Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Значение курсовой работы состоит в том, что она способствует развитию навыков самостоятельного изучения и систематизации основных вопросов, связанных с проблемами российских финансов.
Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы РФ.
Введение……………………………………………………………………….……3 1. Построение налоговой системы: теории, подходы, эффективность……..…..5
1.1. Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы………………………………………………………………………….………...5
1.2. Правовое значение объекта налогообложения……………………………..12
1.3. Принципы построения налоговой системы………………………………...13
2. Налоговая система российской федерации……………………………….......15
2.1. Структура налогообложения РФ……………………………………...……..15
2.2. Основные налоги, взимаемые в России……………………………………..16
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации …………………………………………………………………..19
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности …………………………………………………………………………...19
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………...……………...20
4. Совершенствование налоговой системы РФ……………………..…………..24
4.1. Основные итоги реформирования налоговой системы РФ………………..24
4.2. Проблемы развития налоговой системы РФ………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение 1………………………………………………………….…………..33
Приложение 2…………………………………………………………….………..34
Приложение 3……………………………………………………………….……..35
Акциз - косвенный налог,
устанавливаемый
Налог на доходы физических лиц (подоходный налог) - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода. В России, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям. Введен на территории России с 1 января 1992 г. Законом РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц».
Налог на прибыль - прямой налог,
взимаемый с прибыли
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - прямой налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НКРФ. Плательщиками признаются пользователи недр - организации и индивидуальные предприниматели. В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов введены с 1 января 2004 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили плату за пользование объектами животного мира и существовавшую систему продажи квот на вылов водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства.
Водный налог - налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.
Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. Введена Федеральным законом от 02.11.2004. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.
2. Второй уровень налоговой системы - региональные налоги. К региональным налогам Российской Федерации относят:
-транспортный налог;
-налог на игорный бизнес;
-налог на имущество организаций.
Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. С 1 января 2003 года введен в России. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
В Российской Федерации налог на игорный бизнес впервые введен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №142-ФЗ «О налоге на игорный бизнес». Налог на игорный бизнес - налог с организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно с предпринимателей, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы.
Налог на имущество организаций - это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность). Был введен в России в 1992 году. Плательщиками указанного налога являются российские организации и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Налоговым периодом по уплате указанного налога признается календарный год. Максимальная налоговая ставка не может превышать 2,2 процента.
3. Третий уровень налоговой системы - местные налоги. К местным налогам Российской Федерации относят:
-земельный налог;
-налог на имущество физических лиц.
Земельный налог - уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Действует в России с 1991 г.
Объектами налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая ставка устанавливается законами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) и не может превышать:
-3% в отношении земельных участков:
-отнесенных к землям с/x назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для с/x производства;
-занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;
-для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
-5% в отношении прочих земельных участков.
Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Льготы предусмотрены:
-Героям Советского союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордера Славы; Ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, ветеранам и инвалидам боевых действий;
-физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
-инвалидам, имеющим вторую и третью степени ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют первую и вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
-инвалидам с детства;
-физических лиц, принимавших участие в составе подразделений особого риска участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
-физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок.
Земельный налог исчисляется юридическими лицами самостоятельно по состоянию на 1 января каждого года. Исчисление земельного налога для физических лиц производится налоговыми органами.
Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации.
Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
-жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Налог исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения.
Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Ставки налога на строения, помещения, сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в пределах, представленных в таблице (см.приложение 2).
Ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое то помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд, кирпичное, блочное или построено из дерева и т.п. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождению объекта налогообложения.
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
-Герои Советского Союза и Герои РФ, а также лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней;
-инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства;
-участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
-лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-морского флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.;
-граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и получающие льготы в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
-лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидация аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
-члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
1.2 Правовое значение объекта налогообложения
Налоги являются обязательными платежами (взносами) в пользу государственной или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа (налогоплательщика). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Основным условием, порождающим для конкретного лица обязанность платить тот или иной предусмотренный законом налог, является наличие объекта налогообложения. Это – главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика (получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д.), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д.), что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте (налог на пользователей автодорог). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.
Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом налогового состава – ставкой налога, определяет также и объем налоговой обязанности (размер налогового платежа). Чем больше количественные характеристики (проявления) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов (или принципов налогообложения).
Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли (когда учитывается стоимость) или лошадиные силы (при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке (ст. II).
1.3 Принципы построения налоговой системы
Информация о работе Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы