Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ 

 

1. Анализ свободных экономических зон как экономической категории 5

1.1. История создания СЭЗ 5

1.2. Определение свободной экономической зоны 10

1.3. Цели создания СЭЗ 15

1.4. Классификация свободных экономических зон 18

2. Оффшорные зоны 36

3. Зарубежный опыт создания и функционирования СЭЗ 40

3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной    экономикой 40

3.1.1. Ирландия 40

3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46

3.1.3. Япония 59

3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64

3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64

3.2.1.1. Польша 64

3.2.2. Азия 71

3.2.2.1. Китай 71

3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84

3.3.1. Бразилия 84

3.3.2. Мексика 86

3.4. Выводы к главе 94

4. Проблемы создания и функционирования СЭЗ в России 96

4.1. История создания СЭЗ в России 96

4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в    Приморском крае 107

4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107

4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120

4.2.3. Выводы 124

4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127

4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127

4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132

4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138

4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции  на будущее 141

5. Рекомендации по созданию и развитию СЭЗ в России 146

5.1. Законодательная база 146

5.2. Льготы 148

5.3. Территория СЭЗ 152

5.4. Порядок пользования землей и недрами 153

5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153

5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160

5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162

5.9. Выводы 163

Выводы 165

Заключение 168

Список использованных источников 169

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Аннотация 189

 

 

Введение

 

Свободные экономические  зоны как особые хозяйственные образования прочно вошли в экономики многих стран мира.

На протяжении многих веков  некоторые страны создавали на части  своей территории льготные условия, желая привлечь иностранный капитал  и развивать отдельные виды хозяйственной  деятельности. Свободные экономические зоны прошли длительный путь развития: от свободных портов и гаваней до транснациональных зон, объединяющих в себе несколько стран. Таким образом, корнями СЭЗ уходят в глубокую старину, но в то же время обогащают свою практическую деятельность новым содержанием современной цивилизации. Эволюция СЭЗ идет постоянно, при этом она не осуществляется в жестких однажды заданных рамках. Развитие идет от простого к сложному, от дешевого, быстроокупаемого варианта к многоотраслевому и капиталоемкому.

Различные типы свободных  экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для  притока в многочисленные регионы  и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.

Несмотря на то что свободные  экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

На данный момент в мире действует, по разным оценкам, от 500 до 1500 СЭЗ [11]. Есть они в развитых странах  – США, Германии, Великобритании, Японии и в развивающихся – Китае, Бразилии, Мексике и др.

В странах с передовой  экономикой СЭЗ создают в первую очередь в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к среднему уровню. В странах развивающихся  – для привлечения инвестиций и обеспечения технологического и промышленного роста. Главная проблема состоит в том, что результаты таких опытов иногда разительно различаются. Например, в Китае (где еще в 1984 году в 14 городах были образованы зоны экономического развития) объем инвестиций в одну зону составляет сегодня около 1 млрд. долл. ежегодно. А вот на Украине, где сейчас имеется 11 СЭЗ и 9 территорий приоритетного развития, получились не точки роста, а внутренние оффшоры, где на почти законных основаниях осуществляется уход от налогов. Почти такая же ситуация имеется и с СЭЗ в России. Почему такая разница?

Я предполагаю, что наибольшая часть проблемы для России состоит  в том, что недостаточно подробно изучен и проанализирован опыт работы СЭЗ в различных странах, его  достижения и промахи. Поэтому в  своей дипломной работе я рассмотрю  историю зарождения и развития СЭЗ, опишу и проанализирую опыт некоторых стран, в которых функционируют различные виды СЭЗ, в том числе и Россию и в заключение сформулирую собственные методические рекомендации по становлению и развитию СЭЗ в Российской Федерации.  

1. Анализ  свободных экономических зон  как экономической категории

1.1. История создания  СЭЗ

 

В целях ослабления жесткого таможенного режима, упрощения таможенных процедур и снижения высоких пошлин, которых придерживалось большинство европейских государств, в средние века в портовых городах возникли первые районы "порто-франко": Генуе, Венеции, Марселе. Их территория отделялась от остальной территории специальной таможенной границей для беспошлинного ввоза и вывоза товаров. При перемещении товаров на территорию своей страны применялся обычный таможенный режим. Первый из известных в истории "порто-франко" существовал в римскую эпоху на острове Делос в 166 г. до н.э. [30, 30]. Здесь приезжие купцы освобождались от налогов, пошлин и выполнения некоторых административных формальностей. Таким образом "порто-франко" как организационно-экономическая форма характеризуется:

1. обособленностью его  территории от остальной территории  страны;

2. режим "порто-франко" вводился уже не только для  развития внешней торговли, но и для подъема экономики того или иного региона.

В таких районах интенсивнее  развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, обеспечивалось снабжение населения товарами, которые не производились в данной стране.

На смену "порто-франко" пришли "свободные гавани" или "свободные порты". В отличие  от своих предшественников на территории "свободного порта" не разрешалось  проживание лиц, не имевших отношение  к эксплуатации и охране товаров, потреблению ими товаров, не оплаченных пошлиной. При вывозе товаров из свободных портов в страну таможенные пошлины взимались в обычном порядке. Статус свободных портов получили Гамбург, Ганзейские города – Любек и Данциг, такие порты как Генуя и Марсель, а также Одесса, Владивосток, Батуми (см. рис.1.1. приложения).

Первой свободной экономической  зоной в мире считается город  Ливорно, который в 1547 году был объявлен городом свободной торговли [24, 12].

Нетрудно заметить, что  для образования свободных портов именно в данный период были характерны определенные предпосылки или условия  их формирования – развитие товарно-денежных отношений, становление системы международного разделения труда, начало формирования крупных рынков, развитие внутренней и внешней торговли.

Итак, первый этап в развитии СЭЗ характеризовался тем, что они  представляли собой торгово-складские и транзитные зоны. Это самый древний тип СЭЗ, дающий возможность предприятиям складировать, упаковывать, маркировать, частично перерабатывать и перегружать товары в условиях освобождения от таможенных пошлин, других сборов и административных барьеров. В настоящее время в мире действуют более 200 небольших свободных портов для транзита, складирования товаров и торговли.

К сожалению, до нас не дошли  материалы того времени относительно системы управления подобными СЭЗ, так как, вероятно, тогда вообще не существовало теоретических разработок в области управления. Но можно предположить, что уже на начальных этапах своего развития механизм управления СЭЗ содержал элементы планирования, организации, стимулирования. Последние же получили наибольшее развитие и представляли собой несистематизированный набор мер государственного регулирования в основном в части таможенных пошлин [14, 71].

По мере монополизации  рынка и усиления протекционистской  политики государств "свободные порты" стали упраздняться, а на их территориях и в других торговых центрах начали создаваться специальные экономические зоны, где все большее значение приобретала переработка товаров.

Это не могло не повлиять на черты СЭЗ. Теоретически обосновали формирование нового типа СЭЗ англичане  П. Халл, С. Хоув и американец С. Бутлер, предложившие концепцию выхода из кризиса  и развития районов, находящихся  в тяжелом экономическом положении. Суть ее состояла в том, что в таких  районах предпринимателям, изъявившим желание заняться здесь бизнесом, предоставлялся ряд льгот: менее  жестко регламентировалась их деятельность, допускался ряд банковских и страховых  операций, которые обычно запрещались  действующим законодательством (в  частности, возможность оперировать любой валютой; иметь отношения с контрагентами, находящимися вне зоны и др.) [30, 66]. Эти меры способствовали активизации производственной, торговой, сервисной деятельности. В отличие от своих предшественников СЭЗ из собирающих пунктов и центров распределения товаров превратилась в места их промышленной обработки и трансформации с правом последующей реализации – экспорта. В результате чего образуются так называемые экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), ознаменовавшие собой период научно-технического и технологического прогресса, интеграции ряда государств в систему мирохозяйственных связей, активизации инвестиционной деятельности.

Расширение хозяйственных  функций СЭЗ потребовало усложнения экономического механизма их функционирования. Особый таможенный режим, характерный для свободных портов, дополнился налоговыми и другими финансовыми инструментами государственного регулирования. Развитие коммуникаций позволило создавать СЭЗ не только в портовых районах. Со временем термин "СЭЗ" стал применяться к районам, где действует та или иная система финансово-кредитных и других льгот по отношению к предприятию и которые по этой причине несколько обособлены от остальной территории страны.

Первой СЭЗ промышленно-экспортной направленности, успех которой подтолкнул к созданию подобных зон в других странах, явилась созданная в  Ирландии 1959 году зона вблизи международного аэропорта Шеннон. Главной целью этой зоны поначалу было сохранение рабочих мест ввиду потери аэропортом своей ниши в трансатлантических перевозках [14, 72].

Позднее, налоговые и таможенные льготы позволили привлечь в зону ряд предприятий экспортной направленности, повысить технологический уровень  этих производств с помощью созданного здесь на базе местного университета технологического парка, что, в свою очередь, способствовало экономическому подъему всей страны и, прежде всего, ее наиболее отсталой, западной части.

С тех пор ЭПЗ добились крупного успеха, распространившись  преимущественно в развивающихся странах. По некоторым данным ныне действует свыше 145 ЭПЗ в более чем 40 странах. Около 75% деятельности ЭПЗ в мире приходится на фирмы, производящие одежду и электронику. Среди других важных отраслей промышленности можно назвать переработку сельскохозяйственного сырья, производство мебели, обуви, кожевенных изделий, спорттоваров и других изделий легкой промышленности.

Таким образом, второй этап в  развитии СЭЗ характеризовался появлением новых организационных их форм, отличающихся от своих предшественников более сложным механизмом управления, расширением масштабов производственной деятельности и углублением международного сотрудничества.

Следующий этап развития СЭЗ  начался в 80-е гг. в связи с  принятием ряда мер, направленных на преодоление застоя в отдельных  отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Усиление экономического развития таких районов достигалось созданием так называемых зон развития (предпринимательские зоны), в задачи которых входило не стимулирование экспорта, а сохранение существующих и создание новых рабочих мест в районах экономического упадка за счет льгот для предпринимательской деятельности, причем не иностранного, а национального частного капитала. Такие зоны получили широкое распространение в Великобритании, Италии, США, Франции. Их создание базируется на специально разработанных программах развития территории. Особенностью государственной политики создания таких СЭЗ является ориентация не на привлечение иностранного капитала, а на предоставление преференциальных прав данным регионам на период от 10 до 20 лет. Эти зоны в противоположность анклавным зонам в развивающихся странах стали важными центрами регионального развития, основанного на трех "д": дерегламентации, дефискализации, дебюрократизации [19, 82].

Всего свыше 1400 предпринимательских  зон всех уровней (федерального, штатного, местного) действуют в городах и пригородных районах США. Быстрое их распространение объясняется экономическими и другими льготами, предоставляемыми американским компаниям, действующим на их территории. Так как развитие предпринимательства и сокращение безработицы – две основных цели государственных программ предпринимательских зон всех уровней, то власти оказывают всяческое содействие этим зонам в достижении поставленных целей. Одна из причин политики по созданию предпринимательских зон и предоставлению им новых льгот состоит в том, что зоны не ложатся тяжелым бременем на бюджеты всех уровней и в то же время способствуют повышению деловой активности в депрессивных районах страны, уменьшению размеров безработицы, сокращению бюджетных ассигнований на различные социальные программы. В данный период также начинают формироваться такие типы зон, как комплексные, технико-внедренческие и оффшорные зоны.

И, наконец, в начале 1990-х  гг. в период, когда крупное производство стало перерастать географические границы национальных рынков, начали появляться трансграничные зоны роста, а также узкоспециализированные зоны.

Сопоставляя хронологию развития различных типов СЭЗ, можно сделать предположение, что каждый из новых этапов их развития был обусловлен скачком в экономическом развитии мирового хозяйства, происходящим после очередного экономического кризиса. Так образование зон свободной торговли произошло в период подъема мирового хозяйства после Великого экономического кризиса 1929-1933 гг., во время которого объем промышленного производства в капиталистическом мире сократился в среднем на 44%, мировой торговли – на 61%, общая численность безработных в капиталистическом мире достигла 30-40 млн. человек.

Информация о работе Свободные экономические зоны