Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа
Свободное время как важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.
Введение………………………………………………………………………3
1 Бюджет времени населения, его структура………………...………..……5
2 Сущность свободного времени:
определение, функции, подходы…………………………………………...11
3 Использование свободного времени……………………………………..15
4 Роль организации свободного времени в развитии персонала………...19
4.1 Социальная трудовая среда……………………………………………..19
4.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации……………...….21
5 Свободное время общества в современных условиях ………………...27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников ………………………………………34
5
Свободное время общества
в современных условиях
Рационально использованное свободное время превращает человека в «иного», более социально развитого субъекта. Совокупность таких субъектов – основа для качественных изменений социальной структуры общества. В обществе сейчас идет достаточно активный процесс дифференциации социальной структуры, формирование новых социальных групп и слоев: предпринимателей, арендаторов, менеджеров, посредников, инженерно-технических работников нового типа и др. Отсюда понятно, что вхождение личности во вновь родившиеся, нарождающиеся социальные слои и группы связано с изменением социальных показателей, в том числе показателя использования рабочего и свободного времени.
Реальный социальный рост человека происходит в связи с изменением, точнее, повышением его культурно-технической грамотности. Эти элементы есть не что иное, как показатели, индикаторы социального продвижения. Повышение показателей культурно-технической грамотности работников, как правило, способствует переходу их к более сложным социально-экономическим видам трудовой деятельности и, следовательно, обусловливает в значительной степени социальное продвижение [10,с. 30].
Изменение
показателей социального
Однако было бы неправильно (с точки зрения теории и практики) сводить роль свободного времени в процессе развития индивида только к количеству. В 1924 г. затраты были связаны в основном с ликвидацией неграмотности, а в 80-х годах – с повышением квалификации, получением высшего и среднего специального образования, освоением новых технологий, профессиональных навыков. Это совершенно новое качество. Это тот «лифт», который способен перенести и чаще всего переносит человека на более высокий уровень социальной культуры.
Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.
Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или иной вид трудовой деятельности, последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями [11,c. 432].
Успешное решение указанных проблем имеет социальные и экономические последствия:
– значительно улучшается комплектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда;
– создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.
Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, различных возрастных групп населения, учет их интересов и ориентаций на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.
Анализ распределения свободного времени между мужчинами и женщинами, между горожанами и селянами показывает, что у женщин остается намного меньше времени для досуга, чем у мужчин, как в рабочие, так и в выходные дни, особенно в сельской местности [12,c. 18].
Однозначно решить проблему более рационального использования бюджета времени невозможно, особенно в наше время, когда происходит ломка старых устоев в обществе и зарождение новых. Это многофакторная проблема.
Чтобы увеличить долю свободного времени в суточном фонде, необходимо уменьшить долю необходимых затрат времени, т.е. решить проблемы «марафонов по магазинам» в поисках более дешевых и качественных продуктов питания, передвижения к месту работы и обратно. В городах, где социальная инфраструктура более развита, у людей остается больше свободного времени, которое они тратят (по своему усмотрению) на активный и пассивный отдых.
Сейчас, когда резко снизился жизненный уровень населения, рядовому гражданину, человеку все труднее становится и повышать свой культурный и духовный уровень, совершенствоваться, развиваться как гармоничной личности. Немалую роль играет в этом и падение нравов как следствие обрушившейся на нас с экранов, со страниц книг и газет лавины ужасов, порнографии и скандалов.
Различия
в проведении свободного времени
обусловлены еще и
На
суточное распределение времени
большое влияние оказывает
Структура
свободного времени среднестатистического
гражданина за последние годы продолжает
ухудшаться, т.к. все большее число
трудоспособного населения
Проблема
бедности, во многом определяющая структуру
рабочего и свободного времени, возникает
в результате нарушения объективно
обусловленных пропорций
Пропорций деятельности (соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения);
Пропорций
состояния (дифференциация населения
по уровню обеспеченности материальными,
духовными и социальными
Пропорций отношений (человек – общество – природа, человек – социальная группа – класс – общество).
В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.
Необходимо отметить еще один важный феномен бедности: ее связь с социальными формами отчуждения человека от человека, от предпосылок и результатов труда, с существенным ограничением потребления материальных и духовных благ. Человеку, отработавшему в двух-трех местах, или от восхода и до захода солнца – на данном участке, на ферме – подчас становится не мил даже белый свет, собственные родные и близкие – жена, дети, а не только политическая борьба, партии, их союзы, партийные уставы и программы, цели и задачи, митинги и демонстрации и т.п.
Фонд и структуру внерабочего и свободного времени обуславливают общие (неспецифические) и специфические факторы.
К
общим относятся такие, как состав
населения по полу и возрасту, размер
семьи, уровень доходов на одного
члена семьи, размеры жилой площади,
объем и качество коммунальных услуг,
оказываемых населению, образование и
т.д. Например, относительно высокий процент
молодых специалистов и малосемейных
граждан населения Севера повышают фонд
свободного времени, а более высокий уровень
доходов населения увеличивает свободное
время и долю его затрат на культурный
досуг и развлечения. Безусловно, для реализации
данной тенденции необходима соответствующая
материальная база.[13]
Другая группа факторов – специфические – в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам прежде всего относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Например, имеются свои, особые закономерности расселения в местах освоения районов Тюмени, Якутии, Красноярского края и Магаданской области, а также в Таджикистане, Узбекистане, на Северном Кавказе и т.д. И когда на Север приезжает человек из южных мест, у него неизбежно меняется подход к использованию свободного времени, на его психическое состояние оказывает большое влияние годовой ход времени, климат, особенности ритма жизни, однообразие внешних впечатлений, отсутствие привычных условий для учебы, самообразования, отдыха, развлечений. Минимум внешних впечатлений, долгое пребывание в кругу одних и тех же людей (часто по два-три года и более) нередко вызывают апатию, сужают круг социальных интересов, нарушают межличностные контакты и в конечном итоге приводят к снижению трудовой, социальной активности.
По
данным социологического опроса мужчин
и женщин в 2009 году были выявлены желательные
направления структуры времени и использования
свободного времени (Табл.2).
Таблица2
Желательные направления
виды деятельности | направление изменений в продолжительности свободного времени | |
м | ж | |
учеба и повышение квалификации | 58 | 50 |
непрофессиональные творческие и любительские занятия | 32 | 200 |
просмотр телепередач | -11 | 5 |
прослушивание радио | -27 | -25 |
чтение | 11 | 79 |
посещение зрелищных мероприятий | 33 | 40 |
занятия спортом | 380 | 2000 |
туризм и все рекреационные миграции | 29 | 50 |
желание увеличить свободное время | 3 | 32 |
http://www.geoteka.ru/text.
На основе приведенных выше данных можно сделать вывод о том, что мужчины в целом либо более консервативны, чем женщины, либо, что настоящая структура времени в общем устраивает (особенно это заметно по последнему вопросу - о желании увеличить объем свободного времени всего на 3 %, в то время как женщины хотели его больше на 32 %). Почти одинаковое желание мужчины и женщины высказывают насчет увеличения времени на учебу и повышение квалификации (это, видимо, связано с увеличением значения образования, особенного высшего в современном мире), на посещение зрелищных мероприятий (видимо римский лозунг "хлеба и зрелищ" актуален до сих пор; кроме того происходит повышение значения в жизни отдельных людей культурных ценностей (театра, например), спортивных мероприятий и т.д.). Едины мужчины и женщины и в отношении радиопередач: достижения научно-технического прогресса в области связи и телекоммуникаций, внедряясь в нашу жизнь, приводят к тому, что старые средства массовой информации вроде радио теряют свое значение и уступают свое место другим (ТВ, Internet и др.). Очень интересно желание женщин увеличить свое время на непрофессиональные творческие и любительские занятия на 200 % - это результат больших затрат женщин на домашнюю работу, что подчас не позволяет заняться чем-нибудь "для души". Особенно показательно то, как подчас действительность расходится с желанием - это желание как мужчин, так и женщин больше времени уделять занятиям спортом. Для женщин этот показатель достигает почти астрономической цифры - 2000 % (видимо, стремление "слабого" пола иметь стройную фигуру неистребимо и часто недостижимо, как и сама цифра в 2000 %). Мужчины же желали бы увеличить время занятий спортом "всего" на 380 % [16].
Информация о работе Свободное время общества в современных условиях