Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Свободные экономические зоны существуют и развиваются и в Республике Беларусь, являясь одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики. Одной из важных проблем стабильного устойчивого роста экономики Беларуси является эффективная включенность ее в систему мирового хозяйства. И СЭЗ в решении этой проблемы играют важную роль.

Содержание

Введение
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития
1.1.Понятие свободной экономической зоны. Классификация свободных экономических зон
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь
1.3. Этапы развития свободных экономических зон
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь
2.1. Специфика развития СЭЗ в РБ
2.2. Виды деятельности на территории СЭЗ
2.3. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
2.4. Налогообложение в СЭЗ
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач 1.1.docx

— 70.73 Кб (Скачать документ)

Учитывая изложенное, в  целях упорядочения получения льгот  резидентами свободных экономических  зон и повышения эффективности  привлекаемых инвестиций необходимо:

1.  Формирование на республиканском уровне четкой концепции в   области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

2. Разработка и принятие  соответствующей законодательно-нормативной  базы, регулирующей процесс создания  и функционирования СЭЗ в стране;

3.  Инвестирование бюджетных  средств в инфраструктуру СЭЗ,  с пониманием того, что реальный  эффект для страны может быть  получен лишь в перспективе;

4.   Определить приоритетные  виды деятельности, которые следует  развивать в СЭЗ, увязав их  с Правительственными программами  развития экспортного потенциала  и импортозамещения;

5.  Разработать механизм  защиты внутреннего рынка, чтобы  не допустить использования резидентами  зон льготного статуса для  конкурентной борьбы с национальными  производителями. Одним из составляющих  механизма может стать установление, при реализации продукции на  внутренний рынок страны, дифференцированного,  в зависимости от вида товара, налога с оборота;

6.  В целях привлечения  реальных инвестиций, установить  на территории зон льготный  валютный, налоговый, таможенный  режимы только для иностранных  и совместных предприятий. При  этом весь необходимый капитал  иностранные участники обязаны  ввозить из-за границы.

Что касается предприятий-резидентов РБ, то, исходя из интересов государства, более целесообразным является предоставление им льгот по производству высоко технологичной продукции [2].

Рассмотренные недостатки в  области организации и управления свободными экономическими зонами в  РБ, не исчерпывают круга проблем, с которыми сталкиваются как специалисты, так и субъекты хозяйствования (резиденты  СЭЗ) в процессе функционирования СЭЗ. Но для более успешного становления  и функционирования свободных экономических  зон в нашей стране будет способствовать выполнение хотя бы вышеизложенных  предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в числе  приоритетных направлений инвестиционной деятельности СЭЗ названы: высокотехнологичные  и импортозамещающие производства; переработка сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающая промышленность; производство строительных материалов; легкая, пищевая, химическая и нефтехимическая  промышленность; транспорт; машиностроение и металлообработка. Всего в программу  развития белорусских СЭЗ включено около 600 инвестиционных проектов предприятий-резидентов СЭЗ. Следует отметить, что созданные  в стране СЭЗ имеют достаточно выгодное экономико-географическое положение  – находятся в непосредственной близости от разветвленной сети автомобильных  и железнодорожных дорог, включая  международные транзитные коридоры, а также международных аэропортов, что обеспечивает оперативную отправку и получение грузов.

В общем виде решаемые СЭЗ  задачи можно сгруппировать в  следующие блоки:

1) Задачи экономического блока: привлечение иностранного и внутреннего капитала за счет действия специального льготного экономического механизма, стабильной законодательной базы, упрощения различных организационных процедур; рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

2)  Задачи социального блока: создание новых рабочих мест и повышения занятости населения; повышение квалификации рабочей силы за счет изучения и внедрения мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; удовлетворение населения высококачественными товарами.

3) Задачи научно-технического блока: привлечение передовых технологий; ускорение инновационных процессов; привлечение зарубежных ученых и специалистов.

Для повышения эффективности  функционирования СЭЗ в РБ необходима корректировка существующей законодательно-нормативной  базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ в стране. Так же необходимо разработать механизм защиты внутреннего рынка, чтобы  не допустить использования резидентами  зон льготного статуса для  конкурентной борьбы с национальными  производителями, одним из составляющих механизма может стать установление, при реализации продукции на внутренний рынок страны, дифференцированного, в зависимости от вида товара, налога с оборота. А в целях привлечения  реальных инвестиций, необходимо установить на территории зон льготный валютный, налоговый, таможенный режимы только для  иностранных и совместных предприятий, при этом весь необходимый капитал  иностранные участники будут  обязаны ввозить из-за границы.

Подводя итоги, следует отметить важность создания свободных экономических  зон, которые в условиях бурного  научно-технического прогресса и  обострения межгосударственной и межрегиональной  конкуренции помогают не допустить  отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых  технологий, внедрения достижений науки  и техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения  уровни жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Игнатов, В. Г. Свободные  экономические зоны / В. Г. Игнатов,  В. И. Бутов – Москва : Ось-89, 1997. – 192 с.

2. Верба, Е. Нужные свое  и четкие зоны // Финансы, учет, аудит. – 1998. – №6.

3.  Данько, Т. П. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: учебное пособие / Т. П. Данько, З. М. Окрут. – М. : ИНФРА-М, 1998. – 168 с.

4. Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] / Официальный  сайт СЭЗ «Брест».  – Режим  доступа: http://www.fez.brest.by/ . – Брест, 2011. – Дата доступа: 24.09.2011.

5. Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] / Официальный  сайт СЭЗ «Минск». – Режим  доступа:  http://www.fezminsk.by/.  – Минск, 2011. – Дата доступа: 24.09.2011.

6. Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] / Официальный  сайт СЭЗ «Гомель-Ратон». – Режим  доступа: http://www.gomelraton.com/. – Гомель, 2011. – Дата доступа: 24.09.2011.

7. Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] / Официальный  сайт СЭЗ «Витебск». – Режим  доступа: http://www.fez-vitebsk.com/by/ . – Витебск, 2011. – Дата доступа: 24.09.2011.

8. Национальный Интернет-портал РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт СЭЗ «Могилёв». – Режим доступа: http://www.fezmogilev.com/ . – Могилев, 2011. – Дата доступа: 24.09.2011.

9. Национальный Интернет-портал РБ [Электронный ресурс] / Официальный сайт СЭЗ «Гродноинвест». – Режим доступа: http://www.grodnoinvest.com/ . – Гродно, 2011. – Дата доступа: 24.09.2011.

10. Закон Республики Беларусь  от 29 июня 2006 г.  № 137-З «О свободных  экономических зонах» // Национальный  реестр правовых актов Республики  Беларусь. 2006 г.  № 107, 2/1235 .

11. Абрамчук, С. Н. Государственное  регулирование свободных экономических  зон в Республике Беларусь : научное  издание / С. Н. Абрамчук. – Брест  : Издательский дом С. Лаврова, 2001. – 88 с.

12. Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] / Национальный  инвестиционный сайт Республики  Беларусь. – Режим доступа: http://www.invest.belarus.by/ . – Минск, 2011. – Дата доступа: 13.10.2011.

13. Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] /  Официальный  сайт президента РБ. – Режим  доступа:  http://www.president.gov.by . – Минск, 2011. – Дата доступа: 03.10.2011.

14.  Национальный Интернет-портал  РБ [Электронный ресурс] /  Официальный  сайт Министерства иностранных  дел Республики Беларусь. – Режим  доступа:  www.mfa.gov.by . – Минск, 2011. – Дата доступа: 03.10.2011.

15. Соболенко, И. А. Конкурентная  среда свободных экономических  зон / И. А. Соболенко. – Мн. : право и экономика, 2004. - 144 с.

 


Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь