнорирование «человеческих» аспектов труда. Это было время
господства классической теории управления, концепция «экономического»
человека. Согласно концепции, поведением человека руководит прежде всего
стремление к материальной выгоде. В этот период (начало 20 в.) объектом
эксплуатации был физический труд наемного работника, при котором увеличение
эффективности и качества труда в наибольшей степени стимулировалось за счет
экономических потребностей работника.
Такое положение дел подвергалось острой критике со стороны
представителей доктрины «человеческих» отношений. Основоположником которой
является американский социолог Э. Мэйо. В рамках этой доктрины
сформировалась концепция «психологического» человека. На основе
исследований, которые продолжались 12 лет, Э. Мэйо пришел к выводу, что
решающее влияние на повышение эффективности трудов поведения работника
оказывает не материальные, а психологические и социальные факторы.
Основная концепция доктрины «человеческих отношений» относительно
мотивов поведения человека на производстве состоит в том, что деньги нельзя
рассматривать как постоянно действующий фактор. Так, Р. Ликерт и Ф.