Свободное время общества в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Свободное время как важнейшая сторона общественной и личной жизни впервые была рассмотрена мыслителями в XVI в. Томас Мор в работе «Утопия» определил оптимальность трудового дня человека шестью часами. Тем самым, не вводя понятия «свободное время», он отчетливо его обозначил. По его мнению, все время, остающееся между часами работы, сна и принятия пищи, предоставляется личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего ремесла, по лучшему уразумению, удачно применить эти часы на какое-либо другое занятие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Бюджет времени населения, его структура………………...………..……5
2 Сущность свободного времени:
определение, функции, подходы…………………………………………...11
3 Использование свободного времени……………………………………..15
4 Роль организации свободного времени в развитии персонала………...19
4.1 Социальная трудовая среда……………………………………………..19
4.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации……………...….21
5 Свободное время общества в современных условиях ………………...27
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованных источников ………………………………………34

Работа состоит из  1 файл

Моя.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

       Величина  досуга непосредственно зависит  от продолжительности рабочего времени  и соотношения частей внерабочего  времени в пределах суток, недели, месяца, года. В будние (рабочие) дни  время досуга ограничено: это дефицит  удается сократить в выходные и установленные государством праздничные дни, а также в дни трудового отпуска.

       Структура досуга подразумевает различные  занятия: творческая активность, в том  числе общественная деятельность, участие  в добровольных объединениях по интересам; учеба, занятия с целью самообразования и пополнения знаний; удовлетворение духовно-эстетических запросов посредством обращения к очагам культуры, видам искусства, художественной литературе, средствам массовой информации; занятия физической культурой и сgортом, включая туризм; разного рода развлечения, в том числе и игры с детьми; встречи с друзьями в семейном кругу, разнообразные формы товарищеского общения.

       Содержание  досуга определяется тем, каким из перечисленных  занятий человек отдает предпочтение.

       Конечно, отдых как досуг может быть пассивным (состояние полного покоя) или активным – к примеру, гимнастические упражнения, увлечение каким-то видом спорта, самодельными поделками и т.п. Выбор зависит от человека, общих условий досуга, возраста и других обстоятельств.

       Различают ежедневный (короткие перерывы в течение рабочего дня, а также завершающий сутки полноценный сон), еженедельный (выходные дни, которые дают возможность больше пребывать на свежем воздухе, заниматься спортом и разнообразными увлечениями, прибегать к услугам баз массового отдыха) и ежегодный (предоставление работнику оплачиваемого отпуска, что позволяет ему на определенный срок сменить обычные занятия, воспользоваться возможностью побывать в оздоровительном учреждении, совершить туристический поход, уделить больше внимания обустройству дома) виды отдыха [2,c. 144].

       Формы проведения свободного времени зависят  как от содержания и комфортности досуга, так и от самого человека, присущих ему устремлений. В этом отношении досуг является для  человека обширной зоной приобретений и потерь. 
     

       4.2 Корпоративный досуг: цели и способы организации 

       Многие  белорусские компании все чаще включают в перечень запланированных кадровых мероприятий проведение корпоративных праздников, организацию коллективного отдыха. Одни работодатели подходят к подготовке корпоративного досуга с большой ответственностью; другие проводят праздники, не заботясь ни о содержании их сценариев, ни о качестве «развлекателей» (результат соответствующий – сотрудники сетуют: «Лучше бы выплатили премию, чем тратить деньги на такие развлечения»). Нужны ли вообще эти дорогостоящие мероприятия? Какие цели они преследуют? Как грамотно подходить к организации корпоративного досуга [6,c. 69]?

       Традиция  проведения корпоративных праздников возникла на рубеже XIX–XX вв. в Европе и Америке. В западной системе «социальных координат», где сильны индивидуализм и умение «держать дистанцию», подобные события – важный инструмент сближения членов команды. Участие в совместном праздновании или отдыхе позволяет сотрудникам лучше узнать друг друга, наладить отношения, преодолеть возможную отчужденность. В русской культуре межличностное общение часто преобладает над профессиональным: сотрудники отечественных компаний общаются постоянно и с удовольствием, причем нередко и в рабочее время (для нас гораздо актуальнее вопрос о повышении мотивации персонала к выполнению непосредственных трудовых обязанностей). Тем не менее значимость праздничных корпоративных мероприятий в арсенале белорусских топ-менеджеров возрастает.

       В советские времена похожие праздники на производстве проводились достаточно часто. Традиционная их модель включала обязательную официальную часть идеологически-воспитательного содержания, чествование передовиков, выступление участников художественной самодеятельности. В трудные переломные годы подобные праздники на производстве перестали практиковаться, но с середины 90-х они стали возрождаться в новом качестве.

       Сегодня корпоративные мероприятия, выступающие  в качестве механизма сплочения  коллектива, проводника базовых ценностей компании, – важный элемент жизни компаний, неотъемлемый компонент их организационной культуры. Пока не существует общепринятого точного определения корпоративного праздника – диапазон трактовок этого понятия крайне широк. При всем многообразии исследований и публикаций по тематике организационной культуры относительно мало работ, посвященных феномену корпоративного праздника (досуга), оценке его значимости. Попытаюсь предложить собственное определение корпоративного праздника – это специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию – корпоративному либо общественному, которое является средством поддержания внутренней организационной культуры, достижения коммерческих целей организации или того и другого одновременно.

       Корпоративные праздники работодатели рассматривают  как возможность осуществить  перенос положительных эмоций, которые  возникают у человека во время  проведения досуга, на сферу труда. Нередко эти мероприятия сочетаются с презентациями, рекламными акциями, переговорами с деловыми партнерами, а корпоративный досуг – с тренингами развития персонала. Так, тренинги командопостроения (team building), как правило, проводятся в неформальной обстановке, в свободное от работы время, где-нибудь на природе. Это не похоже ни на традиционное обучение, ни на традиционный праздник. Иногда вообще сложно провести четкую грань, где заканчивается корпоративное мероприятие со значимыми деловыми целями и начинается праздник. Недаром бизнесмены нередко ведут переговоры с партнерами по бизнесу не в строгих офисных помещениях, а в ресторанах и даже банях-саунах.

       По  мнению многих специалистов, корпоративный  праздник – эффективный инструмент работы с персоналом при условии системного подхода к его подготовке. Имеется в виду гармоничное сочетание целей праздничного мероприятия с выбором форм и способов его проведения. Последние, в свою очередь, должны соответствовать особенностям корпоративной культуры. Единой логике должно быть подчинено все – начиная с общей креативной идеи праздника и вариантов вовлечения сотрудников, заканчивая четкой организацией мероприятия, насыщенностью праздничной программы, оформлением помещения (или пространства). Наиболее распространенной практикой сегодня является отдых в ресторане или клубе, когда накрыты столы и предусмотрена развлекательная программа. Но специалисты прогнозируют, что в ближайшее время повысится спрос на нетрадиционные сценарии [6,c. 70].

       От  того, какие цели праздник преследует – внешние или внутренние, зависит и форма его проведения. Для организации праздничной вечеринки (будь то Новый год, День рождения компании, вывод на рынок нового продукта или изменение стратегии) нужен отдельный проект с собственными задачами. Нельзя, скажем, отмечать юбилей компании, когда в празднике одновременно участвуют партнеры, клиенты и сотрудники. Такой проект, когда совмещаются внешние и внутренние цели, по всей вероятности, даст больше отрицательных, нежели положительных эффектов.

       Грамотная организация корпоративного торжества  позволяет одновременно решить несколько  внутренних задач – например, мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный  дух, обеспечить положительное отношение  к новым инициативам менеджмента. Вечеринка с богатой культурной программой и подарками – эффективный мотивационный инструмент, укрепляющий корпоративный дух в обстановке общего веселья. После таких мероприятий сотрудники начинают больше ценить свою компанию, активнее участвовать в начинаниях руководства, проявлять инициативу.

       Умело организованный корпоративный праздник выполняет функцию объединения  сотрудников. Обычно общение на рабочем  месте происходит в рамках заданной «роли», по принципу «начальник – подчиненный» или «коллега – коллега». В неформальной же обстановке люди раскрываются по-новому. У руководства появляется дополнительная возможность разглядеть, что собой представляют их подчиненные, понять, какими скрытыми способностями они обладают; общение с топ-менеджерами облегчает работникам дальнейшие деловые контакты.

       Правда, риск свести все усилия на нет или  даже получить отрицательный результат  существует. Это происходит тогда, когда  персонал замечает и осознает, что  праздник устроен руководством с  целью незаметно «подсмотреть»  за сотрудниками, пользуясь тем, что в новой обстановке уровень их самоконтроля снижается. Снять эту опасность в какой-то мере позволяет привлечение к организации праздника самих сотрудников компании, реализация их творческих способностей и выдумки. Вовлекая в подготовительный процесс людей, которым предпраздничные хлопоты доставляют радость, можно повысить уровень их доверия и заинтересованности в том, чтобы все участники получили удовольствие. Чем больше сотрудники сделают для организации мероприятия сами, тем с большим интересом и пользой оно будет проведено. Это подтверждается практикой крупных белорусских организаций, где прижились такие формы проведения досуга, как конкурсы, состязания и самодеятельные концерты, в которых участвуют и топ-менеджеры [6,c. 71].

