Свободное время общества в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Свободное время как важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Бюджет времени населения, его структура………………...………..……5
2 Сущность свободного времени:
определение, функции, подходы…………………………………………...11
3 Использование свободного времени……………………………………..15
4 Роль организации свободного времени в развитии персонала………...19
4.1 Социальная трудовая среда……………………………………………..19
4.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации……………...….21
5 Свободное время общества в современных условиях ………………...27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников ………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Моя.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

      3 Использование свободного времени 

       Одной из задач построения любого общества является формирование человека, его всестороннего, гармонического развития, высокой духовной культуры и творческих устремлений.

    Увеличение  и рациональное использование свободного времени трудящихся составляет крупнейшую задачу в программе человеческого общества, при котором, как говорил Карл Маркс, "мерилом богатства будет уже не рабочее время, а свободное время"[14,c. 89].

       Актуальность  использования свободного времени  для современного этапа развития общества приобретает особую значимость. Этой проблеме посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Возвращаясь еще раз к разъяснению категории свободного времени и его структуры, как уже было отмечено ранее, свободное время является составной частью внерабочего времени.

       Если  под нерабочим временем трудящихся понимается все время в течение суток (недели, месяца, года) за вычетом рабочего времени, а также времени сверхурочных работ, то свободное время - это лишь та часть его (внерабочего времени), которая идет на отдых, учебу, самообразование, любительские занятия, общественную деятельность, воспитание детей. Под свободным временем понимается, по словам К. Маркса, "такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития"[14,c. 91].

       Свободное время - это время, свободное от исполнения всякого рода трудовых, семейных и  других обязанностей. К. Маркс по этому  поводу писал: "Человек может расходовать в продолжение суток, естественная продолжительность которых равна 24 часам, лишь определенное количество жизненной силы... В продолжение одной части суток сила должна отдыхать, спать, а в продолжение другой части суток человек должен удовлетворять другие физиологические потребности - питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т.д. Кроме этих чисто физических границ, удлинение рабочего дня наталкивается на границы морального свойства, рабочему необходимо время для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей, объем и количество которых определяется общим состоянием культуры"[14,c. 110].

       Далее К. Маркс, анализируя вопрос о рабочем  дне в условиях капитализма, о  необходимости и сущности свободного времени, указывал, что свободное  время - это время, которым человек может располагать "для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил"[14,c. 76].

       Он  дает такое определение свободного времени: "...свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство: отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой подобно труду, под давлением той внешней среды, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является необходимостью или социальной обязанностью, - как угодно"[14,c. 90].

         Свободное время, как и рабочее время, является одной из важнейших экономических категорий. По мере развития нашего общества значение свободного времени будет возрастать. Структура деятельности каждой социальной группы населения имеет свою специфику, однако, как показали многочисленные исследования, сходство основных потребностей всех социальных групп населения обуславливает единство структуры их деятельности и, следовательно, бюджета времени", под которым обычно понимается время, затраченное представителем определенной социальной группы в течение суток (недели, месяца или года) на различные виды деятельности. Таким образом, в структуру свободного времени включаются следующие элементы его расходования: учеба и повышение квалификации, включая самообразование; техническое творчество и другие любительские занятия; посещение зрелищ и учреждений культуры; пользование средствами массовой информации; общественная работа; занятия физкультурой и спортом; посещение друзей и знакомых; пассивный отдых; воспитание детей.

       Любое общество, решая проблему увеличения свободного времени его членов, заинтересовано в том, чтобы увеличившееся свободное  время использовалось трудящимися эффективно и разумно для их всестороннего развития, для повышения их общеобразовательного и культурно-технического уровня, для духовного обогащения и физического совершенствования.

       Но  нельзя упускать из виду, что некоторая  часть населения не всегда разумно использует свободное время. У одних это бывает из-за собственной неорганизованности, вследствие чего большая часть времени уходит на пустое времяпровождение. Некоторые люди не только не развиваются в свободное время для более эффективной работы и содержательной жизни, а наоборот, теряют то, что в них было заложено обществом, втягиваются в пьянство и другие виды антиобщественной деятельности.  

       При всем многообразии личных интересов  и общественных возможностей, определяющих формы использования свободного времени, оно может быть классифицировано по типам, на основании преобладания в нем конкретных социально значимых видов индивидуальной деятельности. При этом исследователи, расходясь в деталях, единодушны в главном: они выделяют следующие основные типы использования свободного времени.

        1. Творческий тип. Само название свидетельствует о том, что из всех видов деятельности, характерных для индивида, наибольшей значимостью и притягательностью для него обладают те, в рамках которых он реализует свои творческие замыслы. При этом совершенно не важно, каков конечный продукт этого творчества, духовный или материальный, находится ли он в сфере быта, техники или искусства. Творческая деятельность личности может быть направлена как на создание оригинального продукта, так и на осуществление репродуктивной деятельности, т.е. воспроизводящей нечто уже существующее, например, копирование понравившейся картины. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает такую, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте.

       2. Культурно-потребительский  тип. Его примечательная особенность состоит в том, что индивид расходует свое свободное время на общение с духовными ценностями и повышает свою духовную культуру. Это посещение музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ и видеозаписей. Учитывая то обстоятельство, что за последние годы наш отечественный печатный и музыкальный мир, равно как и фонд видеопродукции, пополнились далеко не лучшими образцами отечественной и особенно зарубежной культуры, надо отметить, что потребление такой «духовной» продукции культуры индивида не повышает.

