Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.
Значение курсовой работы состоит в том, что она способствует развитию навыков самостоятельного изучения и систематизации основных вопросов, связанных с проблемами российских финансов.
Объектом исследования в данной работе является налоговая система РФ.
Обобщая вышесказанное, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы функционирования налоговой системы РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3 1. Построение налоговой системы: теории, подходы, эффективность……..…..5
1.1. Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы………………………………………………………………………….………...5
1.2. Правовое значение объекта налогообложения……………………………..12
1.3. Принципы построения налоговой системы………………………………...13
2. Налоговая система российской федерации……………………………….......15
2.1. Структура налогообложения РФ……………………………………...……..15
2.2. Основные налоги, взимаемые в России……………………………………..16
3. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства в Российской Федерации …………………………………………………………………..19
3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности …………………………………………………………………………...19
3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств……………………………………………………………...……………...20
4. Совершенствование налоговой системы РФ……………………..…………..24
4.1. Основные итоги реформирования налоговой системы РФ………………..24
4.2. Проблемы развития налоговой системы РФ………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………….…..29
Список литературы………………………………………………………………..30
Приложение 1………………………………………………………….…………..33
Приложение 2…………………………………………………………….………..34
Приложение 3……………………………………………………………….……..35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по макро.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

Одним из главных достижений налоговой реформы в нашей  стране стало принятие Налогового кодекса РФ – до этого, порядок исчисления и уплаты налогов регулировался множеством законодательных актов, что очень сильно усложняло систему налогового администрирования.

В качестве положительного момента можно отметить и введение презумпции невиновности для налогоплательщиков (в 1 части Налогового кодекса РФ).

Одним из главных успехов  отечественной налоговой системы  является успешное сокращение налогообложения  фонда заработной платы. С уменьшением ставки налога на доходы физических лиц его сборы в 2001-2002 увеличились более чем на 40 %. Сборы единого социального налога после уменьшения ставки ЕСН выросли на 30 %, а заработная плата выросла на 4-6 %. Многие налогоплательщики стали «выходить из тени», сократились выплаты заработной платы «в конвертах».

 В 2005 году принят  ряд федеральных законов, реализация  которых позволила обеспечить совершенствование налогового администрирования с одной стороны, а также снижение налоговой нагрузки и, следовательно, стимулирование создания условий для притока инвестиций в реальный сектор экономики, с другой стороны.

Так, по налогу на прибыль  организаций с 2006 года введен новый  порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено единовременно признавать расходами в целях налогообложения 10% стоимости введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Начиная с 2006 года в составе  расходов, учитываемых при расчете  налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в полной сумме учитываются затраты на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ (НИОКР), не давших положительного результата. Одновременно срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, результаты которых используются в производственной деятельности, уменьшился с 3 до 2 лет.

Кроме того, убытки прошлых  налоговых периодов могут быть приняты  в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода в 2006 году в размере  не выше 50% налоговой базы (до 2006 года применялось ограничение в 30%). Начиная с 2007 года указанное ограничение было снято полностью.

Внесены существенные изменения  в порядок исчисления и уплаты НДС. Так, в частности, с 1 января 2006 года отменено налогообложение авансовых  платежей по экспортным поставкам, осуществляется переход на метод отгрузки и т.д.

Важнейшим шагом на пути создания благоприятного инвестиционного  климата и стимулирования развития высокотехнологичных отраслей производства явилось принятие в 2005 году Федерального закона о создании в Российской Федерации свободных экономических зон.

Был законодательно определен  правовой режим особых экономических  зон на территории Российской Федерации, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности, установлен ряд существенных налоговых льгот и преференций для резидентов особых экономических зон.

Остановимся подробнее на итогах налоговой реформы в РФ в 2005-2007 годах. Оценим последствия изменений  в налоговом законодательстве в  указанном периоде.

1 . Федеральный закон от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ «О внесении  изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Закон, в частности, предусматривает, что 10 % от стоимости капитальных вложений могут сразу относиться на себестоимость, а остальные 90% будут амортизироваться в установленном законом порядке.

Введение «10 % амортизационной  премии» имело в целом положительный экономический эффект. Вместе с тем, по мнению ряда предприятий России в целях совершенствования данного механизма необходимо установить возможность применения амортизационной премии не ко всем объектам, а к отдельным объектам по усмотрению самих предприятий в зависимости от различных факторов (стоимости основных средств, срока службы оборудования, назначения использования и т.д.).

Кроме того целесообразно  рассмотреть вопрос о дальнейшем увеличении амортизационной премии. Это позволит хозяйствующим субъектам за счет налогового высвобождения финансовых средств проводить более активную промышленную и инвестиционную политику, обновлять основные средства и в целом поднимать уровень производительности и экономической рентабельности предприятий.

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 119-ФЗ «О внесении  изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов РФ о налогах и сборах». Закон внес существенные изменения в порядок исчисления и взимания налога на добавленную стоимость.

Переход на обязательное определение  даты возникновения обязанности  по уплате НДС всеми налогоплательщиками  по методу начисления исключил обязательность факта оплаты НДС по приобретенным  товарам для применения налогового вычета. Это является существенным послаблением для всех налогоплательщиков. Вместе с тем, обязательность факта оплаты остается необходимой при применении товарообменных операций, при расчетах ценными бумагами, что соответственно негативно отражается на взаимоотношениях с контрагентами, которые в силу определенных причин используют данные формы расчетов.

Переход на уведомительный порядок применения нулевой ставки НДС и единую налоговую декларацию не привел к уменьшению пакета документации по нулевой ставке НДС, который по-прежнему слишком объемен. При этом использование единой декларации по НДС влечет дополнительные риски для экспортеров, поскольку камеральная проверка проводится в течение 3-х месяцев, а по ее результатам налоговые органы могут решить, что предприятие не имело права на нулевую ставку НДС. В этом случае раньше налогоплательщику отказали бы в возмещении, а теперь в связи с тем, что в единой декларации отражены внутрироссийские обороты, налоговые органы соответственно могут и доначислить налог, пени и оштрафовать предприятие. Это негативно сказывается на его хозяйственной деятельности. В том случае, если предположим, за какой-то налоговый период было отказано в возмещении НДС, то при подаче уточненной декларации налоговый орган вновь требует представить полный пакет подтверждающих документов при камеральном контроле. Соответственно данный факт вынуждает предприятия увеличивать штат служб и, как следствие, увеличиваются затраты организации на администрирование налогов.

Кроме того, налоговые органы, как показывает практика, отказывают в применении налоговых вычетов  или в возмещении налога по первоначальной декларации, если до окончания камеральной  проверки представлена уточненная декларация. Соответственно, увеличивается срок для проведения камеральной проверки, начиная с даты представления уточненной декларации, даже если разница между первоначальной и уточненной декларациями составила 100 рублей. Данный факт ведет к судебным разбирательствам, что также требует дополнительных расходов налогоплательщика.

Переход на уведомительный порядок применения ставки НДС 0% и  налоговых вычетов носит во многом декларативный характер по следующим дополнительным причинам:

- Переход на новый порядок  подтверждения права на применение  нулевой ставки не повлек за собой изменение полномочий налоговых органов в рамках проведения соответствующих контрольных мероприятий

- Действующая система  налогового администрирования НДС  (в т.ч. программное обеспечение,  установленное в налоговых органах)  оказалась не приспособленной  к переходу на уведомительный  порядок.

 

 

 

4.2 Проблемы развития  налоговой системы РФ

 

 

Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. На сегодняшний день нет другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система - это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Для современной налоговой  системы России, характерно множество  проблем, одной из которых продолжает оставаться ее фискальная направленность. Фискальная направленность налогового производства выражается на практике в установлении жесткого регламента в отношении налогооблагаемой базы.

Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом  «взять все, что можно». Наиболее яркий  пример - повышение страховых взносов (в 2010 году их размер составляет 26%, а  с 2011 года их ставка возросла до 34%). Для  подъема промышленности, сельского  хозяйства необходимы средства. Чтобы  иметь средства для наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги, да еще и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идет сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введенные привилегии, что создает дополнительный источник риска для инвесторов. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

Также в настоящее время  продолжает иметь место недостаточная  четкость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что значительно затрудняет их изучение налогоплательщиком. В связи с этим ошибки при исчислении налогов остаются практически неизбежными. Нестабильность, частая смена «правил игры с государством», принятие налоговых актов задним числом, противоречивостью законов и подзаконных актов, в том числе директивных конструктивных материалов, создающих возможность, а порой просто необходимость их дополнительного толкования - все это не только отпугивает иностранных инвесторов, но и создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей.

Огромное внимание, обращает на себя проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями, но при этом результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические, и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна  разоблачений связанных с незаконными  финансовыми операциями. Теневая экономика - это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов, и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных деяний в налоговой сфере. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге стабилизация экономики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

Заключение

 

 

Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех  национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.

Особенность реформирования экономики в России такова, что  налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать  без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

           

                          Список литературы

 

 

1. Налоговый кодекс РФ.

. Закон «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации».

. Закон «Об основах  налоговой системы, в Российской  Федерации».

. Закон «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации».

. Закон «О подоходном  налоге с физических лиц».

. Закон «О налоге на  игорный бизнес».

. Закон «О социальной  защите граждан, подвергшихся  воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

. Закон «О налогах с  предприятий, объединений и организаций».

. Закон «О налоге на  добавленную стоимость».

2. Миляков Н.В., Налоги  и налогообложение: учебник. - 5-е  изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006г.

Информация о работе Сущность налогов и Общая характеристика уровней налоговой системы