Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:17, курсовая работа

Описание

Цель –Сформировать стратегию развития предприятия ЗАО "Лилия".
Задачами курсового проекта являются:
- проанализировать деятельность ЗАО "Лилия";
- проанализировать внутреннюю среду;
- проанализировать внешнюю среду;
- провести SWOT-анализ;
- обозначить миссию, цели, видение и ценности организации;
- сформировать стратегию развития

Содержание

Введения…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия……..5
1.1. Понятие и сущность стратегии развития предприятия…………………...5
1.2. Этапы разработки стратегических альтернатив…………………………10
1.3. Типы стратегии развития предприятия…………………………………..15
2. Анализ деятельности ООО «Лилия»………………………………………23
2.1. Общая характеристика предприятия……………………………………..23
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия… ………………………………………………………………....25
2.3. Анализ внешней и внутренней среды предприятия…………………….29
3. Разработка эффективной стратегии развития предприятия……………...45
3.1. Разработка введения, миссии, ценностей и целей предприятия……….45
3.2 Формирование стратегии развития и её оценка…………………………48
Заключение…………………………………………………………………….49
Список использованной литературы………………………………………....51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 109.74 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введения…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты  разработки стратегии развития  предприятия……..5

1.1. Понятие и сущность  стратегии развития предприятия…………………...5

1.2. Этапы разработки стратегических  альтернатив…………………………10

1.3. Типы стратегии развития  предприятия…………………………………..15

2. Анализ деятельности  ООО «Лилия»………………………………………23

2.1. Общая характеристика  предприятия……………………………………..23

2.2. Анализ технико-экономических  показателей деятельности предприятия… ………………………………………………………………....25

2.3. Анализ внешней и  внутренней среды предприятия…………………….29

3. Разработка эффективной стратегии развития предприятия……………...45

3.1. Разработка введения, миссии, ценностей и целей предприятия……….45

3.2 Формирование стратегии  развития и её оценка…………………………48

Заключение…………………………………………………………………….49

Список использованной литературы………………………………………....51

 

 

 

 

 

Введение

Стратегия – это последовательность действий для достижения определённых показателей предприятия (повышение  ликвидности, платежеспособности, кредитоспособности предприятия, рентабельности, финансовой устойчивости).

Для обеспечения эффективной  производственной и непроизводственной деятельности предприятия в условиях конкуренции и рынка необходимы обоснованные, просчитанные, легитимные (т.е. соответствующие законодательству) управленческие решения. При законодательном  несовершенстве и нестабильности многие предприятия отдают приоритет прибыли  и доходам акционеров. Но, если предприятие  хочет в будущем остаться на рынке  и быть конкурентоспособным, оно  также должно работать на достижение долгосрочных целей: рыночные позиции, инновации, производительность, материальные и финансовые ресурсы, прибыльность, управленческая деятельность и ее развитие, трудовая деятельность и установки  сотрудников, обязательства перед  обществом.

Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового  состояния. Его цель – установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные  и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятия, получения максимума  прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими  органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность  выгодно вложить средства, чтобы  обеспечить максимум прибыли и исключить  риск потерь.

Актуальность выбранной  темы состоит в том, что разработка и реализация решений является одним  из основных составляющих любого управленческого  процесса. Процесс принятия решений  при кажущейся простоте очень  непрост. В нем достаточно много  тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.

При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется  использованию методов экспертного  оценивания, предназначенных для  работы, как с количественной, так  и с качественной информацией.

Цель –Сформировать стратегию развития предприятия ЗАО "Лилия".

Объектом курсовой является ЗАО "Лилия".

Задачами курсового проекта  являются:

- проанализировать деятельность  ЗАО "Лилия";

- проанализировать внутреннюю  среду;

- проанализировать внешнюю  среду;

- провести SWOT-анализ;

- обозначить миссию, цели, видение и ценности организации;

- сформировать стратегию  развития

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические аспекты  разработки стратегии развития  предприятия

1.1. Понятие и сущность  стратегии развития предприятия

Одной из ключевых составляющих стратегического управления является стратегия. Выбор стратегии и  ее реализация составляют основную часть  содержания деятельности по стратегическому  управлению. В стратегическом управлении стратегия рассматривается как  долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений  внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде [24, с. 67].

Как пишет О.С.Виханский [9, с. 56], стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление  развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции  организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии  исключает детерминизм в поведении  организации, так как стратегия, определяя направление в сторону  конечного состояния, оставляет  свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию  в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Если цели организации  определяют то, к чему стремится  организация, что она хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких  действий организация сумеет достичь  своих целей в условиях изменяющегося  и конкурентного окружения.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность.