       3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д.

       Совершенно  ясно, что первый и второй тип  времяпровождения более содержательны  и возвышены, чем третий, однако из этого не следует, что он должен быть исключен из общественной и личной жизни, тем более, что в реальной жизни большинства людей эти типы проведения свободного времени часто чередуются.

         Социологические исследования показывают, что типы проведения свободного времени определяются множеством социальных факторов. К числу наиболее значимых относятся возраст индивида, место его жительства, уровень образования и культуры, материальные доходы и др.

       Установлено также, что чем выше социальный статус личности, тем, как правило, выше тип  проведения свободного времени, и наоборот. Данные социологических опросов убедительно свидетельствуют о том, что с ростом образовательного уровня граждан возрастает и их ориентация на первые два типа проведения свободного времени [8,с. 294].

       В заключении можно сказать, что по мере развития нашего общества значение свободного времени будет возрастать, так как структура деятельности каждой социальной группы населения имеет свою специфику, однако, как показали многочисленные исследования, сходство основных потребностей всех социальных групп населения обуславливает единство структуры их деятельности. Решая проблему увеличения свободного времени, общество заинтересовано в том, чтобы увеличившееся свободное время использовалось трудящимися эффективно и разумно для их всестороннего развития, для повышения их общеобразовательного и культурно-технического уровня, для духовного обогащения и физического совершенствования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

       4. Роль организации свободного времени в развитии персонала 

       4.1 Социальная трудовая среда 

       Человеческий  труд, с социологической точки  зрения определяемый как целенаправленная человеческая деятельность, в процессе которой он создает материальные и духовные ценности для удовлетворения существенных человеческих потребностей, совершается всегда в определенном пространстве и времени, определенными средствами труда в рамках. конкретных общественных отношений, возникающих между людьми в процессе их трудовой деятельности. Человеческая трудовая деятельность осуществляется в трудовой среде. Под трудовой средой понимаются средства, условия труда и взаимоотношения индивидов, участвующих в трудовом процессе. Трудовая среда включает физические факторы – это воздух, температура, влажность, освещение, цветовое оформление, уровень шума и т.д. и технико-технологические факторы – это средства труда, предметы труда и технологический процесс [5,c. 365].

       Отношения, в которые вступают люди в процессе трудовой деятельности, образуют социальную трудовую среду. С социологической  точки зрения труд в первую очередь представляет собой отношения, возникающие между конкретными людьми – участниками процесса труда. В ходе трудовой деятельности люди вступают в общественные отношения, и в рамках этих общественных отношений формируются межличностные отношения, взаимное поведение индивидов. Характер межличностных отношений в трудовой среде определяется социальным статусом и ролью индивида в трудовом коллективе и оказывает существенное влияние на поведение человека в трудовой среде и достижение эффекта трудовой деятельности. Вступая в трудовой коллектив, личность включается в новую систему социальных отношений, принимает особую ответственность перед коллективом и обществом. Происходит адаптация индивида к коллективным требованиям, принципам и нормам. Новичок вынужден принять те «правила игры», что сложились в коллективе, как говорится, вписаться в него. В противном случае система (коллектив) чаще всего просто отторгает его.

       На  поведение работников и эффективность  трудовой деятельности оказывают влияние  также такие факторы, как формы организации и оплаты труда, производственно-бытовые условия, жизненное окружение работников, внепроизводственная деятельность.

       Социальная  организация в широком смысле слова – любая организация  в обществе; в узком смысле –  организация социальная подсистема. Социальная организация представляет собой систему социальных групп и отношений между ними. В ней взаимодействуют различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности. Социальная организация промышленного предприятия – это система социальных групп, выполняющих определенные производственные функции, которые способствуют достижению общей цели. Это обычно работники (организационно оформленная общность людей), объединяющиеся для создания производства определенной продукции с помощью материальных средств и предметов труда.

       Перед трудовой социальной организацией, как  правило, ставятся две задачи:

       1) повышение экономической эффективности производства и качества выпускаемой продукции и труда;

       2) социальное развитие коллектива или работника как личности.

       Эти задачи определяют два типа структуры  социальной организации: производственную и непроизводственную.

       Общая структура социальной организации  промышленного предприятия возникает и развивается как в рабочее время (в ходе производственного процесса, в процессе труда), так и в свободное от работы время. Эти социальные организации взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга [5,c. 366].

       Условия досуга весьма важны для свободного и разностороннего развития работающего человека. Право на отдых наряду с разумным ограничением рабочего дня и правом на оплачиваемый периодический отпуск является неотъемлемым правом каждого, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека и закрепленным в законах многих государств [2,c. 143].

       Досуг способствует восстановлению физических и интеллектуальных сил работников, теснейшим образом связан с удовлетворением  их социально-культурных потребностей, вызываемых, в частности, ускорением научно-технического и социального прогресса. Величина, структура, содержание и формы использования досуга существенно влияют на гуманистическую наполненность образа жизни и мировосприятие людей, выбор ими нравственных ориентиров и гражданской позиции.

Информация о работе Свободное время общества в современных условиях