Автор работы: x****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа
Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики. По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении. С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.
Введение………………………………………………………………………………3
1.Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие,
структура функции…..………………….……………………………………………4
1.1.Рынок и условия его возникновения……………………………………………9
1.2.Основные типы рыночных структур, виды, сегментация рынков…………...10
1.3.Государственное регулирование рынка………………………………………..15
1.4.Типология рынка…………………………………………………………...……20
2.Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики…………...25
2.1.Функции рынка…………………………………………………………………..30
2.2.Принципы функционирования………………………………………………….32
2.3.Институт рыночной экономики…………………………...……………………33
Заключение…………………………………………………………………………..35
Приложение………………………………………………………………………….37
Список литературы………………
Современный высокоразвитый рынок выполнят шесть основных взаимосвязанных функций:
1. Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
2. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.
3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.
4.
Посредническая функция
5. Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
6.
Последняя, оздоравливающая
1.1. Рынок и условия его возникновения.
В самом общем виде рынок можно определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:
Один
и тот же человек может быть
в составе и домашнего
1.2.Основные типы рыночных структур.
Одним из инструментов рыночного механизма способствующим установлению
равновесия на рынке является конкуренция. Цель каждого предпринимателя -
максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это неизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства. Таким образом, конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Различие в характере рыночной конкуренции связанные с существованием различных рыночных структур, которые отличаются друг от друга по количеству и размером действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими
фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических
решений. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется:
1.
Множеством покупателей и
2. Высокой мобильностью факторов производства.
3.
Отсутствие барьеров на пути
вступления на рынок или
4.
Однородностью продаваемой
5.
Равным доступом всех
Строго говоря, совершенной конкуренции в чистом виде никогда и нигде не
существовала. Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут
приближаться к совершенной конкуренции (например, рынок зерна). Поэтому
совершенную
конкуренцию можно
абстракцию, анализ которой тем не мение необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структура называется не совершенной конкуренцией. Различают три основных вида несовершенной конкуренции:
1. Чистая
монополия, когда на рынке
продавцом товара или услуги и границы фирмы и отрасли совпадают.
2. Олигополия, когда в отрасли существует небольшое число фирм.
3. Монополистическая конкуренция, которая характеризуется наличием на рынке
сравнительно большого числа фирм, производящих дифференцированную продукцию.
Отсюда следует, что независимо от типа рыночных структур необходимым условиям их нормального функционирования является экономическая свобода,
самостоятельность,
независимость субъектов
Структура, виды, сегментация рынков.
Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономики. Экономическая структура определяется:
• формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
• структурой товаропроизводителей (государственные, арендные, кооперативные, частные предприятия, предприятия индивидуальной трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в целостной экономике той или иной формы хозяйствующих субъектов;
• особенностями сферы товарного обращения;
•
уровнем приватизации и разгосударствления
структурных подразделений
• видами торговли, используемыми в стране.
Эти особенности накладывают своеобразный отпечаток на рыночную систему, которая приобретает специфические черты.
Достаточно отметить, что в 90-м году в стране действовало более 40 тыс. государственных предприятий в промышленности, около 3 тыс. совместных предприятий, более 250 тыс. кооперативов, 34 тыс. арендных предприятий и строительных организаций, около 700 тыс. человек было занято индивидуальной трудовой деятельностью. Кроме этого, насчитывалось около 600 тыс. магазинов, 300 тыс. предприятий бытового обслуживания населения. Эти предприятия потребляли 25 млн. наименований средств производства, при этом продукция сводилась в 16 тыс. групп условных наименований. Такова структурная особенность рынка крупного государства переходной экономики. В условия; такого многообразия предприятий (фирм) и наименований продукции движение средств производства между производителями и потребителями путем централизованного регулирования усложняется. Обеспечение спроса и предложения, налаживание равновесия, активизация производства могут осуществлять :я лишь через рыночные методы хозяйствования.
По
структуре рынки можно
1. По
экономическому назначению
• рынки благ и услуг;
• рынки средств производства;
• рынки научно-технических разработок;
• рынки ценных бумаг;
• рынки рабочей силы.
Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаимодействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммерческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.
Информация о работе Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики