Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание

Свободные экономические зоны существуют и развиваются и в Республике Беларусь, являясь одним из важных элементов экономической политики страны, региональной экономики. Одной из важных проблем стабильного устойчивого роста экономики Беларуси является эффективная включенность ее в систему мирового хозяйства. И СЭЗ в решении этой проблемы играют важную роль.

Содержание

Введение
1.СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития
1.1.Понятие свободной экономической зоны. Классификация свободных экономических зон
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь
1.3. Этапы развития свободных экономических зон
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ
2.СЭЗ в экономике Республике Беларусь
2.1. Специфика развития СЭЗ в РБ
2.2. Виды деятельности на территории СЭЗ
2.3. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ
2.4. Налогообложение в СЭЗ
3.Проблемы и перспективы развития СЭЗ в РБ
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсач 1.1.docx

— 70.73 Кб (Скачать документ)

К одной из разновидностей ЭПЗ можно отнести зоны свободного предпринимательства и промышленные зоны. Однако если ЭПЗ носят характер анклавов и ориентированы на внешний рынок, то зоны свободного предпринимательства и промышленные зоны призваны стимулировать развитие внутренних районов или отдельных отраслей экономики и носят интровертный характер.

В США наибольшее количество зон появилось в 70-80-х годах, что  было связано с ростом внешней  торговли США и усилением конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В этот период зоны появились в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней экономике. Это  объясняется рядом факторов, наиболее важные из которых - резко возросший  объем торговли США, активизация  деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных  видов экспортных операций; все это  привело к созданию новой торговой инфраструктуры в США. Так, в 1970 г. из 52 зон общего назначения 24 были расположены  в городах, не имеющих выхода к океану. Первая предпринимательская зона в США была образована в ноябре 1983 г. Чаще всего такие зоны организуются в городах, где значительная часть населения живет ниже официального порога бедности и где наиболее высок уровень безработицы. В частности, в штате Коннектикут статус предпринимательской зоны дается городам, где минимум 25% населения получают социальную помощь в виде пособий, а безработица в два раза превышает средний для этого штата уровень.

В конце 80-х–начале 90-х годов  около 90% экономической активности зон было связано с деятельностью  фирм, занятых в обрабатывающей промышленности, которые пытались избежать оплаты пошлин (их механизм устанавливает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости) при импорте товаров для обеспечения работы своих предприятий на территории США и повышения их конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 СЭЗ в экономике Республики Беларусь

 

2.1 Специфика развития СЭЗ в РБ

 

В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ – это часть территории республики с точно определенными  границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более  благоприятные, чем обычные, условия  осуществления предпринимательской  и иной хозяйственной деятельности.

Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ  юридическое лицо или (в качестве индивидуального предпринимателя) физическое лицо, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности резидент СЭЗ  должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с  администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской  деятельности в СЭЗ. Согласно ст. 6 Закона резидент СЭЗ также вправе на общих  основаниях заниматься предпринимательской  деятельностью за пределами СЭЗ. Решение о создании СЭЗ принимается  Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение  о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или  ее дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным  интересам Республики Беларусь [15].

На сегодняшний день в  Республике Беларусь функционируют  шесть СЭЗ: 1) СЭЗ «Брест» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне «Брест» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006 г. № 1481 [4];

2)СЭЗ «Минск» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Минск» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г № 749 [5];

3)СЭЗ «Гомель-Ратон» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 02.03.1998 г. № 93 "О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон» сроком на 50 лет. Положение о свободной экономической зоне «Гомель-Ратон» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.1998 г. № 773 [6];

4)СЭЗ «Витебск» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.1999. № 458 «О создании свободной экономической зоны «Витебск» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Витебск» утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 г. № 1554 [7];

5)СЭЗ «Могилев» - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2002 г. № 66 "О создании свободной экономической зоны «Могилев» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Могилев» и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.04.2002 г. № 445 [8];

6)СЭЗ «Гродноинвест» - создана Указом Президента Республики Беларусь 16.04.2002 г. № 208 "О создании свободной экономической зоны «Гродноинвест» сроком на 30 лет. Положение о свободной экономической зоне «Гродноинвест» и ее администрации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 г. № 789 [9].

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ  разных функциональных типов. Цели и  задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального  типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим  положением о СЭЗ. В основном целями и задачами СЭЗ является привлечение  и эффективное использование  иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ «Гомель-Ратон» - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ «Минск» - повышение загрузки аэропорта «Минск-2» и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ «Витебск» и «Могилев» - развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ «Гродноинвест» и «Брест» - внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий.

 

2.2 Виды деятельности на территории СЭЗ

 

 В СЭЗ могут развиваться  производственные, научно-технологические,  экспортные, торговые, туристическо-рекреационные,  страховые, банковские и иные  виды деятельности [10] .

Осуществление отдельных  видов деятельности на территории СЭЗ  запрещено. Согласно Закону и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:

-     хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;

-    производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;

- производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;

-     производство табачных изделий;

- производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

-     организация лотерей, игорный бизнес;

- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

-      деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции;

-     некоторые другие виды деятельности.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами  СЭЗ только на основании специальных  разрешений (лицензий).

 

2.3 Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ

 

Государство гарантирует  инвестору:

1) право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защищает эти права;

2) равенство прав, предоставляемых резидентам СЭЗ независимо от их формы собственности, а также равную, без всякой дискриминации, защиту их прав и законных интересов.

В отношении резидента  СЭЗ не допускается:

1)   дискриминация и другие незаконные ограничения прав;

2) принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

Иностранным инвесторам государство  гарантирует право на возврат  своей доли в имуществе предприятия  по остаточной стоимости, а также  перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе в иностранной валюте, полученных от вложенных в СЭЗ инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система  государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством  Республики Беларусь об иностранных  инвестициях. Защита инвестиций и вкладов, вложенных на территории СЭЗ, гарантируется  законодательством Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь [11].

В соответствии со ст. 11 Инвестиционного  кодекса инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены  меры, равные указанным по последствиям.

Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и  полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного  имущества и других убытков, причиняемых  национализацией и реквизицией. Компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного  имущества должна быть равной рыночной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном Президентом  Республики Беларусь или по его поручению  Правительством Республики Беларусь. Кроме того, компенсация должна включать процент, исчисленный согласно официальному курсу белорусского рубля по отношению  к соответствующей иностранной  валюте за период с даты фактической  национализации или реквизиции либо их публичного объявления до даты фактической  выплаты компенсации. Указанный  процент не должен быть ниже, чем  соответствующий процент, установленный  на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR).

Согласно ст. 12 Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь, компенсация  стоимости национализированного или  реквизированного инвестиционного  имущества национальному инвестору  выплачивается в денежных единицах Республики Беларусь, иностранному инвестору - в валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции.

 

2.4 Налогообложение в СЭЗ

 

Налоговое законодательство, действующее на территории Республики Беларусь, устанавливает следующие  виды налогов и обязательных платежей, подлежащих уплате резидентами СЭЗ:

1) Налог на прибыль.

Основной нормативный  акт - Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991 г. (с последующими дополнениями и изменениями).

Облагаемая налогом прибыль  исчисляется исходя из суммы прибыли  от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных  прав и доходов от внереализационных  операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Ставка налога - 24 %.

Льгота: по деятельности, на которую распространяется специальный правовой режим, налог на прибыль уплачивается резидентами СЭЗ по ставке, уменьшенной на 50%, т.е. 12 %.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по деятельности, на которую  распространяется специальный правовой режим, освобождается от обложения  налогом на прибыль в течение 5 (пяти) лет со дня объявления ими прибыли.

2) Налог на добавленную стоимость.

Основной нормативный  акт - Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость» от 19.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектом обложения данным налогом являются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь, а также товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. Ставка налога - 18 %.

Льгота: в случае реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость уплачивается в размере 50 % от подлежащей уплате суммы указанного налога. Данная льгота не распространяется на некоторые виды деятельности, например, на торговую и торгово-закупочную деятельность, игорный бизнес.

3) Платежи за землю.

Порядок уплаты регулируется Законом Республики Беларусь «О платежах за землю» от 18.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Плата за землю взимается  ежегодно в формах земельного налога или арендной платы. Размер платы  за землю зависит от местоположения и качества земельного участка.

Конкретный размер арендной платы за земельный участок, предоставляемый  резиденту во временное пользование  на условиях договора аренды, устанавливается  Администрацией СЭЗ с учетом места  размещения объекта, размера, вида вкладываемых инвестиций и оговаривается условиями  договора о предпринимательской  деятельности в СЭЗ.

4) Налог на недвижимость.

Основной нормативный  акт - Закон Республики Беларусь «О налоге на недвижимость» от 23.12.1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектом налогообложения  является стоимость основных средств производственных и непроизводственных фондов и объектов незавершенного строительства (далее по тексту – основные средства), находящихся в собственности или во владении плательщиков налога. Ставка налога – 1 % в год, а по некоторым объектам сверхнормативного незавершенного строительства – 2 % в год.

Информация о работе Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь