Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Значение курсовой работы состоит в том, что она способствует развитию навыков самостоятельного изучения и систематизации основных вопросов, связанных с проблемами российских финансов.
Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3 1. Построение налоговой системы: теории, подходы, эффективность……..…..5
1.1. Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы………………………………………………………………………….………...5
1.2. Правовое значение объекта налогообложения……………………………..12
1.3. Принципы построения налоговой системы………………………………...13
2. Налоговая система российской федерации……………………………….......15
2.1. Структура налогообложения РФ……………………………………...……..15
2.2. Основные налоги, взимаемые в России……………………………………..16
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации …………………………………………………………………..19
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности …………………………………………………………………………...19
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………...……………...20
4. Совершенствование налоговой системы РФ……………………..…………..24
4.1. Основные итоги реформирования налоговой системы РФ………………..24
4.2. Проблемы развития налоговой системы РФ………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение 1………………………………………………………….…………..33
Приложение 2…………………………………………………………….………..34
Приложение 3……………………………………………………………….……..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макро.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….……3                                                                                                                                                                    1. Построение налоговой системы: теории, подходы, эффективность……..…..5

1.1. Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы………………………………………………………………………….………...5

1.2. Правовое значение объекта налогообложения……………………………..12

1.3. Принципы построения налоговой системы………………………………...13

2. Налоговая система российской федерации……………………………….......15

2.1. Структура налогообложения РФ……………………………………...……..15

2.2. Основные налоги, взимаемые в России……………………………………..16

3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации …………………………………………………………………..19

3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности …………………………………………………………………………...19

3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………...……………...20

4. Совершенствование налоговой  системы РФ……………………..…………..24

4.1. Основные итоги реформирования налоговой системы РФ………………..24

4.2. Проблемы развития налоговой системы РФ………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………….…..29

Список литературы………………………………………………………………..30

Приложение 1………………………………………………………….…………..33

Приложение 2…………………………………………………………….………..34

Приложение 3……………………………………………………………….……..35

 

 

 

 

                                                      Введение

 

 

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как  известно, налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений  и особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной работы –  проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Значение курсовой работы состоит в том, что она способствует развитию навыков самостоятельного изучения и систематизации основных вопросов, связанных с проблемами российских финансов.

Объектом исследования в  данной работе является налоговая система  РФ.

Обобщая вышесказанное, в  настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы РФ.

Задачи курсовой работы:

. закрепить навыки самостоятельной  работы с литературными, нормативными, электронными источниками информации;

. научиться самостоятельно подбирать и систематизировать конкретный материал по исследуемой проблеме - построения и развития налоговой системы в России, производить практические расчеты в процессе исчисления основных налогов, делать на их основе соответствующие выводы;

. научиться применять  полученные теоретические знания  в процессе анализа фактического  состояния исследуемой проблемы - построения и развития налоговой системы в России;

. научиться правильно  оформлять практические работы используя таблицы, формулы, расчеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1 Построение налоговой системы: теории, подходы, эффективность

 

         1.1Сущность налогов и их роль в экономике государства

 

 

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в  бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при  всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

Все налоги содержат следующие  элементы:

1.объект налога  – это имущество или доход, подлежащие обложению;

2.субъект налога  – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

3.источник налога  – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4.ставка налога  – величина налога с единицы объекта налога;

5.налоговая льгота  – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

С известной долей условности первый из аспектов может быть назван системой налогов, второй - системой налогового законодательства, а третий - институциональной  системой налогообложения. Все они  взаимосвязаны, и невозможно рассмотреть  систему налогов, не рассматривая законодательство и подзаконные нормативные акты, а последние - вне зависимости  от институтов, которые их принимают и администрируют.

Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц (см.приложение 1).

Первый уровень - федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Второй уровень - налоги республик  в составе Российской Федерации  и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

Третий уровень - местные  налоги, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми  актами представительских органов  местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Формально определенный законом  статус того или иного налога еще  не определяет бюджет, в который  этот налог поступает. В практике организации налоговых систем сложились  определенные критерии, позволяющие  определить, какие именно налоги следует (или предпочтительнее) использовать в качестве федеральных налогов, а какие - на более низком уровне бюджетной иерархии.

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения, которые были определены Законом  РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах  налоговой системы, в Российской Федерации». Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов (принцип равнонапряженности).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо (принцип однократности уплаты налога).

3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

 Характеристика уровней  налоговой системы:

1. Первый уровень налоговой  системы - федеральные налоги

К федеральным налогам  Российской Федерации относят:

-Налог на добавленную стоимость;

-Единый социальный налог;

-Акциз;

-Налог на доходы физических лиц;

-Налог на прибыль организаций;

-Налог на добычу полезных ископаемых;

-Сборы на пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

-Водный налог;

-Государственная пошлина.

Налог на добавленную стоимость (НДС) в России действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его  уплаты первоначально был определён  законом «О налоге на добавленную  стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. НДС - косвенный  налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной  стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

С 1 января 2001 г. введена в  действие гл. 24 НК РФ «Единый социальный налог». Этот налог предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. В нем консолидируются взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы