Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики

Автор работы: x****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики. По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении. С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие,
структура функции…..………………….……………………………………………4
1.1.Рынок и условия его возникновения……………………………………………9
1.2.Основные типы рыночных структур, виды, сегментация рынков…………...10
1.3.Государственное регулирование рынка………………………………………..15
1.4.Типология рынка…………………………………………………………...……20
2.Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики…………...25
2.1.Функции рынка…………………………………………………………………..30
2.2.Принципы функционирования………………………………………………….32
2.3.Институт рыночной экономики…………………………...……………………33
Заключение…………………………………………………………………………..35
Приложение………………………………………………………………………….37
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

готовый вариант инет.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

  2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

• рынки  товаров производственного назначения;

• товаров  народного потребления; продовольственных  товаров;

• рынки  сырья и материалов и т. д.

  Так на рынке сельскохозяйственного  сырья формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

  3. Образование рынков по пространственному  признаку представляет собой  рынки:

• внутрирегиональные;

• межрегиональные;

• республиканские;

• межреспубликанские;

• международные (мировые).

  Формирование  таких рынков реально обеспечивает приобретение республиками государственного суверенитета.

  4. По степени ограничения конкуренции  различают:

• монопольный;

• олигопольный;

• межотраслевые  рынки.

  5. По видим субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

• рынки  оптовой торговли, когда в качестве покупателей и продавцов выступают предприятия и организации;

• рынки  розничной торговли, когда покупателями выступают отдельные граждане;

• рынки  государственных закупок сельхозпродукции, когда покупателем выступает государство, а продавцами — непосредственные производители сельскохозяйственной продукции: колхозы, совхозы, фермеры, агрокомплексы и т. д.

  Оптовая торговля существует в двух видах. Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребителями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (текстильные и швейные комбинаты, автомобильные и шинные предприятия). При таких связях договор становится исходным пунктом и активным рычагом формирования рынка. Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид применяется, когда продукция

поставщика  используется многочисленными мелкими  потребителями Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые потребляется сотнями и тысячами предприятий и организаций. Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

 • обоснованной системе цен, учитывающей ее отношение  спроса и предложения:

 • создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6.  С  учетом соблюдения законности  в экономике рынки делятся  на:

 • легальные, официальные:

 • нелегальные  «теневые», «черные» и т. д.

  Исследования  структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков. Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

 • товаров  потребительского назначения    продовольственные и непродовольственные товары:

 • рынки  услуг   бытовые, транспортные, коммунальные;

 • рынки  жилья и зданий непроизводственного  назначения.

 Рынки факторов производства. В их состав входят:

 • рынки  недвижимости;

 • орудий труда;

 • сырья  и материалов;

 • энергетических ресурсов;

 • полезных ископаемых.

 Финансовые  рынки. Это:

  • рынки капиталов, т. с. инвестиционные рынки;

  • кредитные рынки;

  • рынки ценных бумаг, представленные акциями, облигациями, опционами, варантами, фьючерсными контрактами и др.;

  • валютно-денежные рынки.

  Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.

  Рынки рабочей силы. Они представляют собой  экономическую форму движения трудовых ресурсов, при которой рабочая  сила мигрирует в соответствии с. законами рыночной экономики.

  Региональные  рынки: местные, внутренние, национальные рынки: внешние, международные рынки.

  Сегментация рынков. Основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования. Сегмент рынка — это часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенных общих признаков. Сегментация может быть проведена разными путями с использованием различных факторов (признаков). Основными из них являются:

1. Географические:

• по регионам:   Север, Центрально-Черноземный район, Урал, Сибирь, Дальний Восток;

• по административному  делению:   республика, край, область, район, город;

• по плотности  населения:   город, пригород, сельская местность:

• по климатическим условиям:   умеренно-континентальный, континентальный, субтропический, морской.

2. Демографические:

• группировка  населения по возрасту;

• по полу;

•размеру  семьи;

• по уровню дохода;

• по профессиональному  составу:  научные работники НИИ, инженерно-технические работники госпредприятий, рабочие госпредприятий, служащие, пенсионеры, безработные;

• по уровню образования; по религиозной принадлежности:

• по национальному  составу.

3. Психографические:

• группировка  населения по социальному составу с низким, средним, высоким, очень высоким достатком;

•по стилю  жизни:   богемный, элитарный, молодежный, спортивный;

• по личным качествам:  амбициозные, авторитарные, импульсивные.

4. Поведенческие:

• приобретение товаров носит случайный характер;

• поиск  выгод при покупке товаров:  изделия высокого качества, хорошее  обслуживание, низкие цены;

• статус постоянного клиента; степень нуждаемости  в продукте:  нужен постоянно, нужен время от времени:

• эмоциональное  отношение к продукции:   положительное, безразличное, негативное. 

1.3.Государственное  регулирование рынка.

     «Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения  хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры».

Рыночная  экономика доказала, что нет альтернативы при решении главных экономических  задач. Во-первых, рынок обеспечил  взаимосвязь производства и потребления. Во-вторых, гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. Механизм этой оценки заключен в том, что состоялась купля-продажа или нет. Стремление как можно выгоднее купить или продать заставляет продавцов и покупателей постоянно поддерживать «рыночную форму». В-третьих, рынок создает условия для высокой эффективности производства. Конкуренция выбирает преуспевающих, тем самым безжалостен к отстающим. Достоинство рыночной системы заключается, прежде всего, в рассмотрении анализа эффективности распределения ресурсов и свобод. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство той продукции, в котором общество больше всего нуждается. Благодаря этому в экономику внедряется более новые технологии производства. «Невидимая рука» управляет на рынке личной выгодой, которая обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров. В связи с этим многие экономисты сомневаются, как правильно необходимо вмешиваться в функционирование свободных рынков, или регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным. Важный не экономический аргумент, который также составляет достоинство рыночной экономики, служит обстоятельство, что она делает ставку роль на личной свободы. Рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Каждому человеку предоставляется свобода предпринимательства. Предприниматели, без принуждения, могут добиваться увеличение своей выгоды, с учетом вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы. Таким образом, рыночная экономика способствует эффективности распределение ресурсов и личной свободе. Избавляя общество от товарного дефицита, развивая научно-технический прогресс, рыночная экономика не способна решить другие важные социально-экономические проблемы. Это удовлетворение тех потребностей общества, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платежеспособный спрос. Всякое общество нуждается в национальной системе обороны, образования, аппарата управления государством и другие необходимые мероприятия, в которых нуждаются люди. Эти услуги и общественные товары должны финансироваться из средств государственного бюджета за счет налогов граждан. Итак, удовлетворение потребностей на общественные товары не может происходить на рыночной основе.

     Другая  проблема рыночной экономики связана  с «внешними эффектами». Например, это загрязнение окружающей среды в результате деятельности производства, исчерпание природных запасов, которые идут в хозяйственный оборот. Сама экономика не способна «убрать» эти негативные последствия, это ведет к тому, что государство должно заниматься этим процессом. Оно измеряет и перераспределяет доходы через государственный бюджет с целью погасить отрицательные эффекты или справедливо перераспределить выгоду. Устранение негативных внешних эффектов возможна через запрет эксплуатации невосстанавливаемых природных ресурсов, применение вредных технологий, наносящих ущерб здоровью населения. Государство борется с этим с помощью штрафов, которые могут превышать выгоду нарушаемого производителя. « Все это дает возможность существенно координировать действия рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах».

Третья  проблема, связанная с социально-экономическими правилами личности, прежде всего, право на труд. Ясно, что рыночная экономика не может существовать с занятостью всего населения в целом. В стране возникает безработица. При этом государство не стремится к полной занятости людей, а лишь регулирует рынок рабочей силы, с помощью социальных выплат людей, осуществление программ по созданию новых рабочих мест и проводит другие мероприятия, чтобы хоть как-то обеспечить жизнь людей, которые не по своей воли утратили рабочие места.

     Государство постоянно должно контролировать рынок, то есть система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера осуществляется государственными учредителями в целях адаптации социально-экономической системы к постоянно изменяющимся условиям. Вмешательство государства в рынок влияет на состояние дел на нем, формирования спроса и предложения, перераспределение доходов, решает глобальные проблемы развития экономики, обеспечивает социальную защиту общества. Субъектами государственного регулирования являются федеральные, региональные, муниципальные органы управления. Государственное регулирование ставит перед собой цели: соблюдать интересы государства, общества, социально незащищенных слоев общества, придерживаясь прав и свобод личности. Государство следит, чтобы не были ущемлены интересы отдельных регионов, социальных групп, а также государственное регулирование направлено на защиту интересов будущего поколения, охрану окружающей среды. Государство стремится минимизировать негативные последствия рыночных процессов, создать правовые, финансовые предпосылки эффективного функционирования рыночной экономики.

Информация о работе Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики