Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа
Свободные экономические зоны существуют и развиваются и в Республике Беларусь, являясь одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики. Одной из важных проблем стабильного устойчивого роста экономики Беларуси является эффективная включенность ее в систему мирового хозяйства. И СЭЗ в решении этой проблемы играют важную роль.
Введение
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития
1.1.Понятие свободной экономической зоны. Классификация свободных экономических зон
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь
1.3. Этапы развития свободных экономических зон
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь
2.1. Специфика развития СЭЗ в РБ
2.2. Виды деятельности на территории СЭЗ
2.3. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
2.4. Налогообложение в СЭЗ
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ
Заключение
Список использованных источников
К одной из разновидностей
ЭПЗ можно отнести зоны свободного
предпринимательства и
В США наибольшее количество зон появилось в 70-80-х годах, что было связано с ростом внешней торговли США и усилением конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В этот период зоны появились в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней экономике. Это объясняется рядом факторов, наиболее важные из которых - резко возросший объем торговли США, активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций; все это привело к созданию новой торговой инфраструктуры в США. Так, в 1970 г. из 52 зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану. Первая предпринимательская зона в США была образована в ноябре 1983 г. Чаще всего такие зоны организуются в городах, где значительная часть населения живет ниже официального порога бедности и где наиболее высок уровень безработицы. В частности, в штате Коннектикут статус предпринимательской зоны дается городам, где минимум 25% населения получают социальную помощь в виде пособий, а безработица в два раза превышает средний для этого штата уровень.
В конце 80-х–начале 90-х годов около 90% экономической активности зон было связано с деятельностью фирм, занятых в обрабатывающей промышленности, которые пытались избежать оплаты пошлин (их механизм устанавливает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости) при импорте товаров для обеспечения работы своих предприятий на территории США и повышения их конкурентоспособности.
2 СЭЗ в экономике Республики Беларусь
2.1 Специфика развития СЭЗ в РБ
В соответствии со ст. 1 Закона
СЭЗ – это часть территории
республики с точно определенными
границами и специальным
Резидентом СЭЗ признается
зарегистрированное администрацией СЭЗ
юридическое лицо или (в качестве
индивидуального
На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ: 1) СЭЗ «Брест» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне «Брест» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006 г. № 1481 [4];
2)СЭЗ «Минск» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Минск» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749 [5];
3)СЭЗ «Гомель-Ратон» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне «Гомель-Ратон» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773 [6];
4)СЭЗ «Витебск» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 «О создании свободной экономической зоны «Витебск» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Витебск» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554 [7];
5)СЭЗ «Могилев» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны «Могилев» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Могилев» и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445 [8];
6)СЭЗ «Гродноинвест» - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны «Гродноинвест» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Гродноинвест» и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789 [9].
На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим положением о СЭЗ. В основном целями и задачами СЭЗ является привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ «Гомель-Ратон» - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ «Минск» - повышение загрузки аэропорта «Минск-2» и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ «Витебск» и «Могилев» - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ «Гродноинвест» и «Брест» - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.
2.2 Виды деятельности на территории СЭЗ
В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности [10] .
Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено. Согласно Закону и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:
- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;
- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;
- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;
- производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;
- производство табачных изделий;
- производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
- организация лотерей, игорный бизнес;
- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;
- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции;
- некоторые другие виды деятельности.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).
2.3 Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
Государство гарантирует инвестору:
1) право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права;
2) равенство прав, предоставляемых резидентам СЭЗ независимо от их формы собственности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту их прав и законных интересов.
В отношении резидента СЭЗ не допускается:
1) дискриминация и другие незаконные ограничения прав;
2) принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
Иностранным инвесторам государство гарантирует право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе в иностранной валюте, полученных от вложенных в СЭЗ инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.
На иностранных инвесторов
в СЭЗ распространяется система
государственных гарантий охраны инвестиций,
которая предусмотрена
В соответствии со ст. 11 Инвестиционного кодекса инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям.
Национализация или реквизиция
возможны лишь со своевременной и
полной компенсацией стоимости национализированного
или реквизированного инвестиционного
имущества и других убытков, причиняемых
национализацией и реквизицией.
Компенсация стоимости
Согласно ст. 12 Инвестиционного
кодекса Республики Беларусь, компенсация
стоимости национализированного или
реквизированного инвестиционного
имущества национальному
2.4 Налогообложение в СЭЗ
Налоговое законодательство, действующее на территории Республики Беларусь, устанавливает следующие виды налогов и обязательных платежей, подлежащих уплате резидентами СЭЗ:
1) Налог на прибыль.
Основной нормативный акт - Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991 г. (с последующими дополнениями и изменениями).
Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога - 24 %.
Льгота: по деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, налог на прибыль уплачивается резидентами СЭЗ по ставке, уменьшенной на 50%, т.е. 12 %.
Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение 5 (пяти) лет со дня объявления ими прибыли.
2) Налог на добавленную стоимость.
Основной нормативный акт - Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Ставка налога - 18 %.
Льгота: в случае реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость уплачивается в размере 50 % от подлежащей уплате суммы указанного налога. Данная льгота не распространяется на некоторые виды деятельности, например, на торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес.
3) Платежи за землю.
Порядок уплаты регулируется Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» от 18.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Плата за землю взимается ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Размер платы за землю зависит от местоположения и качества земельного участка.
Конкретный размер арендной платы за земельный участок, предоставляемый резиденту во временное пользование на условиях договора аренды, устанавливается Администрацией СЭЗ с учетом места размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и оговаривается условиями договора о предпринимательской деятельности в СЭЗ.
4) Налог на недвижимость.
Основной нормативный акт - Закон Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» от 23.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
Объектом налогообложения является стоимость основных средств производственных и непроизводственных фондов и объектов незавершенного строительства (далее по тексту – основные средства), находящихся в собственности или во владении плательщиков налога. Ставка налога – 1 % в год, а по некоторым объектам сверхнормативного незавершенного строительства – 2 % в год.