Свободное время общества в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Свободное время как важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Бюджет времени населения, его структура………………...………..……5
2 Сущность свободного времени:
определение, функции, подходы…………………………………………...11
3 Использование свободного времени……………………………………..15
4 Роль организации свободного времени в развитии персонала………...19
4.1 Социальная трудовая среда……………………………………………..19
4.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации……………...….21
5 Свободное время общества в современных условиях ………………...27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников ………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Моя.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)
 

    http://lib.rin/doc/i/15980p111.htm/

    Общие затраты времени на ведение домашнего хозяйства среднем на одну работающую женщину составили 3 ч. 13 мин (рабочий день) и 6 ч. 18 мин. (выходной день). Структура этих затрат такова: работа по дому – 81,8 и 85,9%, в том числе: приготовление пищи - 41,8 и 33,4; стирка, глажение –12,6 и 18,6 шитье, вязка, уход за одеждой, обувью8,2 и 10,9; уборка квартиры –10,2 и 13,3; ремонт бытовых приборов, мебели, жилы отопление – 1,2 и 1,8; уход за детьми – 6,0 и 5,6; прочие виды домашнего труда – 1,8 и 2,0. К последним относятся затраты на покупку товаров и получение услуг – 18,2% (рабочий день) и 14,1% (выходной день), в том числе: на покупку продуктов – 13,9% на покупку непродовольственных товаров–4,0%; на получение услуг – 0,8 и 0,5%.

         Для сравнения приведем бюджет времени  среднего европейца, выведенный международной группой «Информационная реклама» по материалам опроса, проведенного в 20 странах. На первом месте в бюджете времени у него сон - 8 ч 03 мин, или 33,4% суточного времени, а рекордсмены по сну - бельгийцы (8 ч 30 мин). На втором месте работа – в среднем 7 ч 20 мин, или 20,6% (самый короткий день у англичан - 6 ч 25 мин, а самый длинный у португальцев - с двумя дополнительными часами работы в сутки).

         Далее просмотр телепрограмм - 3 ч 27 мин (у  англичан более 4 ч, у скандинавов - 30 мин), воспитание - около 3 ч в среднем (у шведов - 5 ч 30 мин, у португальцев и бельгийцев – 1ч 50 мин), учеба - 5 ч 10 мин, домашние поделки - 2 ч 50 мин, посещение ресторанов, баров и пивных –2 ч 17 мин. Меньше всего y среднего европейца уходит времени на покупки (1 ч 09 мин), контакты с административными органами (1 ч 06 мин), еда на работе (45 мин), каждодневный туалет (43 мин), косметический уход (27 мин).

            Данные об использовании бюджета времени различных групп населения отражают структуру их повседневной деятельности, продолжительность ее основных групп и видов, ориентации в поведении и т.д. Особую ценность представляют материалы об изменениях под воздействием различных социальных факторов. Некоторые из них приобретают характер глобальных тенденций (например, повышение уровня общего образования и квалификации работающего населения), специфика других определяется климатом, культурными традициями населения. Подробное знание об этих изменениях и их оценка крайне важны для понимания социально-экономических процессов. 

       Рассмотрев  бюджет времени и его структуру  можно сделать выводы о том, что основным источником информации о бюджете времени населения служат выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами, в результате которых мы видим, что с течением времени меняется как бюджет времени, так и его структура. Также можно сказать о том, что в разных странах разные бюджеты времени. Я считаю, что причинами этого  различия служат различные социальные факторы такие как рост потребления алкоголя, наркотиков, а так же экономические факторы такие как бедность, вызванная экономическим кризисом и др. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    2.Сущность свободного времени: определение, функции, подходы 

    Внерабочее время и связанное с ним устройство домашнего быта работников является немаловажным фактором внешней социальной среды организации. Это понятно, поскольку люди проводят на работе, учитывая выходные и праздничные дни, а также ежегодные отпуска, менее 1/4 имеющегося в их распоряжении времени. Остальное время работник так или иначе посвящает дому, семейным и общественным обязанностям, отдыху. При этом различаются образ жизни городского и сельского населения, крупных предпринимателей и лиц наемного труда, а также людей, занимающихся преимущественно умственной или физической работой.

    Временной ресурс работающего человека в будний день распадается на рабочее и  внерабочее время в соотношении  примерно 1: 2. В свою очередь, время, прямо не связанное с трудовой деятельностью, включает затрату 9–9,5 ч на восстановление сил и удовлетворение естественных физиологических потребностей человека – сон, личную гигиену, прием пищи и т.п., а оставшееся время занимают передвижение на работу и обратно, ведение домашнего и подсобного хозяйства, уход за детьми и занятия с ними, досуг. Понятно, что изменение продолжительности любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других.

    Затраты времени на передвижение на работу и обратно определяются типом населенного пункта (город, поселок, село), удаленностью жилья от места работы, состоянием дорожной сети, видами транспорта и т.п. Социальные исследования показывают, что в условиях крупного города передвижение на работу и обратно занимает у человека в среднем 1 – 1,5 ч ежедневно.

    По  данным тех же исследований, у работающего  человека не менее 2,5–3 ч в день уходит на домашние дела, в частности на приготовление пищи, покупки товаров и т.п. Затраты времени на эти цели непосредственно зависят как от места жительства (городской район, пригород или удаленный поселок), так и от развитости социальной инфраструктуры, доступности объектов социальной сферы, благоустроенности быта.

    По  этим показателям наша страна уступает государствам Западной Европы, США, Австралии, Японии и другим странам, имея при этом огромный, но не задействованный полностью социальный резерв [2,с. 142].

    Возвращаясь к слагаемым внерабочего времени, нужно констатировать, что если из оставшихся после восстановления сил  и удовлетворения естественных физиологических потребностей 6,5–7 ч отнять время передвижения на работу и обратно (1 – 1,5 ч), а также время, затрачиваемое на домашние дела (2,5–3 ч), то останется чуть более 2 ч. По иронии судьбы это в будний день (по субботам, воскресеньям и праздникам расклад внерабочего времени может быть иным) и есть свободное время работающего человека, которое он должен использовать и для отдыха после работы, и для выполнения домашних обязанностей, и для физического и духовного развития, обогащения личности [2,с. 142].

    Свободное время выполняет следующие основные функции: 1) отдыха и восстановления израсходованных физических и умственных сил; 2) развития физических и умственных сил и способностей; 3) развлечения и общения. Эти функции реализуются в различных видах деятельности в свободное время [7,с. 178].

    Поскольку историческое развитие общества неизбежностью  приводило к изменению содержания его жизни и жизни индивидов, то, естественно, что менялась и содержательная сторона свободного времени, которая  была наиболее полно исследована уже в XX в. как в зарубежной, так и отечественной социологии. При этом главное внимание было уделено методологической стороне изучения проблемы. В частности, исследовались сущность, основные функции, соответствующее специфике XX в. содержание свободного времени и его социально-индивидуальная значимость.

    Обобщая существующие определения свободного времени как общественно-исторического  явления, можно сказать, что свободное  время – это часть социального  времени, не занятая делами производственной или жизненной необходимости, находящаяся в распоряжении индивида и употребляемая им по его личному усмотрению для отдыха или развития его личности.

    Есть  основания полагать, что трудность  в выявлении сущности свободного времени, вероятнее всего, была обусловлена тем, что как всякое объективно существующее явление оно обладает сущностями различного порядка, каждая из которых раскрывает одну из его социально значимых граней. В частности, сущностью первого порядка – онтологической сущностью (т.е. определяющей его существование как самостоятельного феномена) является то, что свободное время есть время, не занятое делами производственной или жизненной необходимости.