Схематически процесс  выработки стратегии предприятия  изображен на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Этапы процесса разработки стратегии организации

 

Прежде всего при стратегическом планировании проводится изучение среды  организации.

Стратегическое управление рассматривает окружение как  совокупность трех сред: макроокружения, непосредственного окружения и  внутренней среды организации. Поэтому  анализ среды предполагает изучение этих трех ее составляющих.

Внутренняя среда организации  является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации  функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда  может также быть и источником проблем и даже гибели организации  в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Задача стратегического  управления состоит в обеспечении  такого взаимодействия организации  со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность  выживать в долгосрочной перспективе [10, с. 148].

Для того чтобы определить стратегию поведения организации  и провести эту стратегию в  жизнь, руководство должно иметь  углубленное представление как  о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы  вскрыть сильные и слабые стороны  организации, а внешнее окружение  изучается стратегическим управлением  в первую очередь для того, чтобы  вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать  при определении своих целей  и при их достижении.

Определение миссии и целей  фирмы придает уникальность и  оригинальность выбору стратегии применительно  к каждой конкретной фирме. В целях  отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии  роста, даже несмотря на то, что для  этого есть все предпосылки как  на рынке, в отрасли, так и в  потенциале фирмы.

Интересы и отношение  высшего руководства играют очень  большую роль в выборе стратегии  развития фирмы. Руководство может  любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами избегать риска. И это отношение может  быть решающим в выборе стратегии  развития. Личные симпатии или антипатии  со стороны руководителей также  могут очень сильно влиять на выбор  стратегии.

Финансовые ресурсы фирмы  также оказывают существенное влияние  на выбор стратегии. Любые изменения  в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую  отрасль, требуют больших финансовых затрат.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, является сильным ограничительным  фактором при выборе стратегии развития фирмы. Не обладая достаточно полной информацией о квалификационном потенциале, руководство не может  сделать верного выбора стратегии  фирмы.

Степень зависимости от внешней  среды оказывает существенное влияние  на выбор стратегии фирмы. Бывают такие ситуации, что фирма настолько  зависит от поставщиков или покупателей  ее продукции, что она не вольна делать выбор стратегии, исходя из возможностей более полного использования  своего потенциала. Сильная внешняя  зависимость может быть обусловлена  также правовым регулированием поведения  фирмы, например, антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов и т. п.

Временной фактор должен обязательно  приниматься во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано  это с тем, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые  изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно  учитывать и календарное время, и временную продолжительность  интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Выбор  стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние  фирмы, с учетом результатов анализа  портфеля продукции, а также характера  и сущности реализуемых стратегий.

Основными ключевыми факторами, которые в первую очередь должны быть учтены при выборе стратегии, являются следующие.

Сильные стороны отрасли  и сильные стороны фирмы зачастую могут играть решающую роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию  возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого  положения. При этом важно искать возможности развертывания бизнеса  в новых для фирмы отраслях, обладающих большими задатками для  роста. Лидирующие фирмы в зависимости  от состояния отрасли должны выбирать различные стратегии роста. Слабые фирмы должны вести себя по-другому. Им следует выбирать те стратегии, которые  могут привести к увеличению их силы. Если же таких стратегий нет, то они  должны покинуть данную отрасль.

Оценка выбранной стратегии  в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности  учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности  осуществления стратегии.

 

1.2. Этапы разработки стратегических  альтернатив

Совершенно очевидно, что  к одной и той же цели можно  двигаться различными способами. Выбор  способа достижения цели и является решением по поводу стратегии фирмы. Как видно, если установление целей  отвечает на вопрос, к чему организация  будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь  поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к  достижению цели. Выбор стратегии  означает выбор средств, с помощью  которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.

Процесс выбора стратегии  включает в себя следующие основные шаги: уяснение текущей стратегии; проведение анализа портфеля продукции; выбор  стратегии фирмы и оценку выбранной  стратегии.

Уяснение текущей стратегии  очень важно потому, что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии  находится организация и какие  стратегии она реализует. Могут  быть использованы различные схемы  уяснения текущей стратегии. А. Томпсон  и А. Стрикланд считают, что необходимо оценить пять внешних и внутренних факторов, чтобы разобраться с  реализуемой стратегией.

Внешние факторы: размах деятельности фирмы и степень разнообразия производимой продукции, диверсифицированность  фирмы; общий характер и природа  недавних приобретений фирмы и продаж ею части своей собственности; структура  и направленность деятельности фирмы  за последний период; возможности, на которые была ориентирована фирма  в последнее время; отношение  к внешним угрозам.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия