Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа
Свободные экономические зоны существуют и развиваются и в Республике Беларусь, являясь одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики. Одной из важных проблем стабильного устойчивого роста экономики Беларуси является эффективная включенность ее в систему мирового хозяйства. И СЭЗ в решении этой проблемы играют важную роль.
Введение
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития
1.1.Понятие свободной экономической зоны. Классификация свободных экономических зон
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь
1.3. Этапы развития свободных экономических зон
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь
2.1. Специфика развития СЭЗ в РБ
2.2. Виды деятельности на территории СЭЗ
2.3. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
2.4. Налогообложение в СЭЗ
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической теории и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
на тему: «Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь»
ВИТЕБСК
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.СЭЗ: понятие, классификация,
1.1.Понятие свободной
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь 7
1.3. Этапы развития свободных экономических зон 9
1.4 Мировой опыт создания и функционирования
СЭЗ
2.СЭЗ в экономике Республике
Беларусь
2.1. Специфика развития СЭЗ в
РБ
2.2. Виды деятельности на территории
СЭЗ
2.3. Государственные гарантии
инвесторам в СЭЗ
2.4. Налогообложение в СЭЗ
3.Проблемы и перспективы
развития СЭЗ в РБ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - одна из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия, форм международного разделения труда. В настоящее время СЭЗ являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей.
Свободные экономические зоны существуют и развиваются и в Республике Беларусь, являясь одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики. Одной из важных проблем стабильного устойчивого роста экономики Беларуси является эффективная включенность ее в систему мирового хозяйства. И СЭЗ в решении этой проблемы играют важную роль.
Изучение деятельности свободных экономических зон позволяет сделать ряд практических выводов, имеющих важное значение для формирования и функционирования экономики в Республике Беларусь.
В этой связи в
работе изложены основные
Поставленные цели и задачи работы: дать общее описание, раскрыть значение свободных экономических зон в экономике нашей страны, рассмотреть методологические аспекты, связанные с формированием и функционированием СЭЗ, проанализировать недостатки в области организации и управления экономическими зонами в Республике Беларусь.
Фактический материал, содержащийся
в данной работе, его анализ и
выводы позволяют расширить познания
в сложном механизме
Таким образом, следует отметить, что актуальность данной темы неоспорима и вызывает интерес к ее изучению.
Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных экономических зон (далее – СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических образований в мире. Впервые они появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Е. Верба, в своей работе, отмечает: «Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами» [2, с. 3] .
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач [1, с. 5].
Т.П. Данько дает следующее
определение свободной
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ, поскольку она обладает чертами многих зон. Зоны свободной торговли представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Здесь осуществляются операции по складированию и адаптации ввезенных товаров к условиям рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью. Зоны свободной торговли охватывают таможенные склады, в которых перерабатываются промышленные товары. Эти зоны организуют для оживления торговли, с целью переработки товаров. Как правило, здесь либерализуются торговые и таможенные законы применительно к внутреннему рынку страны. Эффект от этих зон достигается, во-первых, за счет оживления торговли, во-вторых, переработки товаров для мирового рынка.
Промышленно-производственные зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными льготами. Главным здесь также является целевая структура экспорта, которая должна охватывать требования иностранных прямых инвестиций, технологий. Без этого условия невозможно в данных зонах стимулирования экспорта. Ибо предприниматели могут вкладывать свои инвестиции лишь в определенную структуру промышленности. Целевая установка таких зон в развитии и повышении промышленного производства на данной территории, а также развитие связей между внутренним и международным рынками.
Торгово-производственные зоны являются, как правило, результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. Специальные торгово-промышленные зоны представляют собой территории с льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции.
В технико-внедренческих зонах сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Они создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики. На предприятиях, в них расположенных, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.
Комплексные зоны формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. К комплексным зонам можно отнести зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах [2, с.11].
1.2 Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь
Планы создания в республике
свободной экономической зоны разрабатывались
давно. Еще в феврале 1992 года было
принято постановление
Принятый же в декабре 1998 года Закон «О свободных экономических зонах» заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве.
Целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:
1)Увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвесторов;
2)Обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
3)Содействие международной интеграции и сотрудничеству;
4)Стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
5)Создание новых рабочих мест;
6)Развитие и расширение сферы работ и услуг;
7)Развитие инфраструктуры территорий;
8)Получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования в проведение реформ в республике.
В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. Они созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет [13].
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:
1)необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;
2)выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;
3)особенностями экономики республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции.
1.3 Этапы развития свободных экономических зон
Первоначально свободной экономической зоной считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта или примыкающих к ним районов, выделенных на таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров [2, с. 34]. Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются, пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.
Исторически таким зонам предшествовало создание «свободных портов», иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Изначально «свободные порты» создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.
Таким образом, первому этапу развития СЭЗ присущи наиболее простые, по своему хозяйственному механизму зоны («свободные порты», «зоны свободной торговли», «специальные таможенные зоны»). Что касается временной характеристики данного этапа, то, с определенной доли условности, его можно определить как середина XVI-го – 30-е годы XX столетия.