Стимулирование труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.

Содержание

Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44

Работа состоит из  1 файл

Стимулирование труда.doc

— 1.27 Мб (Скачать документ)

Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,

«Человек и труд» № 9 - 1996

А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994

Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский

экономический журнал», № 4 - 1994

А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989

И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 - 1991

А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления развития»,

«Экономист» №12 -1992

А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,

«Вопросы экономики», № 5 - 1995

В.Колосов «Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 -

1992

Я.Корнаи «Дефицит» М.: Наука, 1990

С.Котляр «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 - 1993

Н.Матыцина «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 - 1992

И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-

экономический аспект)» М.: Экономика, 1990

Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994

Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1992

Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы», «Вопросы

экономики»,  № 12 - 1993

Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные

масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 - 1994

П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 1991

«Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика,

1991


Стимулирование труда

Введение    3

1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда.   7

  1.1. История стимулирования труда    7

  1.2. Понятие и сущность системы стимулирования  12

  1.3. Мировые тенденции развития      22

  1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования      23

2. Виды и формы стимулирования    27

  2.1. Виды стимулирования  27

    2.1.1. Материально-денежное стимулирование     28

    2.1.2. Социальное стимулирование   33

    2.1.3. Моральное стимулирование    35

  2.2. Формы стимулирования 40

    2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования   40

    2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41

    2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42

    2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы.   43

    2.2.5. Общая и целевая формы  44

 

 

                                  Введение

 

    В быстро меняющемся мире важно  не  отстать  от  мировых  достижений  в

мотивации труда. В  рыночной  экономике  при  острейшей  конкуренции  важным

фактором развития предприятия является соотношение цены и  качества  товара.

Имея  современное оборудование, отработанное  технологическое  производство,

необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет  успешно

работать. Ведь все тоже самое может быть и у конкурентов. И  тогда  остается

последнее, человеческие ресурсы. Способность  человека  к  рационализации  и

творчеству   может   проявиться   в   оптимизации   издержек   производства,

нестандартного подхода к  решению  проблем,  в  кардинальной  мере  изменить

приложение труда и построить новые схемы функционирования  предприятия,  это

в свою очередь и определяет уникальность человеческого фактора.

    Отсутствие  разработанной  системы   стимулирования   качественного   и

эффективного  труда  создает  предпосылки   снижения   конкурентоспособности

фирмы, что негативно скажется на заработной плате и социальной  атмосфере  в

коллективе.

    Так как наемные рабочие равноудалены от собственности работодателя,  то

возникает потребность  заинтересовать  работников  через  результаты  труда,

получение ими благ, необходимых для жизни.

    Детально разработанная система стимулирования эффективности и  качества

труда  позволит  мобилизовать  трудовые  потенциалы,  создание   необходимой

заинтересованности   работников   в   росте   индивидуальных    результатов,

проявлению  творческого  потенциала,  повышению  уровня  их  компетентности,

выразится в снижении удельного веса  живого труда  на  единицу  продукции  и

повышения качества выполняемых работ.

    Целью  данной  работы  является   разработка   системы   стимулирования

эффективного и качественного труда и выявлению возможностей для их  роста  с

учетом субъективной потребности на основе внешних стимулов.

    Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами.  К

рассматриваемым задачам относятся:

    - изучение понятий и сущности  системы  стимулирования  эффективного  и

качественного труда  на  современном  этапе,  а  так  же  мировые  тенденции

развития стимулирования труда;

    - рассмотрение и изучение видов и форм стимулирования труда,  раскрытие

их структуры и содержания;

    - разработка системы  стимулирования  эффективности  и  качества  труда

наемных работников на предпринимательской фирме.

    Система стимулирования, встроенная в общий хозяйственный механизм, дает

дополнительную возможность влиять на конкурентность  предприятия.  Повышение

квалификационного  уровня  работников  усложняет  содержание  и  условия  их

труда,  результативность  оценивается  по  все  большему  числу  параметров.

Образованность, которая поднимает человека на более высокий уровень  видения

и понимания работы предприятия.  Уменьшается  интервал  в  целях  и  задачах

между  работником  и  фирмой.  Повышение  качества  рабочей  силы   повышает

качество труда, а  оно,  в  свою  очередь,  выражается  в  высоком  качестве

произведенной продукции. Все больше осознается важность  созданного  товара,

что именно от их труда зависит как свое, так и фирмы будущее.

    При высоком труде вовлечены минимально необходимые затраты материальной

и энергетической составляющих, дающее возможность произвести  дополнительную

единицу продукции. Наиболее  полное  использование  оборудования  приближает

его   к    быстрейшей    амортизации,    что    ведет    к    перевооружению

усовершенствованной техникой.

    Проявление  творческого  потенциала,   инициативности   у   рабочих   в

рационализаторских  предложениях,   предприимчивости   у   руководителей   и

специалистов создает предпосылки для нововведений в живом  и  овеществленном

труде.  Это  на   каждом   элементе   производства   создает   условия   для

незамедлительного внедрения и получения эффекта экономии, который  выразится

в снижении себестоимости, увеличение объемов продаж и увеличении  заработной

платы.

    Объект исследования –  система  стимулирования  наемных  работников  на

предпринимательской фирме. Наемные работники рассматриваются как  социальные

системы,  которые  обладают  признаками  не  только  простых   систем,   как

целостность,  структурность,  иерархичность,  взаимозависимость  системы   и

окружающей среды, неоднородность и противоречивость. Но находясь в  наиболее

широком  и  сложном  классе   систем   вообще,   характеризуются   и   рядом

специфических  черт.  Способность  активно  взаимодействовать  с  окружающей

средой, при  необходимости  изменять  свою  структуру,  к  самосохранению  и

самосовершенствованию, изменять свое поведение под  воздействием  внутренних

и внешних факторов, учитывать прошлый опыт.

    Предмет исследования – система стимулирование эффективности и  качества

труда  наемных   работников   на   предпринимательской   фирме.   Управление

поведением  социальных  систем  различного  иерархического  уровня  является

одним   из   методов   мотивации.   Стимулировать    значит    опосредованно

воздействовать   таким   образом,   чтобы   поведение,   дела   и   поступки

соответствовали запланированным требованиям фирмы,  способствовали  развитию

самого   человека.   Создаются   условия   для   постоянного,   непрерывного

совершенствования  применяемым   человеком   труда   во   взаимодействии   с

материальными  объектами.  Итогом  которого  является  создание  продукта  с

убывающими затратами живого труда в будущем.

    При написании работы были использованы научные труды как отечественных.

Так и зарубежных авторов. Опубликованные отдельными  работами  в  книжных  и

периодических  изданиях.  В  них   были   по   разному   воплощены   попытки

систематизации стимулирования труда. На основе предложенных  и  опробованных

видов и форм побуждения работников к  эффективному  и  качественному  труду,

были    изысканы    оптимальные    соотношения    использования    их     на

предпринимательской фирме в современных условиях.

    Собранный материал  был  обобщен  в  общую  систему  с  предварительным

структурированием по видам  и  формам,  предложенными  авторами.  Проведение

анализа  отдельных  частей  системы  и  их  взаимосвязи  между  собой   дало

разработку конкретных предложений для раскрытия резервов повышения  трудовой

и социальной активности работников.

 

    1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда.

 

 

                      1.1. История стимулирования труда

 

    В  странах   ежегодно   происходит   рост   интеллектуализации   труда,

сознательности и активности рабочих,  возрастание  материальных  и  духовных

потребностей работников к  постепенному  нарастанию  конфликта  между  бурно

развивающимися  производительными  силами  и  устаревшими  производственными

отношениями. Это заставляет теоретиков искать новые  способы  интенсификации

наемного  труда,  побуждения   работников   и   максимальное   использование

физической, интеллектуальной и творческой возможностей.

    Исходным моментом в решении этой задачи  стал  отход  от  традиционной,

выдвинутой еще Ф. У. Тейлором, концепции, в  основе  которой   лежало  почти

полное  игнорирование  «человеческих»   аспектов  труда.  Это   было   время

господства  классической  теории  управления,   концепция   «экономического»

человека. Согласно концепции, поведением  человека  руководит  прежде  всего

стремление к материальной выгоде. В этот  период  (начало  20  в.)  объектом

эксплуатации был физический труд наемного работника, при котором  увеличение

эффективности и качества труда в наибольшей степени стимулировалось за  счет

экономических потребностей работника.

    Такое  положение   дел   подвергалось   острой   критике   со   стороны

представителей доктрины «человеческих» отношений.  Основоположником  которой

является  американский  социолог   Э.   Мэйо.   В   рамках   этой   доктрины

сформировалась   концепция   «психологического»    человека.    На    основе

исследований, которые продолжались 12 лет, Э.  Мэйо  пришел  к  выводу,  что

решающее влияние  на  повышение  эффективности  трудов  поведения  работника

оказывает не материальные, а психологические и социальные факторы.

    Основная  концепция  доктрины  «человеческих  отношений»   относительно

мотивов поведения человека на производстве состоит в том, что деньги  нельзя

рассматривать  как  постоянно  действующий  фактор.  Так,  Р.  Ликерт  и  Ф.

Информация о работе Стимулирование труда