Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа
Свободное время как важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.
Введение………………………………………………………………………3
1 Бюджет времени населения, его структура………………...………..……5
2 Сущность свободного времени:
определение, функции, подходы…………………………………………...11
3 Использование свободного времени……………………………………..15
4 Роль организации свободного времени в развитии персонала………...19
4.1 Социальная трудовая среда……………………………………………..19
4.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации……………...….21
5 Свободное время общества в современных условиях ………………...27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников ………………………………………34
http://lib.rin/doc/i/
Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства среднем на одну работающую женщину составили 3 ч. 13 мин (рабочий день) и 6 ч. 18 мин. (выходной день). Структура этих затрат такова: работа по дому – 81,8 и 85,9%, в том числе: приготовление пищи - 41,8 и 33,4; стирка, глажение –12,6 и 18,6 шитье, вязка, уход за одеждой, обувью8,2 и 10,9; уборка квартиры –10,2 и 13,3; ремонт бытовых приборов, мебели, жилы отопление – 1,2 и 1,8; уход за детьми – 6,0 и 5,6; прочие виды домашнего труда – 1,8 и 2,0. К последним относятся затраты на покупку товаров и получение услуг – 18,2% (рабочий день) и 14,1% (выходной день), в том числе: на покупку продуктов – 13,9% на покупку непродовольственных товаров–4,0%; на получение услуг – 0,8 и 0,5%.
Для сравнения приведем бюджет времени среднего европейца, выведенный международной группой «Информационная реклама» по материалам опроса, проведенного в 20 странах. На первом месте в бюджете времени у него сон - 8 ч 03 мин, или 33,4% суточного времени, а рекордсмены по сну - бельгийцы (8 ч 30 мин). На втором месте работа – в среднем 7 ч 20 мин, или 20,6% (самый короткий день у англичан - 6 ч 25 мин, а самый длинный у португальцев - с двумя дополнительными часами работы в сутки).
Далее просмотр телепрограмм - 3 ч 27 мин (у англичан более 4 ч, у скандинавов - 30 мин), воспитание - около 3 ч в среднем (у шведов - 5 ч 30 мин, у португальцев и бельгийцев – 1ч 50 мин), учеба - 5 ч 10 мин, домашние поделки - 2 ч 50 мин, посещение ресторанов, баров и пивных –2 ч 17 мин. Меньше всего y среднего европейца уходит времени на покупки (1 ч 09 мин), контакты с административными органами (1 ч 06 мин), еда на работе (45 мин), каждодневный туалет (43 мин), косметический уход (27 мин).
Данные об использовании бюджета времени
различных групп населения отражают структуру
их повседневной деятельности, продолжительность
ее основных групп и видов, ориентации
в поведении и т.д. Особую ценность представляют
материалы об изменениях под воздействием
различных социальных факторов. Некоторые
из них приобретают характер глобальных
тенденций (например, повышение уровня
общего образования и квалификации работающего
населения), специфика других определяется
климатом, культурными традициями населения.
Подробное знание об этих изменениях и
их оценка крайне важны для понимания
социально-экономических процессов.
Рассмотрев
бюджет времени и его структуру
можно сделать выводы о том, что
основным источником информации о бюджете
времени населения служат выборочные
обследования, периодически проводимые
органами государственной статистики
и социологическими группами, в результате
которых мы видим, что с течением времени
меняется как бюджет времени, так и его
структура. Также можно сказать о том,
что в разных странах разные бюджеты времени.
Я считаю, что причинами этого различия
служат различные социальные факторы
такие как рост потребления алкоголя,
наркотиков, а так же экономические факторы
такие как бедность, вызванная экономическим
кризисом и др.
2.Сущность
свободного времени:
определение, функции,
подходы
Внерабочее время и связанное с ним устройство домашнего быта работников является немаловажным фактором внешней социальной среды организации. Это понятно, поскольку люди проводят на работе, учитывая выходные и праздничные дни, а также ежегодные отпуска, менее 1/4 имеющегося в их распоряжении времени. Остальное время работник так или иначе посвящает дому, семейным и общественным обязанностям, отдыху. При этом различаются образ жизни городского и сельского населения, крупных предпринимателей и лиц наемного труда, а также людей, занимающихся преимущественно умственной или физической работой.
Временной ресурс работающего человека в будний день распадается на рабочее и внерабочее время в соотношении примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9–9,5 ч на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека – сон, личную гигиену, прием пищи и т.п., а оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, досуг. Понятно, что изменение продолжительности любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других.
Затраты времени на передвижение на работу и обратно определяются типом населенного пункта (город, поселок, село), удаленностью жилья от места работы, состоянием дорожной сети, видами транспорта и т.п. Социальные исследования показывают, что в условиях крупного города передвижение на работу и обратно занимает у человека в среднем 1 – 1,5 ч ежедневно.
По данным тех же исследований, у работающего человека не менее 2,5–3 ч в день уходит на домашние дела, в частности на приготовление пищи, покупки товаров и т.п. Затраты времени на эти цели непосредственно зависят как от места жительства (городской район, пригород или удаленный поселок), так и от развитости социальной инфраструктуры, доступности объектов социальной сферы, благоустроенности быта.
По этим показателям наша страна уступает государствам Западной Европы, США, Австралии, Японии и другим странам, имея при этом огромный, но не задействованный полностью социальный резерв [2,с. 142].
Возвращаясь
к слагаемым внерабочего
Свободное
время выполняет следующие осно
Поскольку
историческое развитие общества неизбежностью
приводило к изменению
Обобщая
существующие определения свободного
времени как общественно-
Есть основания полагать, что трудность в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка – онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости.
Сторонники такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда.
В то же время важное значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида.
Выявление
сущности свободного времени не представляет
собой чисто теоретическую
Исследование свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и показало практическую значимость этого социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития.
В литературе,
посвященной рассматриваемой
Данный подход рассматривает свободное время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.
Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов [8,с. 292].
Вопрос содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере его разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам деятельности, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан.
Рассматривая существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.
Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов к свободной деятельности, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени.
При этом с точки зрения этих индивидов существуют два типа деятельности: (1) представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная его положительными психическими состояниями или приводящая к ним, и (2) имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе индивидуальных ценностей.
Содержательной
стороной этого подхода является
анализ субъективных отношений к
массе возможных видов
Наибольшее
внимание исследователи этого
Близок социально-психологическому подход с ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время – это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми [8,с. 293].
В социологической литературе можно выделить еще один, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.
Следует
особо подчеркнуть, что выделенные
подходы к изучению свободного времени
находятся между собой в
Обобщая
сказанное, можно сделать вывод, что общество
и конкретная личность определяют для
себя способы использования свободного
времени сообразно своим потребностям,
интересам и целям. В то же время важное
значение свободного времени заключается
в том, что оно является существенным условием
свободного и гармоничного развития личности.
То есть свободное время может быть использовано
как средство физического и духовного
совершенствования индивида.
Информация о работе Свободное время общества в современных условиях