Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 11:55, курсовая работа
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в
мотивации труда. В рыночной экономике при острейшей конкуренции важным
фактором развития предприятия является соотношение цены и качества товара.
Имея современное оборудование, отработанное технологическое производство,
необходимую сырьевую базу совсем не означает, что предприятие будет успешно
работать.
Введение 3
1. Методология системы стимулирования эффективности и качества труда. 7
1.1. История стимулирования труда 7
1.2. Понятие и сущность системы стимулирования 12
1.3. Мировые тенденции развития 22
1.4. Механизм управления поведением объектов стимулирования 23
2. Виды и формы стимулирования 27
2.1. Виды стимулирования 27
2.1.1. Материально-денежное стимулирование 28
2.1.2. Социальное стимулирование 33
2.1.3. Моральное стимулирование 35
2.2. Формы стимулирования 40
2.2.1. Опережающие и подкрепляющие формы стимулирования 40
2.2.2. Индивидуальная и коллективная формы стимулирования 41
2.2.3. Позитивная и негативная формы стимулирования 42
2.2.4. Непосредственная, текущая и перспективная формы. 43
2.2.5. Общая и целевая формы 44
комплексную взаимосвязь результатов с поощряемыми стимулами.
Блок согласования целей и распределения благ на основе анализа
результатов (N1, N2) устанавливает истинные, фактические цели и их
функционирования (ЦФ1, ЦФ2), сравнивает их с официально утвержденными
целями подразделений (Ц1, Ц2) и дает информацию об их соответствии или
несоответствии в блок выработки решений, а так же в сектор распределения
благ. В данном секторе блага на основе результатов деятельности
подразделения (R1, R2), разработанных функций стимулирования и степени
согласования фактических, истинных целей подразделений с официально
установленными осуществляет распределение благ (стимулов) между ними.
Блок контроля осуществляет сравнение результатов деятельности отдельных
подразделений и предприятия в целом с официально установленными целями и
задачами и дает соответствующую информация в блок выработки решения для
анализа эффективности их деятельности и корректировки входных воздействий
на подсистемы. Важной задачей данного блока является так же обеспечение
оптимального сочетания экономических, социальных и психологических
результатов деятельности трудовых коллективов подразделений.
В этом механизме стимулирование представляет собой совокупность
действий субъекта управления, направленных на формирование такого комплекса
мотивов объекта стимулирования, который бы обеспечивал бы его поведение в
процессе труда в соответствии с целями управляющей подсистемы. Для
обеспечения эффективного функционирования механизма необходимо соблюдать
ряд требований.
Прежде всего необходимо, чтобы цели и задачи формулировались с
предельной точностью и детализацией и доводились до каждого подразделения и
исполнителя. Это позволит выработать у коллектива и отдельных работников
чувство ответственности за достижение конечной цели.
Важно систематически изучать и выявлять желания, стремления,
потребности и личные цели работников, которые они преследуют.
Поиск наиболее эффективных форм организации стимулирования.
И, наконец, необходимо наличие единых принципов стимулирования для
всех.
2. Виды и формы стимулирования
2.1. Виды стимулирования
Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть
ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит
из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования,
последнее содержит часть социальных стимулов.
Вторым немаловажным является духовное стимулирование, которое содержит
в себе социальные, моральные, эстетические, социально-политические и
информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование
является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного
стимулирования труда.
Согласно одной из расширенной трактовки моральные стимулы
отождествляются сов сей совокупностью этических т нравственных мотивов
поведения человека. Однако к области морального стимулирования относится
только часть этических категорий, а именно те, которые отражают оценку
человека и его поведения окружающими и им самим.
Рассмотрим существующую классификацию видов стимулирования.
Рис. 4 Классификация видов стимулирования
2.1.1. Материально-денежное стимулирование
Тарифная система служит основным средством учета качества труда и
отражения его в заработной плате. Она представляет собой совокупность
нормативов, при помощи которых производится дифференциация и регулирование
заработной платы различных групп работников в зависимости от сложности,
условий труда в целях обеспечения необходимого единства меры труда и его
оплаты.
Материально-денежное стимулирование – это поощрение работников
денежными выплатами по результатам трудовой деятельности. ( , с. 48)
Применение материально-денежных стимулов позволяет регулировать
поведение объектов управления на основе использования различных денежных
выплат и санкций.
Основной частью дохода наемного работника является заработная плата,
которая по своей структуре неоднородна. Она состоит из двух частей:
постоянной и переменной.
Иногда этим частям присваивают статус мощного стимула. Однако по
оценкам психологов, эффект увеличения заработка позитивно действует в
течении трех месяцев. Затем человек начинает работать в том же, привычном
для него расслабленном режиме.[1]
На нее влияют: совершенствование нормирования труда, внедрение научной
организации, модернизация рабочих мест, перегруппировка рабочей силы,
сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более сложном
и квалифицированном труде.
Необходимо на начало каждого полугодия пересмотр всех ставок
подвергшихся инфляции. Это будет способствовать своевременному преодолению
отставания тарифной заработной платы от изменений в валовой оплате труда и
розничных ценах, обеспечить постепенность, поэтапность введения новых
тарифов по мере достижения определенных результатов производства, а вместе
с тем препятствовать углублению противоречия между денежными доходами и их
рыночным товарным покрытием.
Тарифный разряд должен реально отражать квалификацию работника, что
будет способствовать росту не только по вертикали, но и по горизонтали.
Превращение тарифа в инструмент стимулирования не только потенциальных, но
и реальных результатов труда, есть компромисс между потребностью в более
гибкой и энергичной дифференциации оплаты труда через основную заработную
плату.
Известно, что индивидуальное распределение в условиях, когда
фактические различия в результате труда, по оценкам специалистов,
составляют в среднем у рабочих 23 %, а у инженерно технических работников
достигают 200-300 %, являются мощным фактором повышения трудовой
активности. (10, с. 121)
Доплатам свойственны черты поощрительных форм материального
стимулирования, доплата является формой вознаграждения за дополнительные
результаты труда, за эффект полученный на конкретном участке. Доплаты же
получают лишь те, кто участвует в достижении дополнительных результатов
труда, дополнительного экономического эффекта. Доплаты в отличие от тарифа
не являются обязательным и постоянным элементом заработной платы.
Увеличение размера доплат зависит главным образом от роста индивидуальной
эффективности труда конкретного работника и его вклада в коллективные
результаты. При снижении показателей работы доплаты могут быть не только
уменьшены в размере, но и полностью отменены. Доплаты рассматриваются как
самостоятельный элемент заработной платы и занимает промежуточное положение
между тарифной ставкой и премиальными выплатами.
Необходимо отметить, что одна группа доплат по своей экономической
сущности более близка к тарифной части, другая - к премиальной. Доплаты
первой группы установлены в законодательном порядке, они распространяются
на всех работников и их размер не зависит от результатов работы, они
являются мерой оплаты основных факторов трудового вклада. В этом случае
доплаты призваны стимулировать труд в сверхурочное время, в праздничные
дни, в ночное время, и за условия труда.
Второй группе доплат в большей степени свойственны черты поощрительных
форм материальным денежным стимулированием, так как эти доплаты, как и
премия, являются формой вознаграждения за дополнительные результаты труда.
К таким доплатам относятся надбавки к тарифным ставкам за совмещение
профессий, увеличение объема выполняемых работ, профессиональное мастерство
и высокие достижения в труде. Среди этих прогрессивных форм стимулирования
наиболее распространенная – надбавка работника за совмещение профессий и
должностей.
Надбавка к заработной плате – денежные выплаты сверх зарплаты, которые
стимулируют работника к повышению квалификации, профессионального
мастерства и длительному выполнению совмещения трудовых обязанностей.
В целом же следует отметить, что система доплат к тарифным ставкам
позволяет учесть и поощрить ряд дополнительных количественный и
качественных характеристик труда, не охваченных тарифной системой. Эта
система создает стимулы относительно длительного действия. Но для ее
эффективного функционирования необходимо на предприятии иметь четкую
систему аттестации работников всех категорий с выделением определенных
признаков или даже критериев для установления того или иного вида доплат и
с широким участием в этой работе трудового коллектива.
Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения
работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных
предусмотренных федеральным законом обязанностей. (ТК, ст. 164)
Важнейшим направлением материально денежного стимулирования является
премирование. Премия стимулирует особые повышенные результаты труда и ее
источником является фонд материального поощрения. Она представляет одну из
важнейших составных частей заработной платы.
Цель премирования – улучшение прежде всего конечных результатов
деятельности, выраженных в определенных показателях.
Главная характеристика премии как экономической категории – это форма
распределения по результату труда, является личным трудовым доходом.
Премия в своей части имеет неустойчивый характер. Ее величина может
быть большей или меньшей, она может вообще не начисляться. Эта черта очень
важная, и если она ее теряет, то премия утрачивает свой смысл. По существу
она превращается в простую доплату к заработной плате, и роль ее в этом
случае сводится к устранению недостатков в тарифной системе.
Применение премии призвано обеспечить оперативную реакцию на изменение
условий и конкретных задач производства.
Руководитель должен учитывать некоторые психологические тенденции,
которые проявляются при стимулировании. Во-первых, вероятность эффективного
поведения работника тем выше. Чем выше ценность и регулярность
вознаграждения, получаемого в результате такого поведения; во-вторых, при
запоздалом вознаграждении ниже, чем при его немедленном; в третьих,
эффективное трудовое поведение которое заслуженно не вознаграждается,
постепенно ослабевает, теряет черты эффективности.
Премирование как самостоятельный рычаг решения задач имеет собственный