Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Свободные экономические зоны существуют и развиваются и в Республике Беларусь, являясь одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики. Одной из важных проблем стабильного устойчивого роста экономики Беларуси является эффективная включенность ее в систему мирового хозяйства. И СЭЗ в решении этой проблемы играют важную роль.

Содержание

Введение
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития
1.1.Понятие свободной экономической зоны. Классификация свободных экономических зон
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь
1.3. Этапы развития свободных экономических зон
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь
2.1. Специфика развития СЭЗ в РБ
2.2. Виды деятельности на территории СЭЗ
2.3. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
2.4. Налогообложение в СЭЗ
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач 1.1.docx

— 70.73 Кб (Скачать документ)

Льгота: резиденты СЭЗ освобождается от уплаты налога на недвижимость по основным средствам, расположенным на территории СЭЗ и используемым в деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим.

5) Обязательные платежи в бюджет.

Резиденты СЭЗ исчисляют  и уплачивают сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налог с пользователей  автомобильных дорог (далее по тексту - целевые платежи) в общем порядке, установленном налоговым законодательством  Республики Беларусь.

Сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки; налог с пользователей  автомобильных дорог – 3 % единым платежом.

Льгота: целевые платежи не уплачиваются резидентами СЭЗ в части выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), на которую распространяется специальный правовой режим.

6) Акцизы.

Основной нормативный  акт - Закон Республики Беларусь «Об акцизах» от 19.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Плательщиками данного налога являются резиденты СЭЗ производящие подакцизные товары или ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.

Резиденты СЭЗ уплачивают акцизный налог на общих основаниях в соответствии с действующим  законодательством Республики Беларусь.

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов  как для товаров, произведенных  плательщиками акцизов, так и  для товаров, ввозимых плательщиками  акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Акцизы установлены на спирт и спиртосодержащие растворы, табачную, алкогольную продукцию  и пиво, автомобильные бензины  и дизельное топливо, микроавтобусы  и автомобили легковые, в том числе  и переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для  профилактики и реабилитации инвалидов.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения  подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости  товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов  устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

7) Экологический налог.

Резиденты СЭЗ уплачивают экологический налог в общеустановленном  порядке, руководствуясь положениями Закона Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов» от 23.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Экологическим налогом облагаются:

    1. объемы используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов;
    2. объемы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями,

осуществляющими переработку  нефти;

    1. объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов)

загрязняющих веществ;

    1. объемы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти

и нефтепродуктов;

    1. объемы отходов производства, размещенных на объектах

размещения отходов;

    1. объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный

режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а  также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под  этот режим;

    1. объемы производимой и (или) импортируемой пластмассовой,

стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских  свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие  на окружающую среду и требующие  организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также объемы импортированных товаров, упакованных  в пластмассовую, стеклянную тару и  тару на основе бумаги и картона.

Перечень производимых и (или) импортируемых иных товаров, после  утраты потребительских свойств  которых образуются отходы, оказывающие  вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации  систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, устанавливается Президентом  Республики Беларусь.

Ставки налога за использование  природных ресурсов, за исключением  платежей за переработку нефти и  нефтепродуктов организациями, осуществляющими  переработку нефти, устанавливаются  Президентом Республики Беларусь [12].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ

 

Оценивая реально складывающееся положение с их формированием  в Республике Беларусь, законодательную  базу по ним, является целесообразным определить перспективы развития СЭЗ  в республике, а также выработать некоторые положения по совершенствованию  хозяйственного механизма зон, включая  и финансовые аспекты.

Не оставив без внимания роль СЭЗ в мировой практике и  значение их для экономики Республики Беларусь, следует в республике разработать  собственную Программу создания и развития СЭЗ, где бы указывались  перечень создаваемых зон, задачи и  цели, этапы становления, приоритетные развиваемые отрасли, объемы инвестиций и источники их привлечения.

Имеет место точка зрения, что при создании СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и  другие льготы, и иностранный капитал  рекой польется в страну, что позволит решить насущные проблемы региона и  страны в целом. При этом часто  упускается из вида необходимость разработки механизма функционирования каждой конкретной зоны, без чего достижение поставленных перед зоной целей  и задач невозможно.

В то время как необходимость  создания СЭЗ в Республике Беларусь редко вызывает сомнения, наличие  подобных проблем позволяет усомниться в целесообразности создания и получении  ожидаемого эффекта от той или  иной СЭЗ. Так, например, мировой опыт показывает, что для того, чтобы  привлечь $1 иностранных инвестиций в СЭЗ, необходимо вложить в развитие зоны около $4 собственных средств, а  первоначальные затраты на одно рабочее  место составляют $5 тысяч. На первых порах на это, как правило, расходуются  бюджетные средства. Возникает вопрос: справится ли бюджет Республики Беларусь с такой дополнительной нагрузкой  в расходной части? Опыт создания и функционирования СЭЗ в России показывает, что в условиях, когда  цели и задачи СЭЗ четко не сформулированы или неконкретны (что, без сомнения имеет место у нас), объем привлекаемых инвестиций невелик, а бюджету наносится невосполнимый урон в виде снижения доходов бюджета, в результате предоставленных налоговых, таможенных и других льгот, и увеличения расходов, связанных с созданием СЭЗ.

СЭЗ «Брест» является первым проектом, на опыте которого созданы другие зоны. Рассмотрим проблемы, с которыми столкнулись специалисты в процессе работы по претворению данного проекта в жизнь.

Во-первых, статичность существующей нормативно-правовой базы. Во время  ее создания практического опыта  функционирования таких образований  в стране не имелось и поэтому, некоторые вопросы остались не до конца отрегулированными. Накопленный  ряд проблем, из-за проявляющихся  недостатков отдельных нормативных  актов, потребовал внесение корректировок  и уточнений в существующую нормативную  базу.

Тревожит и то, что создание СЭЗ повлекло за собой быстрый  рост экономической преступности, появление  новых видов правонарушений и  форм их совершения. И это еще  один аргумент в пользу создания четкой нормативной базы.

Нормативная база должна закреплять механизм защиты внутреннего рынка: на территории СЭЗ существует реальная угроза создания конкурентов отечественным  производителям за счет полученных резидентами  льгот, что недопустимо по сути создания СЭЗ.

Во-вторых, размеры территории СЭЗ. Большая часть действующих  в мире СЭЗ ограничена пределами  предприятия, нескольких производственных объектов, авиа-  или морского порта, в исключительном случае – небольшого по территории города или района. Созданная же в Бресте зона занимает такие размеры, что даже не позволяет произвести ее ограждение, что порождает проблему таможенного контроля движения товаров, не говоря уже о создании необходимой инфраструктуры. Таким образом, завезенный на территорию СЭЗ товар из-за границы может быть вывезен на территорию РБ без уплаты таможенных пошлин, так как отсутствие ограждения не позволяет производить дальнейший контроль их движения.

В-третьих, проблема конвертации  валют существенно сдерживает поток  инвестиций. Уровень чистых валютных поступлений от экспорта может оставаться невысоким из-за необходимости импортировать  в большом объеме  производственных материалов, полуфабрикатов и комплектующих  изделий. Хотя, одной из задач стоящих  перед зоной является увеличение валютных поступлений путем наращивания  экспорта товаров (работ, услуг).

В-четвертых, СЭЗ «Брест» проводила регистрацию в качестве резидента предприятий без иностранных инвестиций, что противоречит самой цели создания СЭЗ (привлечение в страну иностранных инвестиций). Это влечет за собой негативные последствия. Таких резидентов СЭЗ «Брест» можно разделить на две группы: первая – это те, которые зарегистрировались впервые, вторая – те, которые уже осуществляли хозяйственную деятельность на территории РБ и прошли регистрацию в качестве резидента СЭЗ «Брест». От первых ожидать притока инвестиций и современных технологий не приходится, т.к. согласно действующему законодательству для белорусских субъектов хозяйствования минимальный вклад в уставный фонд составляет 10 млн. рублей. Что касается вторых, то тут ситуация еще более удручающая. В плане инвестиций, от таких резидентов республика не получила ровным счетом ничего, так как произошло простое перетекание капитала внутри страны, а вот налоговых и таможенных платежей данные субъекты хозяйствования стал производить меньше. Исходя из произведенных расчетов, только налоговых платежей эти резиденты стали уплачивать в 2-5 раз меньше, при этом объемы их деятельности увеличились незначительно. Таким образом, бюджет недополучил несколько миллиардов рублей.

Так же, процесс функционирования СЭЗ выявил следующие проблемы:

1) Налоговые и таможенные льготы. Основными налоговыми льготами в зоне являются: сниженные на 50% ставки налога на доход и прибыль и НДС; освобождение от налогов приоритетных по профилю деятельности предприятий; освобождение от налога на прибыль при реализации продукции собственного производства на протяжении 5 лет; установление ставки налога на прибыль при реализации на экспорт не менее 70% продукции собственного производства. Что касается таможенных пошлин, то, в соответствии с Законом Республики Беларусь о свободных экономических зонах, при ввозе не территорию СЭЗ иностранных и отечественных товаров ничего, кроме платы за таможенное оформление, не взимается. При вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные пошлины не взимаются, за исключением сбора за таможенное оформление, если товар происходит с территории Республики Беларусь. Если же товар не происходит с территории Республики Беларусь, то все налоги и таможенные пошлины взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем отмечается, что для успешного функционирования этих льгот явно не хватает, так как они: не подкрепляются гарантиями свободного изъятия капитала; не достаточно проработаны с точки зрения реинвестиции прибыли; не достаточно распространяются на участие национального капитала.

Кроме того, есть и другая сторона проблемы. Поскольку эти  льготы также распространяются на те виды деятельности, которые хорошо развиты в стране, возникает опасность  конкуренции товаров, производимых резидентами СЭЗ, с товарами, отечественных  производителей.

Валютное регулирование. На территориях СЭЗ следует установить отличный от остальной территории Республики Беларусь порядок валютного регулирования. Ограничения в очередности платежей, валюты платежа, купли-продажи валюты по рыночному курсу недопустимы  в условиях СЭЗ.

Страховое и банковское регулирование. На сегодняшний день резиденты могу самостоятельно выбирать страховую  компанию. Что касается финансовых посредников, то на территории зоны действует  пока только филиал Национального банка, функции которого, по определению, не соответствуют целям СЭЗ. Для  создания коммерческой инфраструктуры необходимо создать условия для привлечения в зону банков, страховых компаний, финансовых компаний и других финансовых посредников, что позволит обеспечить доступ резидентов к финансовому (в том числе и иностранному) капиталу. Эта проблема особенно актуальна в свете того, что мировой тенденцией развития              СЭЗ является ориентация большинства из них на оказание банковских, страховых и других финансовых услуг.

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь