Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики

Автор работы: x****************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание

Ценообразование на рынке складывается в зависимости от спроса и предложения - важнейших экономических рычагов рыночной экономики. По своей природе рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении. С микроэкономической точки зрения из приведенных определений рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Рынок и его основные элементы: условия возникновения, понятие,
структура функции…..………………….……………………………………………4
1.1.Рынок и условия его возникновения……………………………………………9
1.2.Основные типы рыночных структур, виды, сегментация рынков…………...10
1.3.Государственное регулирование рынка………………………………………..15
1.4.Типология рынка…………………………………………………………...……20
2.Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики…………...25
2.1.Функции рынка…………………………………………………………………..30
2.2.Принципы функционирования………………………………………………….32
2.3.Институт рыночной экономики…………………………...……………………33
Заключение…………………………………………………………………………..35
Приложение………………………………………………………………………….37
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

готовый вариант инет.doc

— 260.50 Кб (Скачать документ)

     Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

     Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

     Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

     Информационная  функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

     Санирующая  функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

     Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

     Функция реализации интересов рыночных субъектов  обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

2.2.Принципы  функционирования.

     Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первым  и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители  и потребители. Они формируются  в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из  сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает как продолжение процесса производства когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.

 Вторым  элементом рыночной экономики выступает  экономическая обособленность, которая  обусловлена частной или смешанной  формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.

  Третий  важнейший элемент рыночной экономики  — цены. Они — предмет особого  исследования. Здесь лишь сделаем  два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе— цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются трансакционными издержками т. е. издержками обращения, связанными с обменом.

  Четвертым центральным звеном рыночной экономики  являются две составляющие — спрос и предложение. Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.

  Пятый элемент рыночного механизма  — конкуренция. Она обеспечивав  максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. А. Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т. д.

  Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли. 

2.3.Институт  рыночной экономики.

Функционирование  экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью  «рыночных институтов» – специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга.

Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой  и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д. Деятельность всех этих звеньев инфраструктуры товарного рынка заполняет экономическое «пространство», своеобразными «полюсами» которого являются производители и потребители. Основная функция инфраструктуры рынка товаров заключается в том, чтобы связывать друг с другом все сферы общественного производства.

- Рынок капиталов состоит из двух частей: «кредитного рынка» и «рынка ценных бумаг».

- Кредитный рынок – это рынок заемного капитала; его функционирование обеспечивается посредством банков, страховых компаний, различных фондов, способных мобилизовать свободные денежные средства и превращать их в кредиты. На рынке ценных бумаг продаются прежде всего доли участия в собственности предприятия; это рынок собственного капитала, его основной институт – «фондовая биржа».

- Рынок труда существует наряду с рынком капиталов, выступая составной частью рынка факторов производства. На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организован он в виде биржи труда.

- Государственные финансы составляют необходимый элемент рыночной инфраструктуры. Свои функции они выполняют посредством центрального и местного бюджета.

- Возникновение рынка ценных бумаг вызвано утверждением такой формы организации производства как акционерное общество. Их появление стало естественным результатом развития производства в ходе его индустриализации, когда коренным образом менялись технические основы производства, росли его масштабы, увеличивались размеры предприятий. Крупные предприятия, доказав преимущество над мелкими, нуждались в значительных массах капитала, необходимых для инвестиций. Заметно выросли размеры первоначального капитала, т.е. суммы денег, позволяющие организовать производство. Отдельным предпринимателям стало не под силу открывать новые предприятия или совершенствовать уже действующие. Поэтому они были вынуждены объединить свои капиталы и создавать акционерные общества – предприятия, основная часть капитала которых образуется из взносов предпринимателей, становящихся в силу этого «акционерами». Акционеры не несут личной ответственности по долгам предприятия. Ответственность здесь носит коллективный характер, риску подвергается только вложенный в предприятие капитал, а не личная собственность акционеров.

     Таким образом, совокупность связанных между  собой институтов, действующих в  пределах особых рынков и выполняющих  определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы. 
 
 

Заключение.

      Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и

поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится

максимально полно удовлетворить собственные  потребности при любой

установленной на товар цене, однако каждая из них  находится во власти своего

сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего

бюджета, а поставщики – ограниченностью  своих технологических возможностей.

Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут

изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества

товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является

убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях (цена, количество) определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.

      В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и

предложения имеют, естественно, свои особенности. Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет  убывающей. Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится  принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.

Информация о работе Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики