Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 11:55, реферат
Происхождение современного страхового дела восходит к договору морского страхования (Италия, середина XIV в.), который развился из особой страховой (морской) ссуды, которая называлась бодмерея. Банкир объявлял о заключении договора ссуды с купцом или судовладельцем и брал на себя ответственность (в размере ссуды) за корабль или товары в продолжение определенного времени на пространстве определенного морского рейса. По окончании морской экспедиции все претензии банкира к купцу погашались. Однако на деле купец платил банкиру то, чего не было в договоре, – некое вознаграждение за риск, прообраз современной страховой премии. Если судно терпело кораблекрушение, банкир терял свои деньги. Самым древним документом, дошедшим до наших дней, является договор, заключенный в 13
Работа страховщика без лицензии является в Германии уголовным преступлением (п. 140 Закона о страховом надзоре).
Текущий надзор реализуется, с одной стороны, через контроль регулярно предоставляемой страховщиками отчетности и, с другой стороны, через проведение периодических проверок работы страховых организаций органами надзора. В Германии основу текущего надзора составляет контроль выполнения плана, представленного в органы страхового надзора при лицензировании. Федеральное ведомство вправе контролировать правильность ведения учета, финансовое положение страховых компаний, достаточность формируемых резервов для выполнения страховых обязательств, размещение инвестиционных ресурсов, поведение страховой компании на рынке и т.п. Кроме того, немецкое законодательство допускает в отдельных случаях прямой контроль управленческих действий страховщика по договорам страхования крупных рисков. Текущий надзор создает возможность практических мер по реализации регулирования финансовой устойчивости.
Регулирование финансовой устойчивости страховщиков осуществляется на основе разработанных Федеральным ведомством нормативных документов. В основном требования совпадают с принятыми в ЕС, однако есть ряд специальных требований для иностранных страховщиков из стран, не входящих в ЕС, для них действуют дополнительные требования. Они обязаны внести специальный гарантийный депозит и производить инвестиции исключительно в экономику Германии.
Основу финансовой устойчивости составляет не столько уставный капитал (это применимо только к вновь создаваемым компаниям, а их в Германии появляется совсем немного), сколько страховые резервы: технические — по видам иным, чем страхование жизни, и математические — по страхованию жизни. К страховым техническим резервам в Германии относятся:
— резерв незаработанной премии;
— два резерва убытков;
—
резерв колебания убыточности (был
введен, когда тарифы устанавливались
централизованно органом
— резерв по крупным рискам (катастрофам) (формируется по ядерным и фармацевтическим рискам, планируется введение такого резерва по риску землетрясения).
Резервы по страхованию жизни по всем страховым обществам Германии на конец 1993 года оценивались в 580 млрд марок, средняя страховая сумма по вновь заключенным договорам составляла 42 тыс. марок, средний срок страхования 27 лет, средний процент, выплачиваемый по договорам, согласовываемый со страховым надзором — 3-3,5%.
В современных условиях одними из важнейших являются нормативы, регламентирующие инвестиционную деятельность страховщиков. В Германии в 1994 году страховщики собрали 214 млрд марок, а инвестировали в экономику порядка 1000 млрд марок. Поэтому регулированию инвестиционной деятельности уделяется особое внимание, причем проводится оно достаточно жестко. Ограничения в направлениях инвестирования установлены, в первую очередь, для прямых страховщиков, перестраховочные общества более свободны в этом отношении.
Принципами инвестиционной политики являются: надежность, рентабельность, ликвидность, комбинированность и диверсификация (п. 1 п. 54 Закона о страховом надзоре). Страховым компаниям предписывается вкладывать резервы в недвижимость, давать ссуды под залог недвижимости, покупать облигации и т.д. Инвестирование в такие объекты, как земельные участки, и участие в других обществах на сумму более 10% резервов производятся только по согласованию с органами страхового надзора. Операции с ценными бумагами и недвижимостью спекулятивного характера страховым организациям запрещены.
Регламентация деятельности страховых посредников в Германии минимальна. Регистрации в органах страхового надзора подлежат только страховые брокеры (маклеры). В Германии три разновидности страховых агентов:
1)
агенты, состоящие в трудовых
отношениях со страховой
2)
страховые представители (
3)
агенты - ”совместители” (то есть
физические лица, работающие по
контрактам с несколькими
Органы надзора принимают заявления и жалобы от страхователей и проверяют их. При необходимости они могут применять меры вплоть до прекращения деятельности страховой компании, уличенной в неоднократных и серьезных злоупотреблениях. Государство ставит целью обеспечить защиту прав как тех лиц, которые уже вступили в правоотношения со страховыми компаниями, так и потенциальных страхователей.
Особенностью Германии является то, что в этой стране нет централизованных гарантийных фондов для выплат по обязательствам страховщиков-банкротов (кроме фонда по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств). Поэтому органы страхового надзора большое внимание уделяют предупреждению недобросовестного поведения страховщиков. В Германии только один случай обмана страховщиком своего клиента парализует рынок на полгода, поэтому другие страховщики, иногда на добровольной основе с целью поддержания имиджа страхового рынка, а также привлечения к себе клиентов в будущем, стараются как можно скорее оплатить ущерб пострадавшему, а организующая роль в компенсационных схемах отводится органам страхового надзора.
Государство следит за тем, чтобы данные о клиентах, накопленные в банках данных страховых компаний, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите данных. Застрахованный может быть уверен, что сведения о нем не будут разглашены страховщиком.
Федеральное ведомство защищает интересы не только страхователей, но и владельцев акций страховых компаний. В случае спорных ситуаций акционер страховой компании вправе направлять жалобы в Федеральное ведомство, которое может принять участие в решении процедурных вопросов на стороне акционера, оказать ему консультативную помощь и т.п.
Федеральный орган надзора ежегодно издает отчет о своей деятельности, и ежемесячно — ведомости, содержащие циркуляры, инструктивные письма, а также статистические материалы, имеющие большое значение для страховых организаций.
В Германии расходы на Федеральное ведомство страхового надзора несут сами страховщики. Для них предусмотрены обязательные отчисления от страховой премии на финансирование содержания органа надзора.
Задачей государственных органов в Германии является также определение условий взаимоотношения страховщиков с другими субъектами финансово-кредитной системы и, прежде всего, с банками. Кроме того, органы федерального страхового надзора могут распределять страховым компаниям средства на реализацию государственных программ развития страхования, а также содействовать страховщикам в получении субсидий правительства и кредитов банков: они обязательно участвуют в разработке и контроле за реализацией целевых государственных программ страхования (например, программы медицинского страхования).
Обязательное страхование в Германии делится на две группы: социальное страхование, регулируемое отдельными нормативными актами и не относящееся непосредственно к страховому рынку как таковому, и обязательное страхование, осуществляемое в рамках Закона о договоре страхования. Последнее является одновременно и объектом, и инструментом государственного регулирования страхового рынка. Основную долю в нем занимает страхование ответственности.
Основной вид обязательного страхования — страхование автогражданской ответственности — было введено в 1939 году, однако отдельный закон, регулирующий его проведение, был принят лишь в 1965 году. В середине 90-х гг. этим видом страхования занималось около 120 компаний. Второе место занимает страхование авиагражданской ответственности (введено в 1922 году). Кроме того, обязательным видом, введенным на федеральном уровне, является страхование ответственности работодателей за вред здоровью работников, нанесенный им при выполнении служебных обязанностей.
На уровне федеральных земель введено обязательное страхование ответственности владельцев водного транспорта, частных железных дорог, атомных станций и прочих владельцев радиоактивных объектов, охранных предприятий, перевозчиков, производителей медикаментов, профессиональной ответственности нотариусов, аудиторов, архитекторов, налоговых консультантов, адвокатов, врачей и др., а также обязательное страхование авиапассажиров от несчастных случаев, а также некоторые виды имущественного страхования (в различных федеральных землях — страхование залогового и арендуемого имущества, зданий от пожара и др.). При этом требования по обязательности страхования и минимальному страховому покрытию в разных федеральных землях могут различаться.
По обязательному страхованию автогражданской ответственности до сих пор сохраняется государственное утверждение тарифов и обязательное применение единых условий страхования. Для остальных видов обязательного страхования применяется обычный порядок страхового надзора, при лицензировании Федеральное ведомство рекомендует по возможности применять единые условия страхования для удобства страхователей, хотя в принципе за страховщиком остается право утверждения специальных условий.
На страховщиков при обязательном страховании возлагается ряд дополнительных обязанностей, в частности, по некоторым видам страхования. Например, обязанность информировать государственные органы о начале действия каждого договора, об изменениях в договоре и его окончании, с тем чтобы власти могли запретить деятельность страхователя без предписанной страховой защиты.
В Германии сохранилась старейшая в мире система обязательного социального страхования, которую в настоящее время невозможно представить без дополняющего ее добровольного страхования. Такая социально-ориентированная модель страховой системы позволяет:
1) снизить бюджетные расходы на социальную сферу;
2)
обеспечить наиболее
В Германии один из самых высоких в мире показатель доли страховых услуг, предоставляемых физическим лицам — 87% германского страхового рынка, что в значительной мере является результатом стимулирующей государственной политики.
Косвенное регулирование страхового рынка в Германии реализуется прежде всего через систему налогообложения. Страховщики платят налог на прибыль (налог с корпораций) и налог на страховые взносы. Страховщики освобождены от НДС в части страховых операций.
Налог с корпорации (налог на прибыль) взимается на основании § 1 Закона о налоге с корпораций только с коммерческих страховщиков. Общества взаимного страхования не являются плательщиком этого налога, т.к. их доходы не являются результатом работы капитала. Ставка налогообложения прибыли от страховой деятельности — 50%. Налог делится между федеральным и земельными бюджетами. Налогооблагаемая база подсчитывается как положительный финансовый результат (разница между доходами и расходами за отчетный год) плюс превышение установленной величины заработной платы управленческого состава страховой компании. От налогообложения освобождаются отчисления в страховые (технические и математические) резервы, но не освобождаются отчисления в резервные фонды, не специфические для страховой деятельности (которые формируются на любом предприятии).
Налогообложение налогом на прибыль организаций по страхованию жизни имеет свою специфику. Эти организации в случае, если по итогам инвестиционной деятельности получено превышение уровня дохода над запланированным, могут формировать так называемый резерв возврата премии, необлагаемый налогом. За его счет страхователю выплачивается излишне полученная прибыль, причем в страховом законодательстве оговаривается определенная квота возврата — 95%. Поскольку возврат производится постоянно, налог минимизируется.
Страховые выплаты не подлежат налогообложению. Исключение составляют проценты и, частично, суммы рент, полученных по договорам страхования жизни. Однако и в этом направлении постепенно вводятся налоговые льготы, преимущественно для долгосрочных договоров.