    Сторонники  такого подхода видели сущность свободного времени в духовно насыщенной деятельности, а также в нравственно и эстетически приемлемых формах досуга, как видах восстановительной деятельности, которым предается индивид после труда.

    В то же время важное значение свободного времени заключается в том, что  оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида.

    Выявление сущности свободного времени не представляет собой чисто теоретическую задачу, а имеет целью установить его общественное и индивидуальное предназначение, а через это и его социальную ценность.

    Исследование  свободного времени продемонстрировало общественный интерес к нему и  показало практическую значимость этого  социального феномена в важнейших сферах жизни общества и на различных этапах его развития.

    В литературе, посвященной рассматриваемой проблеме, достаточно единодушно выделяются два  основных подхода к ее изучению:

  1. Экономический, в рамках которого свободное время рассматривается как часть внерабочего времени, используемого для расширенного воспроизводства рабочей силы, а также для подготовки более квалифицированных работников, отвечающих требованиям эпохи научно технического прогресса.

    Данный  подход рассматривает свободное  время как средство, способствующее превращению индивида в более развитую личность, в качестве каковой он опять вступает в процесс производства и положительным образом себя в нем проявляет.

  1. Социологический подход отличается наиболее глубоким изучением проблемы. Для него характерны всестороннее исследование феномена социального времени, выявления его природы, соотношения рабочего и внерабочего времени, роли свободного времени для жизнедеятельности различных групп населения и т.д.

    Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие этого социального явления. В частности, в рамках этого подхода исследуется зависимость содержания свободного времени от различных социально-исторических и индивидуальных причин, а также от объективных и субъективных факторов [8,с. 292].

    Вопрос  содержания свободного времени особенно деликатен, так как в сфере  его разрешения сталкиваются общественные и личные интересы. Так, например, общество стремится направить личность к нравственно и эстетически значимым видам деятельности, а личность может иметь девиантные интересы, то есть отклоняющиеся от общественных. Возникающая коллизия должна быть решена законными средствами и в приемлемых формах, без посягательства на личные права и свободы граждан.

    Рассматривая  существующие подходы в изучении свободного времени, нельзя не отметить еще два.

    Социально-психологический, исследующий, например, отношение индивидов  к свободной деятельности, и произвольные изменения свободного времени в сторону его увеличения за счет сокращения рабочего или учебного времени.

    При этом с точки зрения этих индивидов  существуют два типа деятельности: (1) представляющая сама по себе непосредственную ценность для индивида, подкрепленная  его положительными психическими состояниями или приводящая к ним, и (2) имеющая значение лишь во внешних результатах, подчас чуждых системе индивидуальных ценностей.

    Содержательной  стороной этого подхода является анализ субъективных отношений к  массе возможных видов деятельности и выявление причин предпочтения ее конкретных видов.

    Наибольшее  внимание исследователи этого направления  уделяют изучению содержания свободного времени подростков и молодежи.

    Близок  социально-психологическому подход с  ярко выраженным педагогическим уклоном. Его основной ориентацией является исследование методов, форм и средств воспитательного воздействия на формирующуюся личность в сфере свободного времени. Сторонники этого подхода всем содержанием своей исследовательской деятельности подчеркивают, что свободное время – это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, человек остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми [8,с. 293].

    В социологической  литературе можно выделить еще один, наименее популярный и менее продуктивный подход, сводящий свободное время ко всему объему внерабочего времени. По сути представители этой точки зрения делят весь бюджет времени человека на две части: на рабочую и нерабочую, пренебрегая тем самым признаком собственно свободного времени как периода, не обремененного рутинной необходимостью.

    Следует особо подчеркнуть, что выделенные подходы к изучению свободного времени  находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени. 

    Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что общество и конкретная личность определяют для себя способы использования свободного времени сообразно своим потребностям, интересам и целям. В то же время важное значение свободного времени заключается в том, что оно является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида. 
     
     

Информация о работе Свободное время общества в современных условиях