       Особого внимания заслуживает опыт тех компаний, где совмещают приятное с полезным, комбинируя празднество с элементами корпоративного тренинга, когда новые  идеи доносятся до персонала не через  распорядительные документы, а в  более легкой и даже увлекательной форме. Такая форма продвижения инноваций, будучи психологически мотивированной, весьма эффективна.

       Абсолютно губительными оказываются попытки  руководства силой заставить  сотрудников посещать праздничные  мероприятия, какими бы дорогостоящими и полезными с точки зрения организаторов они ни были. Это касается вообще любой кадровой инициативы, будь то корпоративное обучение или совместный отдых на природе. Если есть «обязаловка», то у сотрудников происходит подсознательное отторжение и неприятие любого мероприятия, каким бы ценным оно ни представлялось руководству. Досуг и праздник ассоциируется со свободой выбора; когда же его нет, смысл задуманного теряется.

       Любое торжество должно вписываться в  корпоративную культуру. И если компания поощряет командную работу, то в программу праздника следует включать групповые состязания, командные конкурсы. Если же фирма делает ставку на индивидуальные достижения и творческий подход, то лучше организовать соревнование на уникальную идею и прямо на празднике наградить победителей. В любом случае тематика и концепция праздничного мероприятия должны отвечать составу участников, учитывать их интересы.

       Спрос на корпоративные праздники рождает  и предложение. Принимая решение  о проведении праздничных мероприятий, организация решает – справится ли она с этим проектом своими силами или доверит его проведение профессионалам. Пока что белорусский рынок услуг по организации корпоративных праздников находится в стадии становления. Тем не менее можно выделить несколько групп провайдеров этих услуг. К первой относятся продюсерские центры, которые готовят только развлекательную программу. В этих случаях проблемой часто становится отсутствие общего сценария праздника, несогласованность официальной и неофициальной его частей. Вторая группа – специализированные агентства, которые выполняют как корпоративные, так и частные заказы, связанные со свадьбами, днями рождения и другими подобными событиями. Третья –агентства широкого профиля, ориентированные на корпоративных клиентов, которые, помимо прочего, занимаются и организацией корпоративных праздников. Среди них можно выделить тренинговые агентства, специализирующиеся на предоставлении услуг в области обучений развития персонала и организации корпоративного отдыха с элементами командопостроения.

       Грамотная организация корпоративного торжества  позволяет одновременно решить несколько  внутренних задач – например, мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный  дух, обеспечить положительное отношение  к новым инициативам менеджмента. Вечеринка с богатой культурной программой и подарками – эффективный мотивационный инструмент, укрепляющий корпоративный дух в обстановке общего веселья. После таких мероприятий сотрудники начинают больше ценить свою компанию, активнее участвовать в начинаниях руководства, проявлять инициативу.

       Умело организованный корпоративный праздник выполняет функцию объединения  сотрудников. Обычно общение на рабочем  месте происходит в рамках заданной «роли», по принципу «начальник – подчиненный» или «коллега – коллега». В неформальной же обстановке люди раскрываются по-новому. У руководства появляется дополнительная возможность разглядеть, что собой представляют их подчиненные, понять, какими скрытыми способностями они обладают; общение с топ-менеджерами облегчает работникам дальнейшие деловые контакты.

       Грамотная организация  корпоративного торжества позволяет  одновременно решить несколько внутренних задач – например, мотивировать сотрудников, поддержать их корпоративный  дух, обеспечить положительное отношение  к новым инициативам менеджмента. Вечеринка с богатой культурной программой и подарками – эффективный мотивационный инструмент, укрепляющий корпоративный дух в обстановке общего веселья. После таких мероприятий сотрудники начинают больше ценить свою компанию, активнее участвовать в начинаниях руководства, проявлять инициативу.

       В заключении этой главы можно сделать  вывод о том, умело организованный корпоративный праздник выполняет функцию объединения сотрудников. Обычно общение на рабочем месте происходит в рамках заданной «роли», по принципу «начальник – подчиненный» или «коллега – коллега». В неформальной же обстановке люди раскрываются по-новому. У руководства появляется дополнительная возможность разглядеть, что собой представляют их подчиненные, понять, какими скрытыми способностями они обладают; общение с топ-менеджерами облегчает работникам дальнейшие деловые контакты. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Свободное время общества в современных условиях